Новая дорама Netflix «Карма» отражает серьёзные проблемы корейских триллеров
Интересная идея под ударом темноты, жестокости и безликости
Новый южнокорейский криминальный триллер «Карма» — это отличный пример для того, чтобы на нём рассмотреть серьезную проблему, которая часто преследует дорамы подобного жанра и может затмить все действительно хорошие идеи, которые в них присутствуют.
Дорама «Карма» представляет собой рассказ о жизни нескольких человек, судьбы которых сплетаются в тугой криминальный клубок. Пак Джэ-ён (Ли Хи-джун) должен огромную сумму денег, и у него есть всего тридцать дней, чтобы вернуть долг, иначе бандиты насильно сделают из него донора органов. Случайно узнав о том, что у его отца оформлена страховка жизни, Джэ-ён решает его убить и выставить всё как несчастный случай. В то же время успешный доктор народной медицины Хан Сон-хун (Ли Гван-су) становится жертвой мошенника Ким Бом-джуна, который требует от него всё большие суммы денег. А в больницу, в которой работает врач Ли Чжу-ён (Чин Мин-а), попадает человек, который был одним из тех, кто надругался над ней, когда она была ещё школьницей.
Главным достоинством нового триллера от Netflix является структура его сценария, которая напоминает культовые криминальные фильмы британского режиссёра Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш», когда несколько незнакомых или малознакомых героев постепенно оказываются объединены причудливой цепочкой событий.
Совершенно аморальное решение Пак Джэ-ёна убить собственного отца ради страховки сводит его с бандитом из китайской банды Чан Гиль-рёном (Ким Сон-гюном), который, в свою очередь, оказывается знаком с Ким Бом-джуном, который решает использовать его ситуацию и для собственного обогащения. Однако желание быстрой наживы в конечном итоге приводит к тому, что опытный мошенник проигрывает в своей же игре. Каждое действие героев всё больше связывает их жизни в одну трагическую цепочку событий.
При этом сценарий отлично обыгрывает название дорамы, потому что жестокая «Карма» обязательно настигнет всех, кто сотворил бесчеловечные поступки, даже когда они этого совершенно не ждут. Таким образом, криминальный триллер про людей, которые забыли о человечности, и тех, кто стал их жертвами, несёт в себе совершенно антикриминальную идею, показывая, чем в большинстве случаев заканчивается жизнь тех, кто решился стать на тёмную сторону. Хорошая реализация довольно интересной сценарной идеи — это то, ради чего стоит посмотреть новинку от Netflix. Но здесь в дело вступают другие элементы сценария и общего стиля, к которым уже есть большие вопросы.
Большая часть дорамы проходит в темноте, в которой иногда сложно даже лица героев разглядеть. В этой тьме процветает совершенно типичная для корейских триллеров жестокость, за которую потом карма всех и наказывает. Конечно, темнота и жестокость — это базовые элементы жанра, которые должны подчёркивать «тёмную» сторону людей и давать ощущения опасности и напряжения. Однако они же могут сыграть с историей и злую шутку. Во тьме и уже приевшейся экранной жестокости может потеряться собственное лицо произведения и все его хорошие идеи. Мрачная безликость делает даже интересную историю просто ещё одной из многих. Именно это случается с «Кармой» и многими другими корейскими триллерами, которые если и остаются в памяти, то только как просто нечто тёмное и жестокое.
Ещё один момент, который не играет на пользу дораме, это совершенно невыразительные герои. Актёрский состав в «Карме» поистине впечатляющий, но в большинстве случаев играть ему практически нечего. Самыми яркими актёрскими работами можно назвать две. Это Пак Хэ-су, который играет мошенника Ким Бом-джуна. Это изворотливый жестокий бандит, который готов пойти на самые гнусные поступки ради собственного обогащения, и Ли Гван-су, который играет доктора Хан Сон-хуна. Успешный врач, который попадается на удочку Ким Бом-джуна и уже не сможет выпутаться из его опасных сетей, даже когда узнает правду. У них действительно есть возможность проявить свои актёрские способности, но даже при этом их герои забываются, как только дорама заканчивает.
Доктор Ли Джу-ён, которую играет известная актриса Щин Мин-а, полноценно появляется в истории только в третьей серии из шести. Она жертва насилия, которая долгие годы не оставляет идею отомстить тем, кто над ней надругался. И однажды у неё появляется реальный шанс это сделать, ведь одна из её целей оказывается прямо в её больнице. Но хватит ли ей жажды мести, чтобы действительно убить человека? При такой драматичной сюжетной линии, у героини Щин Мин-а есть буквально одна запоминающаяся сцена. А известный актёр Ким Нам-гиль, который играет коллегу Джу-ён, кажется, вообще зашёл просто немного посветить лицом, потому что больше делать ему буквально нечего. Герои исполняют свои функции в рамках сценария, но никто из них надолго не остаётся в памяти.
Это ещё один элемент, который усугубляет проблему безликости многих триллеров. В них хорошие актёры часто играют крайне поверхностных героев, которые моментально пропадают из памяти. Актёрский состав «Кармы» действительно привлекает внимание, но дорама совершенно не реализует его потенциал.
У Netflix уже выходило несколько потенциально отличных корейских триллеров. Они были такими же мрачными и страдали от отсутствия единства формы и содержания. В 2022 году был триллер «Кто-то», в котором сюжет перегружен философией и множеством героев, которых так до конца и не раскрыли. Дорама «Образцовая семья», в которой много вопросов уже вызывает главный герой, общая монотонность и концовка, которая всячески намекает на продолжение, которого нет. Также можно вспомнить довольно сильно прогремевшую в 2024 году дораму уже от сервиса Disney+ «Обратная сторона Каннама», потому что спустя некоторое время о ней сложно вспомнить что-то кроме яркой роли актёра Чи Чхан-ука.
Если же посмотреть на лучшие мрачные корейские триллеры последнего времени, такие как «Биография злодея», «Большее зло» и «Белоснежка должна умереть», то в них всё находится в гармонии. Колоритные, хорошо прописанные и запоминающиеся герои являются частью драматического, напряжённого сюжета, который позволяет известным актёрам показать своё актёрское мастерство. В таких условиях уже и жестокие сцены нужны, чтобы подчёркивать характеры персонажей и изменения в них. А мрачность и темнота формируют правильную атмосферу. Всё работает как один мощный механизм.
Возвращаясь к «Карме» — это ещё один безликий триллер, который очень слабо использует как актёрский, так и сюжетный потенциал, который в нём есть. Да, антикриминальный посыл и структура сценария с интересным воплощением вездесущей кармы способны порадовать, но они тонут в остальной вторичности, что делает дораму совершенно проходной.
«Карма» 18+
Жанр: драма, триллер, криминал.
Количество серий: 6.
В главных ролях: Пак Хэ-су, Ли Хи-джун, Щин Мин-а и другие.
Главное фото: кадр из сериала