Не просто «Потомки солнца» по-китайски: удивительная дорама «Белое оливковое дерево»
Китайская дорама о войне и любви
1 февраля 2025 года состоялась премьера китайской дорамы «Белое оливковое дерево», которая на первый взгляд сильно напоминала популярную корейскую дораму «Потомки солнца» с Сон Джун-ги и Сон Хе-гё. Читая аннотацию и смотря на постер, можно было увидеть много общего: восточная страна, чрезвычайные события и расцветающая на этом фоне любовь военного и гражданской девушки. Казалось, что дорама будет просто «Потомками солнца» по-китайски. Однако оказалось, что ей действительно есть чем удивить в хорошем смысле и немного в плохом.
Журналистка Сун Чжань оказывается в опасности, выполняя задание в одной из стран Востока. Ее спасает инженер-взрывотехник Ли Цзань, который был там в составе добровольческой миссии. Несмотря на то, что их первая встреча оказалась короткой, через некоторое время они снова встречаются в Восточной стране и влюбляются друг в друга.
Но неожиданный взрыв обрывает их отношения. Сун Чжань и Ли Цзань с тяжёлыми ранениями возвращаются в Китай и теряют контакт друг с другом. Ли Цзань винит себя за смерть друга, который пожертвовал собой во время взрыва, а Сун Чжань оказывается в центре скандала из-за фотографии, которую она тогда сделала. Оба превозмогают двойную боль как от физических, так и эмоциональных ран. Благодаря случаю они снова встречаются и постепенно заново выстраивают свою жизнь.
В первой серии «Белое оливковое дерево» действительно напоминает «Потомков солнца», здесь даже есть сцена, в которой главная героиня наступает на мину. Но если в «Потомках солнца» мина оказалась скорее шуткой капитана Ю Чжи-джина, то в «Белом оливковом дереве» она оказалась самая настоящая. Наверное, именно в этом моменте раскрывается главное отличие, казалось бы, похожих дорам, они фокусируются на совершенно разных вещах.
Если герои корейской дорамы в основном сталкиваются с чрезвычайным происшествием природного характера в виде землетрясения, то герои китайской дорамы находятся в центре ожесточённого вооружённого противостояния. «Белое оливкое дерево» рассказывает о работе волонтёров, наёмников и жизни обычных жителей, жестокости и доброте в стране, раздираемой долгим военным конфликтом. Несмотря на то, что в дораме абстрактная страна, и в политику и причины противостояния никто не углубляет, авторы дорамы хотели в этой абстракции отразить подобные внутригосударственные конфликты, которые происходят по всему миру. Как постоянная борьба власти и противоборствующих ей сил влияет на жизнь населения страны. Именно это предстоит увидеть глазами главных героев.
Журналистка Сун Чжань отнюдь не боевая и прорывная девушка, которая привыкла находиться в опасности. Наоборот, это хрупкая, добрая и порой неуклюжая. Кажется ей совсем не место в таком опасном месте. Но её по-настоящему восхищает древний город и его жители, которые продолжают жить и радоваться, несмотря на то, что в любую секунду может произойти очередная трагедия. Сун Чжань хочет как можно лучше узнать местных жителей и традиции Восточной страны, чтобы показать их как можно более реалистично в своих журналистских материалах. Она искренне переживает за то, что происходит, поэтому продолжает работать, стараясь хоть как-то помочь. Главная героиня порой кажется слишком наивной, доброй и стеснительной, как будто она из типичной китайской романтической дорамы. Однако, в то же время, в ней чувствуется стойкость и рвение, которое помогает ей в столь опасном месте, и её внешность несколько обманчива.
Инженер-взрывотехник Ли Цзань на самом деле не военный, он гражданский волонтёр, работающий в составе группы наёмников. Молодой сильный красавец, который способен постоять за себя и покорить всех девушек в округе, обучает местных военных работе со взрывчаткой и участвует в разминировании территории. Ему также часто приходится рисковать жизнью, работая с различными бомбами в условиях «горячих» перестрелок.
В отношения главных героев хорошо отражают и повседневную жизнь местных жителей. Сун Чжань с первой встречи с Ли Цзанем проникается к нему сильной симпатией, как и он к ней. Это совершенно не скрывается, а скорее даже подчёркивается взглядами, смущением и довольно долгими сценами под романтическую музыку, как принято в китайских дорамах. Вот они вечером мило разговаривают в баре, наслаждаясь минутами спокойствия, вот общаются и помогают местным жителям или просто идут по улице с друзьями. Проходит секунда, и неожиданно начинается стрельба и возникает опасность взрыва. Всё спокойствие улетучивается буквально в одно мгновение, и этим контрастом пропитана вся первая половина дорамы. Герои едут на машине, наблюдая красивую природу и потрясающий мираж с деревом оливы, но стоит свернуть на другую дорогу, и там уже будут голодающие дети или опасные вооружённые люди.
