Лицо со шрамом и хирург с шармом: Денис Шведов в ретродраме «Доктор Преображенский»
Первый канал представляет сериал о становлении пластической хирургии в СССР. Режиссеры вдохновлялись… Бертолуччи и Роммом!
Вы же любили актера Дениса Шведова? Секс-символом его называли? Поздравляем, на вашей улице перевернулся грузовик с пряниками: на этой неделе будут идти сразу три сериала с этим актером. Вдохновленный успехом «Казановы», Первый канал представляет еще одну ретродраму, действие которой разворачивается в Советском Союзе — «Доктор Преображенский» (параллельно Шведов продолжает жечь в «Иванько» на ТНТ и ищет убийцу, будучи призраком, в драме «Фантом» на ТВ-3).
60-е годы, главный герой — авторитетный хирург с фронтовым прошлым. Живет с сестрой, у которой шрам на пол-лица, что ставит крест на личной жизни девушки. О пластической хирургии советские чиновники от медицины знают только понаслышке — как о порочной практике на загнивающем Западе. Считается, что нашему гражданину — строителю коммунизма краса лица ни к чему, ведь главное — богатое внутреннее содержание. Младший коллега Преображенского — талантливый хирург Зорин (Петр Скворцов) придерживается другого мнения: он тайком читает западные журналы по эстетической медицине и подпольно помогает чающим красоты женщинам. Постепенно и Преображенский понимает, что в СССР нужен официальный Институт красоты. И фамилия героя, и без того заставляющая вспомнить булгаковского доктора-однофамильца, сразу заиграет новыми красками: преображать женщин со шрамами — его новое призвание.
Первое впечатление, что это насыщенная производственная драма под сочным мелодраматическим соусом, тонко просчитанная под вкусы аудитории Первого канала. Сходу счесть сериал заурядным мешает тот факт, что сняли его Сергей Тарамаев и Любовь Львова — режиссеры, громко заявившие о себе тончайшей артхаусной драмой о «Зимний путь» (2012), а позже выпустившие картину «Метаморфозис» (2015). Герои обеих лент — гениальные музыканты (оперный певец и пианист), по сути это фильмы об одиночестве. Интерес к человеку профессии очевидный и последовательный, и даже интересно, как режиссеры авторского кино справятся с прокрустовым ложем сериала на эфирном ТВ.
«Мы раньше снимали только современное кино, — напоминает Любовь Львова. — «Доктор Преображенский» — это 60-е годы. Нашими референсами (здесь: эстетическими образцами. — Авт.) стали отчасти фильм «Конформист» Бернардо Бертолуччи и картина «Девять дней одного года» Михаила Ромма. Бертолуччи влиял на нас с точки зрения изображения. А влияние Ромма больше касалась внутренней начинки — теплоты и человечности».
Теплоту и человечность пришлось искать в себе Денису Шведову, которого обычно зовут на роли не сомневающихся в себе и умеющих стрелять мужчин. Актер признается, что сначала удивился предложению, но в конце концов «я начал понимать, как мне это играть».
В сериале также занята Агния Дитковските: ее героиня — дочь советского дипломата, которой срочно требуется помощь пластического хирурга.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Легендой советской пластической хирургии был доктор Александр Шмелев, оперировавший многих кинозвезд тех лет. В 1967 году в Москве был открыт Институт красоты на Новом Арбате. Сценаристы сериала, конечно, опирались на образ Шмелева, но Преображенский все-таки вымышленный персонаж.
Пластические операции в СССР с его бесплатной медициной можно было сделать только по хозрасчету, то есть за деньги. Пластика стоила от 5 руб., круговая подтяжка от 7 руб. Средняя зарплата в те времена составляла около 100 руб.
Первый канал
«Доктор Преображенский»