Незамысловатая комедия о злоключениях суперзвезды российского масштаба так и норовит обернуться сложносочиненным драмеди.
Кинозвезда Вячеслав Третьяков (Дмитрий Нагиев, уже игравший актеров) купается в лучах славы. Он самый классный и знаменитый. В огромном кинотеатре «Октябрь» с грандиозным успехом прошла премьера комедии «Холостяцкий переполох». Впереди роль Суворова в историческом фильме. Публика, режиссеры и продюсеры не устают ему рукоплескать.

Одно омрачает жизнь Третьякова — блогер-миллионник Никита Кисляк (Антон Лапенко), публикующий разгромные обзоры на его фильмы. Третьяков психует, капризничает, но по наущению своего директора (Жаргал Бадмацыренов) знакомится с Кисляком, желая уладить дело миром. Во время встречи актер выходит из себя и переходит к мерам физического воздействия, чем топит себя в глазах общественности.
Карьера идет прахом: Вячеслава снимают с ролей, от него уходят рекламодатели. Ему грозит уголовный срок. Исправить это можно, только если примириться с Кисляком. А ведь Третьяков долго шел к успеху: сюжет пронизывают лирические флешбеки о юности героя, когда он был одержим профессией актера, несмотря на заикание, провалы на вступительных и, главное, полное неприятие его мечты со стороны холодного и жестокого отца — декана театрального института (Александр Балуев).
При всей условности комедийного жанра глаз режут смысловые колдобины, мешающие проникнуться сюжетом как следует. В реальном мире разгромная рецензия влияет на карьеру артиста примерно никак, даже если речь о популярном блогере (персонаж Лапенко совсем не похож на BadComedian, но в данном случае его пример очень показателен). Кроме того, института репутации в России нет — актер может, скажем, жестоко избивать нескольких жен подряд, но это никак не скажется на его востребованности (Марат Башаров подтвердит). Поставить крест на профессии может разве что заступ за общественно-политические красные линии, и то это актуально только в последние 3 года. Уж один удар в ресторане никто не заметит.
Авторы сценария обманывают сюжетные ожидания и делают Кисляка жителем провинциального городка Новолялинска, к тому же режиссером театрального кружка в местном ДК. Кисляк оказывается не так уж благороден и чист: его хейт в адрес известного актера обусловлен давней на него обидой и тщательно разработанной многоходовочкой. На самом деле Кисляк влюблен в Третьякова (только как в кумира) и хотел бы поставить пьесу (в сериале Кисляк почему-то ее называет сценарием) с ним. «Актерище!» — шепчет он восторженно, заставляя вспомнить рекламную кампанию сотового оператора с участием Нагиева (там было «Тарифище!») Дальше конфликт выруливает на понятные рельсы: две противоположности теперь рядом, и надо как-то выкручиваться.
Как это часто бывает в комедиях с Дмитрием Нагиевым, в сюжет вплетена претендующая на изящество ирония, которая на деле норовит обернуться плоским юмором. Шутка про грядущую роль Суворова не только плоха сама по себе, но и чистый плагиат: как бы комический контраст фактуры актера и роли уже использовался в недавней комедии «Как Деревянко Ломоносова играл». Дальше Третьяков приезжает в Новолялинск, и водитель говорит ему с тревогой: «Вы туда прямо выйти собираетесь?! Ну, в Россию?». Ребята, ну полноте. Уж российские актеры, включая самых высокооплачиваемых, Россию замкадную точно видали. Чать не гламурные блогерши.
В буфете Новолялинского ДК тупой буфетчик не понимает, что такое американо или там капучино — у него есть только сегодняшний кофе, в алюминиевой кастрюле, уже с молоком и сахаром, который надо наливать половником. Это сценаристы в коротких штанишках ностальгируют по советским временам, в которых не жили — ну и что, что такого кофе нет нигде с конца девяностых (его сначала «3 в 1» вытеснил, а потом кофемашины).
Но есть и более удачные шутки. «Что ты катаешь свой негатив туда-сюда, как жук-навозник?! — вопрошает директор Третьякова. — Отпусти его… в МФЦ!» Остро, свежо, парадоксально и актуально — в МФЦ давно напрашивались.
Помимо исключительного даже для комедии неправдоподобия происходящего, сериал еще и чудовищно нетороплив. Искупают это две вещи: во-первых, флешбеки с юным Третьяковым — воздушным, восторженным, оступающимся, однажды совершающим первую подлость на пути к мечте (Никита Касьяненко); а во-вторых, собственно Нагиев, которому эти флешбеки помогают усугубить его главную актерскую особенность.
За хриплой монотонностью его голоса, за его терминаторской мимикой, за его вечным прихахатываньем и почти неприличной игрой в самоиронию все-таки живет настоящее, очень чувствительное, глубоко раненое и тщательно скрываемое творческое «я». Сюжет «Актерища» акцентирует это его свойство, и на экране тонко чувствующий актер, вынужденный существовать в бетонном саркофаге своей фактуры, присутствует дважды — не только как персонаж, но и как собственно Дмитрий Нагиев.
К этому впечатляющему конфликту между внешним и внутренним, к этой размытой грани между актером в сюжете и актером, его играющим, еще бы сценарий повнятнее. Может, авторы и косились на «Бердмена» и «Актрис», но стремление понравиться самой широкой аудитории оказалось сильнее.
С другой стороны, вырваться из плена Сарика Андреасяна, в которым Нагиев зачем-то пребывал годы и годы, — это уже победа.
«Актерище» 18+
Режиссер: Дмитрий Невзоров.
Сценарий: Дмитрий Невзоров, Никита Лундин, Антон Бабаев, Эльдар Джафаргулиев, Вячеслав Дубинин.
В ролях: Дмитрий Нагиев, Антон Лапенко, Жаргал Бадмацыренов, Александр Балуев, Никита Касьяненко, Екатерина Стулова, Евгения Туркова, Ростислав Лаврентьев и др.
Где смотреть: KION.
Главное фото: кадр из сериала