В этом плане дорама смотрится крайне свежо, интересно и очень сильно. Она несёт крайне гуманистический посыл и сожаление о том, что прекрасные древние города и культура целых народов уничтожаются в огне вечного конфликта. Местные жители чувствуют отчаяние и бессилие, а волонтёры, которые искренне хотят помочь, также со временем начинают понимать, что помочь всем здесь просто невозможно. Герои постоянно находятся в реальной опасности, хорошо знакомые им люди умирают, а отношения Сун Чжань и Ли Цзаня прерывает неожиданный взрыв, который сильно меняет их обоих.
После того как главные герои вынуждены расстаться, дорама продолжает рассматривать сложные темы, связанные с боевыми действиями, концентрируя своё внимание на психологических последствиях. Сун Чжань и Ли Цзань смогли пережить мощный взрыв, их физические травмы зажили, но вот психические никуда не делись. Тревожность, депрессия, панические атаки, заблокированные воспоминания. В дораме хорошо показано, как живут люди с посттравматическим стрессовым расстройством. Опять же история хорошо играет на контрастах, ещё недавно главные герои были совсем другие, но нахождение в настолько опасных местах с каждой минутой несёт в себе всё больше рисков, которые нам не боятся показать.
Тем не менее, когда Сун Чжань и Ли Цзань снова встречаются уже в спокойном Китае, и история начинает уходит в сторону привычной романтики. Они ходят на свидания, постоянно обнимаются и достаточно много целуются. Всё превращается в тёплую повседневную романтику, герои очень мило смотрятся вместе и стараются помочь друг другу жить дальше. Больше времени уделяется семейным отношениям, ведь отец и мать Сун Чжань совершенно по-разному смотрят на её работу, отец Ли Цзаня понимает, что его сын сильно изменился и ему сейчас очень тяжело. Конечно, главные герои всё-таки скрывают многие из проблем от друг друга, но их отношения постепенно становятся такими, какими и должны быть, тёплыми и исцеляющими.
Однако в дораме практически 40 серий, и примерно после её середины начинают происходить события, которые уже производят достаточно плохое впечатление. Постепенно из военной драмы и хорошей романтики всё начинает превращаться в посредственную мыльную оперу. Одни герои начинают слепнуть, другие оказываются при смерти, на этом фоне конфликтов и споров становится всё больше. Это сильно отличается от того, что происходило ранее, причём в отрицательную сторону. Создаётся ощущение, что события происходят лишь потому, что нужно такой драмой просто занять определённое время. Это самый проседающий момент истории, который кажется не нужным, потому что в конечном итоге весь нагнанный драматизм потихоньку сходит на нет.
В это же время возвращаются и интересные темы. Следующий вопрос, который рассматривает дорама, это почему многие возвращаются в зону конфликта. Казалось бы, это парадокс: люди, своими глазами увидевшие смерть и разрушения, решают снова вернуться. Какие у них могут причины? Авторы дорамы через главных героев пытаются дать ответ на этот вопрос. При этом хорошо показано, что вернувшиеся в Восточную страну Сун Чжань и Ли Цзань сильно изменились с момента их первой встречи в этом месте.
Кроме главных героев, в дораме есть и другие интересные герои и сюжетные линии. Одним из центральных персонажей является наёмник Бенджамин, который сначала кажется грубым человеком, который всячески пытается показать свою силу, авторитет и желание просто заработать денег. Однако, чем больше его узнаёшь, тем больше проникаешься к нему симпатией. Особенно интересными получились его отношения с другом Сун Чжань и журналистом из Восточной страны. В них раскрывается как Бенджимина, так в целом тема дружбы.
Также интересной получилась сюжетная линия начальницы Сун Чжань, которая сначала казалась частью традиционного любовного треугольника, но в итоге через неё раскрывается тема того, что людям, которые никогда не были в зоне боевых действий, сложно представить, какой эффект это оказывает на человека. Ещё один интересный момент состоит в том, что здесь нет конкретного главного злодея. Есть некие жестокие повстанцы, но это скорее обезличенное зло, потому что они жестокие, но больше о них практически ничего неизвестно. Главным антагонистом дорамы скорее является чувство безысходности и жестокой бессмысленности столь трагических событий. Это прослеживается и в диалогах героев, во многих сценах. Этому противопоставляется как раз белая олива — символ мира, который продолжает расти в Восточной стране, несмотря на то, что постоянно находится в грязи и в пыли.
«Белое оливковое дерево» — это военно-романтическая драма, которая рассказывает о жизни внутри военного конфликта, о красоте мест, о судьбах и мечтах обычных людей, которые оказались в его жерновах, о работе волонтеров, о тяжёлых последствиях, которые оставляет столкновение с войной, о непонимании людей, которые никогда не сталкивались с чем-то подобным. И о том, как во всем этом найти радость, нежность, любовь и счастье. Да, в какой-то момент история перегибает палку, но со временем она всё-таки возвращается в правильное русло. Дорама действительно удивляет тем, насколько глубоко она погружается в столь серьёзные темы, при этом оставляя достаточно места для романтики и любви.
«Белое оливковое дерево»
Жанр: драма, боевик, романтика.
Количество серий: 38.
В главных ролях: Чэнь Чжэюань, Лян Цзе, Ван Тянь Чэнь и другие.
Главное фото: фрагмент постера