Страна замерла в карантине, а на Первом канале — новые серии приключений неутомимой сыщицы.
Подполковник Александра Кушнир наслаждается счастьем материнства. Уже два года. Материнство ей, конечно, очень нравится, но смутное беспокойство, которое она непрерывно ощущает, превращается во все более отчетливую тоску по работе. У нашей ищейки вполне наркотическая зависимость: если ей вовремя что-нибудь не разнюхать, она спать спокойно не сможет.
Но Кушнир старается быть лучшей матерью: на двухлетие любимого сына (кстати, его играет дочь актрисы Анны Банщиковой Маша) она устраивает грандиозный пикник на побережье. Легкий ветерок приятно кружит голову, подполковник в декрете бросает взгляд на морскую гладь и ее сердце радостно екает: она видит труп, который волна сносит к берегу. Потом выяснится, что это известная блогерша.
Так начинается четвертый сезон сериала «Ищейка». Это первый сезон с новым режиссером: теперь проект снимает Андрей Головков («Молодежка»), сменивший Дмитрия Брусникина, который скоропостижно скончался в 2018 году в возрасте 60 лет.
Кажется, успех «Ищейки» (снят уже и пятый сезон) — до сих пор большая неожиданность и для Первого канала. Бывает, продюсеры долго вынашивают какой-то проект, мучаются со сценарием, покупают самых модных актеров, тратят кучу денег, а в эфире работа проходит малозамеченной. С «Ищейкой» вышло все наоборот: легкий детективчик сняли как бы заодно с десятком других, как абсолютно проходную вещь — надо же что-то показывать между шедеврами, а народ сидит перед телевизорами как приклеенный.
Пытаться анализировать поведение аудитории — дело неблагодарное, на это влияет слишком много факторов. Но три успешных сезона говорят о том, что есть в «Ищейке», при всей ее легкости, что-то очень основательное, благодаря чему сериал так и не смогли побить параллельные проекты-конкуренты.
Первое, что приходит в голову, — это сценарий. В основе сериала — адаптация американского проекта The Closer, где детектива Бренду Джонсон играла актриса Кира Седжвик. В США сериал выдержал семь сезонов и был закрыт по настоянию актрисы — ну, устала она, можно понять. Что важно, The Closer не получил широкой известности у нас, так что в процессе адаптации получился вроде бы совершенно оригинальный российский проект, а не ремейк. Но с проверенным, искусно выточенным американскими сценаристами драматургическим костяком. Это ведь не то же самое, что свою «Хорошую жену» делать, когда все Good Wife смотрели и ехидничают.
Во-вторых, «Ищейка» появилась очень вовремя, утолив печали хоть и очень нетребовательного, но уставшего зрителя Первого канала. Годы и годы народ пичкали то мелодрамами категории Б, то нудными историческими эпопеями (типа «Троцкого»), то интеллектуальными драмами («Метод»), которые при всей разности жанров объединял звериный пафос и вопиющая серьезность. А «Ищейка» — это несложный иронический детектив, прекрасно отвечающий запросам публики, жаждущей в 21.30 не пустых слез, не работы мозга, а комфорта и отдыха.
«Ищейка» легко обнажила глубинные слои в зрительском бессознательном, сформированные Дарьи Донцовой, а еще раньше, в советские годы, приключениями адвоката Перри Мейсона, мисс Марпл и отца Брауна — мы же помним, что Первый канал смотрят люди, скажем так, степенные. Комедийность «Ищейки» не выражена явно, что тоже большой плюс — нагловатой дерзости, как в ситкомах ТНТ, зритель Первого тоже не потерпит.
Ну и по совокупности как тут не прийти к успеху? Когда зритель принимает вселенную сериала, он не замечает ни истинно российской деревянности диалогов, ни шаблонности персонажей — и главной героини, кстати, тоже. «Ищейка» — сериал обаятельный, добрый; с чуть нелепой и рассеянной Кушнир зрительнице себя легче проассоциировать, чем, скажем, со следовательницей Швецовой из «Тайн следствия», этой холодной Снежной Королевой. «Ищейка» расслабляет, как бокал белого, как массаж воротниковой зоны. А что уставшему зрителю еще надо — и вообще, и прямо сейчас, когда наступили особенно нелегкие времена.
В 4-м сезоне 16 серий, Первый канал растянет их на долгие четыре недели. Как раз на весь странный апрель 2020-го хватит, когда гулять можно только в аптеки и магазины, а денег на это все меньше.
Есть слушок, что четвертая «Ищейка» — это щит Первого канала против неизбежно надвигающейся угрозы: драмы «Зулейха открывает глаза», которую вот-вот запустит канал «Россия 1». История простой татарской женщины в пору раскулачивания и коллективизации вроде бы обречена на успех — несколько лет в стране гремят и книжка Гузель Яхиной, и спектакли по ней. Против лома нет приема, да. Иронический детектив против горького эпоса. Но как знать, как скажется на поведении зрителей нынешнее глобальное уныние, захочет ли он «усугублять»? Может, наоборот, выберет отдохновение души в лице подполковника Кушнир.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Будем наблюдать, как моя героиня пытается успеть между работой и ребенком. Это такая узнаваемая штука для многих женщин сейчас, которые очень много работают, и у которых нет личного времени, пространства, они должны успеть и дома, и в семье. Думаю, это будет очень любопытно». — Анна Банщикова, исполнительница главной роли
«Атмосфера не сменилась, но мы добавили должное количество экшена. Погружаем нашу героиню во всевозможные отвязные, отрывные ситуации в виде залезания на всевозможные вышки, спуски, обрывы». — Андрей Головков, режиссер
«Ищейка-4». Производство Star Media. 16 серий. 2020.
Режиссер: Андрей Головков.
Сценарий: Юсуп Разыков, Сергей Степанов.
В ролях: Анна Банщикова, Александр Макогон, Влад Павлов, Анатолий Гущин, Владимир Николенко, Эдуард Чекмазов, Денис Бургазлиев, Анатолий Кот, Дмитрий Миллер.
Первый канал, с 6 апреля в 21.30.