Страсти по Максиму Аверину
Есть в нашей стране несколько сериальных спецэффектов, случайно выглядящих, как люди, и связаны они, в основном, с теми, у которых бритые черепа. Имя одному из спецэффектов – Максим Аверин, и он появился сейчас в продолжении странного многосерийного произведения под названием «Горюнов». Про наши подводные лодки.
Теперь вышел «Горюнов-2». Там, если о завязке сюжета, где-то на каком-то показательном учении разных военно-морских служб, Горюнов, он же – Максим Аверин – оказывается виновным в том, что новая крылатая ракета не запустилась перед глазами множества иностранных делегаций. И теперь комдив разжалован так, что отправляется на самое страшное судно. Не в оставку. Не в тюрьму. Просто на самое страшное судно, которое вот-вот спишут.
Флот российский плачет. Дружно. Они еще не привыкли к тому, что их изображают с максимальным неправдоподобием. Врачи привыкли, полицейские привыкли, журналисты вообще каждый через одного, а тут снова пришел Максим Аверин приучать. «Склифосовский», «Глухарь»… Ну, и объяснил, сделав брови домиком, что на флоте тоже все невменяемы.
Там, знаете ли, есть юмористические вставки. Обычно вставки внедряются под мотив старого матросского танца «Яблочко». Шутки… Ну, там пошлость на пошлости.
— Я прошел долгий путь от сперматозоида до Капитана Первого ранга.
Так сказал Горюнов. Вот прям такой путь он прошел? Он про сперматозоидов думал все время? Так и вижу этот выкрик в пустоту:
— О, Боже! Как бы мне не подвести этого самого сперматозоида? Что я лично могу сделать?
Проблема «Горюнова», «Горюнова-2», «Глухаря» и «Склифосовского» в том, что сперматозоид не развивается. Он всегда одинаковый. Лысый, бровки домиком. Ржет постоянно и здесь останавливается в развитии. Либо бьет морду кому-то, либо шутит. Любое литературное произведение ждет, когда кто-то начнет действовать. В «Горюнове-2» действия сильно на втором плане. Главное – шутить. И еще мат не использовать. И всех обозвать глистами. А потом внезапно услышать Бетховена, Бизе, Чайковского. И под эту музыку дать всем подряд по морде. А звукорежиссер очень активно включал «Щелкунчика» и «Лебединое озеро», зашлифовывая потом все матросским «Яблочком».
Я посмотрела отклики на первого «Горюнова». Все, кого активно волновала честь моряка, искренне посылали проклятия вслед. Кричали почти про реакцию Мурманска на неаутентичные пейзажи. Были люди, которые говорили про условности художественного самовыражения авторов, так что зачем злиться? Но, честно, не было там художественности.
Спецэффект по имени Максим Аверин, он как петарда. Развития характера не было ни в «Глухаре», ни в «Склифе», ни в «Горюнове». Человек выглядел так, как того от него ждали. Вел себя также. И как только сценарий шел по пути воображаемой лестницы героя, все вокруг видели: ужас. Пусть лучше где-то в коме или на плохом судне. Пусть признается в нехороших деяниях в послании в интернете. Но он всегда не способен к развитию. К распитию – да. К тому, что очередные сценаристы напишут ему сценарий со словами про слоеный пирожок: «нынешний комдив, прошлый комдив, жена». А потом включат «Лебединое озеро» или «Кармен».
Да, в принципе, по поводу сперматозоида Аверина я закончила, но еще хочу сказать: слушайте, режиссеры, хватит вам изображать женщин в состоянии раскаяния и печали, сползающими вниз по стенке и обнажающими ноги в натренированном приседании. Я таких увидела штуки три при переключении каналов. И Аверинская красотка-жена не занимает первого места по сползанию в скорби. Трудно ей – слишком узкое платье сшили. Вы там, в следующий раз, на сцены раскаяния бывших жен, подберите более удобный фасончик. Солнце-клеш, меня не трожь, например. И тут она голову слегка набок, грустя.
И еще. Если вы, сценаристы, не справились с поиском повода посмеяться, не смейтесь. Не поминайте глистов всуе, вдруг придут и отомстят. И даже если не отомстят… Смех без причины — сами знаете. А наш флот заслуживает лучшего. В том числе, и лучших шуток, а не только рапортов об удачно проведенных операциях.
МНЕНИЕ АВТОРА МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