Наш колумнист Валентина ЛЬВОВА — о военном детективе с Хабенским и Бурковским
В жизни персонажей сериала «За час до рассвета» случалось многое. Они то грабили, то стреляли друг в друга, то влюблялись, то трупы хоронили, то устрицы ели. Танго танцевали и ели салат «Паризьен». Шляпы носили и пальто, от которого даже сегодня веет не ретро и молью, а шиком, недоступным пока пониманию молодых жертв барбершопа. Однако дело происходит в послевоенные годы в некоем южном городке, и сериал позиционируется как исторический детектив.
Это очень уязвимая позиция для свежих устриц. Как они попали в этот милый домашний южный ад?
Сюжет: для того, чтобы поймать неуловимого бандита по кличке Клещ, собирается команда людей, работающих под прикрытием. Прикрытием является Константин Хабенский, ой, простите, майор Шумейко. Жесткая реинкарнация Глеба Жеглова, и прозвище ему дано соответствующее – Сатана. Главой группы оказывается бывший фронтовой разведчик и кавээнщик Андрей Бурковский, он же – Денис Журавлев. Кстати, хорошо он сыграл. Это тот Шарапов, который, после разочарования в Жеглове пошел разбираться до последнего. Проблема в другом – условный «Шарапов» попал в совершенно иной фильм.
Там есть другие люди – старый дядечка, умеющий делать любые документы на коленке (Артур Ваха, он гений). Есть парень, который случайно однажды убил мужика, лапавшего его девушку (Артур Смольянинов). Отвратительное существо по кличке Кот (актер Максим Белбородов), которое было тупо изначально, хотя помогало товарищам не раз, а потом убивало с хладнокровием змеи.. И есть Ольга, тоже, типа, из милиции.
Да, я знаю, чем все закончилось. Спойлеров не будет. Но еще я знаю, что зрительская аудитория как-то быстро разделилась на две части. Первая кричит, что все снятое ерунда («Посмотрите на костюмы и устрицы!»), вторая говорит про комиксы и Чикаго тридцатых годов. Клещмен как суперзлодей их привлекает, что ли? А он, если речь об историческом детективе, возможно, вашу прабабушку отправил к праотцам. И проблема в том, что кино не получилось ни там, ни там.
В последние годы создатели телевизионных сериалов очень сильно включились в тему нацистских преступников, которые куда-то втерлись. Навскидку – «Крик Совы», «Шифр», «Алекс Лютый». А потом еще все залакировано на ТВ «Государственным преступником» 1964 года изготовления (минимум раз в две недели натыкаюсь на разных каналах), «Ларцом Мари Медичи» с негодяем, которого играл Виторган (это раз в месяц), и «Противостоянием», в котором Андрей Болтнев играет предателя той войны.
Современные фильмы тоже нашпигованы предателями, оставшимися у нас после Великой Отечественной. Иногда они не доживают до дня победы, потому что наши отряды – внезапно – попадают в осаду местных полицаев. Бьются до последнего, устриц не требуют.
Все-таки комиксы и неправдоподобность – разные вещи. Неправдоподобность и историческая картина вообще в разных категориях. В поимке бандита по кличке Клещ из сериала «За час до рассвета» не получилось все. Слишком много психологии для комикса, слишком мало правды для хорошего кино.