Создатели дорогостоящего исторического сериала с Энтони Хопкинсом книги по истории почитать поленились
Павел КРЫМСКИЙ, историк
Сериал «Обречённые на славу» (а в оригинале – «Идущие на смерть», по мотивам одноимённого романа Дэниэла П. Мэнникса) уже успели окрестить главным историческим сериалом этого лета. С этим, пожалуй, сложно поспорить. Даже несмотря на многочисленные огрехи в сценарии, съёмках, не слишком впечатляющую компьютерную графику и прочие недостатки сериала получился, как сейчас говорят, более чем смотрибельным. Тем более, больше никаких исторических сериалов этим летом вроде как и не вышло.
Конечно, трудно ожидать от художественного произведения исторической достоверности. Тем более для жанра пеплума, основанного на античных сюжетах, она никогда не была характерна. Тем не менее, порой ляпы прямо-таки бросаются в глаза, и «Обречённые на славу» как раз тот случай. Вот некоторые из самых ярких исторических огрехов сериала.
Двенадцатилетний мачо
Одной из центральных тем сериала является противостояние «партий ипподрома» – четырёх команд, синей, зелёной, белой и красной, выставлявших своих возниц на гонки колесниц. А самым знаменитым и удачливым из таких возниц представлен знаменитый Скорп – славный и практически не знающий поражений гонщик, а кроме того ещё и развратник, хвастун и подлец, готовый ради собственной выгоды идти на предательство и даже убийство. Скорп, пожалуй, один из самых ярких героев сериала, способный составить соперничество римскому букмекеру и бандиту Тенаксу и младшему сыну императора, неугомонному интригану и злодею Домициану. И Скорп, в отличие от Тенакса даже имеет реальный исторический прототип! Есть лишь одна маленькая проблемка. Настоящему Скорпу на момент событий сериала не исполнилось и 12 лет, а славу он обрёл намного позже. Впрочем, вольное обращение с биографиями исторических личностей это наименьший из грехов создателей сериала.
Гражданин, а вы гражданин?
Одна из сюжетных линий сериала посвящена похождениям трёх братьев-конезаводчиков, прибывших в Рим из далёкой провинции Бетика, находившейся на юге нынешней Испании. С собой они привезли на продажу великолепных лошадей, которые обеспечат своим владельцам не одну победу на гонках колесниц. Этих славных коней они с гордостью называют андалузцами, и тут остаётся лишь поразиться провидческому дару испанцев. Действительно, сейчас на месте Бетики расположена испанская область Андалусия. Вот только это название она получила от арабских завоевателей, называвших Пиренейский полуостров «Аль-Андалус». А это имя, в свою очередь, вероятно происходит от вандалов – тех самых, разоривших Рим – которые завоевали эти земли до арабов. Как несложно догадаться, и тех и других от событий сериала отделяют сотни лет. Правда, умение видеть будущее, видимо, стоило испанцам элементарной юридической грамотности. Они хвастаются, что император предоставил им римское гражданство, в то время как на самом деле все жители испанских провинций получили при Веспасиане лишь латинское гражданство – их права всё ещё были значительно ограничены в сравнении с римскими гражданами.
Нумидия или Нубия?
С народами и племенами у создателей сериала вообще вечно возникают какие-то непонятки. Мало того что среди главных врагов Римской империи называются помимо парфян и бриттов называются давным-давно покорённые и стремительно романизирующиеся галлы и… гунны, которые вторгнутся в Европу из азиатских степей спустя столетия и спровоцируют Великое переселение народов! А одни из главных героев сериала, чернокожий гладиатор Кваме, со своей матерью и сёстрами, родом из провинции Нумидия, но при этом поклоняются богам нубийцев, например львиноголовому Апедемаку. Жители Нумидии, расположенной в Северной Африке на территории нынешнего Алжира, вообще не были чернокожи и напоминали скорее современных жителей Алжира – арабов и берберов. Впрочем, создатели сериала как будто спохватившись, вкладывают в уста Кваме реплику о том, что его отец был родом как раз из Нубии, земель южнее Египта. Это могло бы объяснить религиозные предпочтения этой необычной семейки, но цвет кожи матери Кваме, равно как и всех их соплеменников, всё равно заставляет думать, что сценаристы попросту перепутали созвучные Нумидию и Нубию. Или вообще решили не заморачиваться – и так сойдёт!
Побрейся, Флавий!
Видимо, традиции и устои народов античности вообще не очень интересовали сериальщиков. С самой первой серии Тит Флавий Веспасиан, знаменитый полководец и наследник старого императора, своего полного тёзки, щеголяет в богато украшенной парадной броне и с роскошной ухоженной бородой, что призвано, вероятно, подчеркнуть разницу характеров смелого и мужественного воина Тита и его непутёвого братца Домициана, труса и развратника. Доспехи, с которыми Тит, кажется не расстаётся вообще никогда, не желая, видимо, сменить их на более приличествующую моменту «гражданскую» одежду, ещё можно списать на художественные условности, но вот борода – это перебор. Ещё со времён республики все мало-мальски уважающие себя римские граждане начисто выбривали любую растительность на лице, считая, что именно это отличает их от небритых и нечёсаных варваров. Первое бритьё для мальчика было своего рода ритуалом инициации, становлением мужчиной. «Реабилитировать» бороды в глазах римлян и даже ввести моду на них смог лишь император Адриан, правивший спустя почти сорок лет после событий сериала. Конечно, в период империи правители могли позволить себе некоторые вольности – так, Нерон, как и сам Тит, порой изображались с густой щетиной. Но носить полноценную бороду, такую как у сериального Тита, они никак не могли. И на дошедших до нас скульптурных портретах Тит изображён гладко выбритым.
