Она водила троллейбус, но все время куда-то не туда. И было у нее три ребенка, и назревала в семье война.
В горнолыжном поселке «Роза Хутор» в Сочи 9-14 сентября проходит фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон». Российские стриминговые сервисы представляют новинки, которые покажут в ближайшее время — осенью, зимой или весной (то есть в только что начавшемся сезоне). Корреспондент «КП» — Сериалы» докладывает с места событий.
«Дети перемен» 18+
Драма.
Режиссеры и сценаристы: Сергей Тарамаев и Любовь Львова.
В ролях: Виктория Исакова, Слава Копейкин, Макар Хлебников, Хетаг Хинчагов, Лев Зулькарнаев, Кузьма Котрелев, Андрей Максимов, Сергей Гилев, Артем Кошман, Софья Лебедева, Дарья Матвеева, Руслан Братов, Александр Яценко, Тимофей Трибунцев, Александр Матросов, Артём Быстров, Денис Парамонов, Глеб Шевнин и др.
Наша оценка: 7/10
Где покажут: Start.
Один из двух самых выдающихся супружеских дуэтов современного русского кино начинал с артхауса (блистательная драма про трагическую дружбу гопника и оперного тенора «Зимний путь 2012 года), а в последние годы крепко обосновался в сериальной индустрии («Фишер», «Черная весна», «Доктор Преображенский»).
В этот раз Тарамаев&Львова взялись за исследование середины девяностых. У водительницы троллейбуса Флоры (Виктория Исакова) трое сыновей от разных мужей (не приживались как-то): Петр (Слава Копейкин) от бандита, Юра (Макар Хлебников) от научного сотрудника (Сергей Гилев) и пока школьник Руслан (Хетаг Хинчагов) от горячего рыночного торговца. Братья абсолютно разные, траектория их судеб складывается в прямой зависимости от семени, давшего им жизнь: старший — восходящая звезда ОПГ, средний — начинающий художник, расписывающий афиши и влюбившийся в томную держательницу борделя (Софья Лебедева); младший пока в школе, но уже влюблен в сетевой маркетинг, где ушлый босс (Артем Кошман) заменяет ему фигуру отца.
Флора — душевная женщина, на работе любит сказать в микрофон что-то ободряющее пассажиров, а не просто остановку объявить. Центробежная сила эпохи вот-вот отбросит от нее сыновей на недосягаемое расстояние, а она улыбается и даже не замечает, по какой дорожке пошел ее старший — хотя все вокруг это знают. Вот-вот лопнет фурункул братского конфликта: средний дружит с честным ментом Витей (Кузьма Котрелев), Петю это бесит, к тому же Витя намеревается посадить Петю (вряд ли у него получится — в ментовке продались бандосам чуть более чем все во главе с персонажем Артема Быстрова).
Возможно, из этого вышла бы отличная драма: мать, о степени легкомыслия которой можно только догадываться (эдакая «Ольга» — влюблялась без памяти в первого встречного, а там трава не расти), все же не спилась, а нашла свое тихое счастье в заботе о детях — да и хрен с ними, с мужиками. Покров ее любви мог бы трещать и рваться, но до последнего оберегать ее пацанов. Мог бы и не спасти в итоге.
Но нет: режиссеры-сценаристы вдруг переводят основной фокус на бандитов: глава ОПГ, истеричный и тщедушный, напоминающий тощую жабку Сергей Михайлович (невероятный Тимофей Трибунцев) намерен подмять город целиком, а для этого требует от братвы стрелять и убивать. Петр активно воплощает мечту босса в жизнь, не забывая при этом рефлексировать. Он вообще странный бандит: тайно посещает педагога по оперному вокалу, чтобы сносно петь арию Германна из «Пиковой дамы» (результат детской травмы в момент, когда агапэ уступало место эросу). И тут начинается стрельба и мельтешение, разборки ОПГ Сергея Михайловича с группировкой «спортсменов», с пальбой на похоронах.
Снято все великолепно, с массой нюансов и фразочек, достойных мемефикации. Нанятый на пьянку бандитов актер местного театра (Александр Яценко) вынужден развлекать всю эту шваль на манер шута горохового. Сначала он поет из Владимира Кузьмина, а потом от него требуют изобразить что-то из спектакля. И актер заряжает финальный монолог Сони из «Дяди Вани»: «Мы покорно умрем и там, за гробом, мы скажем, что мы страдали…», а вскоре ссыт в тапочки хозяина, обрекая себя на смерть.
Вопрос только, зачем это все. Почему больших художников опять интересуют бандиты девяностых и их разборки? Зачем это все придумано и снято? Почему так быстро отодвинута в сторону Флора — женщина хорошая, но слепая, и мы наблюдаем, как тупорылый бык-охранник подает тощей жабке, выходящей из бассейна, полотенчико? Почему основные герои — бандиты, а не люди?
Конечно, на фестивале показали только две серии. Конечно, Тарамаев&Львова не так просты, чтобы согласно воле продюсеров снять зрелищное пифпаф-кино без вшитого в подтекст авторского послания. Просто их кино, даже сериальное, нужно внимательно слушать и анализировать. Неспроста же женщина с именем богини весны водит троллейбус — метафорически куда-то не туда.
Но увиденного хватило, чтобы заныли зубы и набухли лимфоузлы: черт-черт-черт! Почему вы не убили персонажа Славы Копейкина за эти две серии? Почему Сергею Михайловичу хотя бы не оторвало ногу? А улыбчивая Флора вообще собирается разочаровываться в себе?
P.S. Ну, и про «Слово пацана», которое будто бы продолжает сериал «Дети перемен». Хронологически — да. Выжившие дети улиц поздних 1980-х выросли и стали коллективным старшим сыном Флоры. Но нет: при всех претензиях к «Детям перемен» это куда более совершенный продукт в технологическом смысле и гораздо более сложный идейно.
P.P.S. Есть надежда, что Петр зарежет Сергея Михайловича и все в «Детях перемен» наладится.
Главное фото: кадр из сериала