Разговор с будущим
К слову о портретах! Императорский шатёр где-то на Остийской дороге, в котором разворачиваются события заключительной серии «Обречённых на славу», украшен, как водится у киношных и не только римлян, бюстами. Не станем задавать лишних вопросов вроде «Кто таскает вслед за императором тяжеленные скульптуры чтобы всегда иметь возможность разнообразить интерьер походного шатра?». Мало ли было эксцентричных запросов у римских правителей! Интересно другое. Одна из скульптур знакома зрителю с первых серий – это бюст императора Веспасиана, а точнее Энтони Хопкинса, глядя в мраморные глаза которого декламирует свою злодейскую речь предатель Домициан. С остальными всё не так гладко. Тит зачем-то всюду возит с собой скульптурные портреты императора Каракаллы и Луция Вера, соправителя знаменитого Марка Антония. Вот только до рождения Луция Вера остаётся ещё полвека, а Каракалла и вовсе появится на свет почти через сто лет после окончания событий сериала. Видимо, с реквизитом для этой сцены решили особо не заморачиваться, да и притащили всё что было на студии. Кто этих римлян разберёт, все они на одно белое мраморное лицо!
И кровь, и водица
Все римляне в сериале страшно озабочены вопросами крови и родословной – император Веспасиан выбирает наследника из двух родных сыновей, а один из главных героев, Тенакс, предаётся мечтам о том, как однажды он сможет доказать своё патрицианское происхождение.
Вот только едва ли логику героев сериала поняли бы настоящие римляне, которые подходили к «чистоте крови» гораздо прагматичнее. И Юлий Цезарь, и сам Октавиан Август, и все последующие правители Вечного Города назначали себе преемников исходя не из степени родства, а из способностей кандидата и его пригодности к власти. Конечно, все надо было как-то оформить юридически, но это решалось просто – усыновлением. Собственно, Тит был первым римским императором, получившим венец в наследство от родного отца. Это было нововведение Веспасиана, поставившего сенату ультиматум – наследовать ему будут либо сыновья, либо никто. Римляне не стали спорить с грозным правителем, однако саму идею не оценили – Тит правил всего два года и скоропостижно скончался, а его братец-преемник наломал за пятнадцать лет царствования таких дров, что был в итоге зарезан собственными слугами, а потом предан сенатом «проклятию памяти» – даже имя Домициана должно было быть забыто и все воспоминания о тиране стёрты. Передать престол своему сыну, Коммоду, в следующий раз осмелился лишь Марк Антоний. Насколько это решение императора-философа было правильным можно судить хотя бы по тому, что именно правление Коммода часто считают началом заката и падения Римской империи, а его события (пусть и в вольной трактовке) легли в основу фильма «Гладиатор». Как видно, дети государя не всегда сами становятся хорошими правителями, и стоило римлянам забыть об этой простой в общем-то истине, как история жестоко их наказывала. И, кстати, к моменту смерти Веспасиана Тит был его соправителем уже многие годы, так что вопрос о наследнике и не стоял – он просто продолжил править только от своего имени. Так что Домициану пришлось смириться с этим задолго до смерти отца.
Сам ты плебей!
Тенакс же – осторожно, спойлеры! – в детстве был рабом и сбежал от своего господина устроив пожар, в котором тот и погиб. А узнав, что этот знатный рабовладелец был ещё и его отцом, он приходит в восторг – значит, в его жилах течёт патрицианская кровь, он не простой плебей, а, стало быть, может претендовать на государственную карьеру! Можно подумать, что действие сериала разворачивается не в Риме I века от Рождества Христова, а в какой-нибудь Франции времён Старого Порядка или и вовсе в фентезийном Вестеросе из «Игры Престолов», другого сериала, в котором снимался исполнитель роли Тенакса Иван Реон. И там, и там сын знатного дворянина, пусть и незаконнорожденный, и в самом деле имел бы значительные привилегии в сравнении со своими низкородными соплеменниками, и ему ой как имело бы смысл постараться всеми правдами и неправдами доказать такое отцовство. Но, к чести римлян, их представления о «знатности» отличались от средневековых. В волшебные свойства голубой дворянской крови они не верили, прекрасно понимая, что в жилах всех людей течёт одинаковая кровь красного цвета. Несомненно, принадлежность к древнему и славному роду возвышала человека в их глазах. Однако, для начала, принадлежность в юридическом смысле, а не биологическом. Римское право, конечно, вещь сложная, и в жизни могли возникнуть самые разные юридические казусы, однако вообще-то не признанный и не принятый в семью ребёнок, которого римский гражданин прижил от собственной рабыни уж точно не имел бы никаких прав ни на имущество, ни на фамилию этого гражданина.
Впрочем, вообще непонятно с чего это Тенакс так радуется отцу-патрицию. Ведь разделение на патрициев и плебеев стало пережитком прошлого ещё во времена республики – все римские граждане имели равные права. Среди могущественных и знатнейших сенаторов плебеев было не меньше, чем патрициев. Да что там говорить, даже род Флавиев, давший Риму трёх императоров, был плебейским! Сословная принадлежность римского гражданина определялась не тем, кем были его предки (если, конечно, они не были рабами… но это совсем другая и довольно печальная история), а его материальным состоянием. Поэтому богач Тенакс уж наверняка мог рассчитывать на достойное положение в обществе. Так что неясно, что заставляет его, ворочающего миллионами, продолжать жить среди трущоб римской Субуры, вместо того чтобы занять наконец полагающееся ему место в элите. Видимо, исключительно злая воля сценаристов!
Главное фото: кадр из сериала