Каким получился сериал «Война семей»: ругались два товарища
Натужных ситкомов «про семью» пруд пруди, они давно не вызывают никаких эмоций, «Война семей» хотя бы бесит
Два мужика дружат с раннего детства — судьба свела их голопопыми младенцами в поликлинике у одного педиатра. Вместе учились, служили в армии, почти одновременно влюбились в девчонок, женились, нарожали детей — у одного дочь, у другого дочь и сын, завели совместный бизнес и разбогатели; купили один участок на двоих, отгрохали по огромному домине — чтоб всем места хватило. Вместе отдыхают — рыбалка, охота, шашлычок, вместе работают, а тут и детей женить пора, только начали мечтать, чтобы сын одного и дочь другого полюбили друг друга — а так-то оно и случилось! Как в сказке! Пора свадебку мутить, жить да радоваться.
С такого интро начинается первая серия, которое на поверку оказывается видеоколлажом к грядущей свадьбе — за кадром оказываются типичные и, главное, совершенно нетипичные семейные проблемы, безумной ромашкой расцветающие перед изумленным зрителем.
Во-первых, закадычные друзья — прямые противоположности друг друга. Дима (Егор Бероев) — эстет и бонвиван в белой рубашке, трясущийся над своим каким-то особенно уникальным пианино и коллекцией виниловых пластинок. Миша (Александр Робак) — любитель простых мужских развлечений и коньяка. У него и жена Таня — простая, домашняя, мастерица на борщи (Светлана Колпакова), не то что Димина Даша (Ольга Медынич) — циничная интриганка, к тому же ушла от Димы к интеллигентному грузину Ираклию (Джамал Тетруашвили).
Во-вторых, сын Миши накануне свадьбы узнал, что его усыновили. Наконец, разведенец Дима нашел утешение в объятиях дочери своего лучшего друга. Она совершеннолетняя, это законно, но ведь он ей, образно говоря, попу вытирал. Друзья, знамо дело, ссорятся, Миша пытается Диму пристрелить из ружья (и мы его понимаем), потом ссора переходит в неопасную фазу и продолжается, видимо, до конца сезона.
«Войну семей» снимали для «Супера» — маленького нишевого канала для недорогих ситкомов (см. «Фитнес»). Однако потом на ТНТ сочли, что проект подходит и для большого эфира — вероятно, в пику СТС, который сколотил на сериалах такого рода изрядные рейтинги. И сочли не зря: при ближайшем рассмотрении «Война семей» оказывается нетипичным семейным сериалом — есть в нем изрядная доля порочности, в лучшие времена свойственная всем сериальным проектам ТНТ.
На Западе полно семейных сериалов с чем-нибудь «эдаким»: когда геи, наркоманы, алкоголики, беспорядочные половые связи в порядке вещей, но при этом сюжетная линия верна идеалам гуманизма и торжеству добра до самого конца. Вот взять, например, «Бесстыжих» (Shameless) — есть ли какой-нибудь другой сериал, столь же беззаветно отстаивающий идеалы семьи? В «Войне семей» все не так. Во-первых, продюсерам кажется смешной коллизия, когда мужик спит с дочерью лучшего друга, которую сам же частично и воспитал. ОК, с кем не бывает, как говорится, но он же еще и не так чтобы чувствует за собой вину. Отчетливо запахло практически инцестом — это тоже ничего, если находит отражение в сюжете (а что, отличная завязка для фестивальной драмы), но нет. Того и гляди помирятся, отца Димитрия Смирнова на вас нет.
По древней русской сериальной традиции все персонажи «Войны семей» схематичны, в них нет сколько-нибудь организованной мотивации — вот уже три серии минуло, а характеры нисколько не стали четче, понятнее, ближе: все те же роботы без души, им и сочувствовать трудно, и ненавидеть нельзя. Возможно, это конфликт идеи и жанра: в ситкоме и должно быть простенько, но ведь этот «почти инцест» из простоты выпадает. Повествование все время клонит то ли в веселый треш по типу «Горько!», то ли в драмеди, но не выходит ни того, ни другого.
Сколько-нибудь заметные характерные слои обнаруживаются в персонаже Александра Робака: его Миша страдает глубоко, хтонически, красиво обнажая под шкурой бегемота нежное розовое нутро — он дочь любил как никто, а она; а друг как мог? Александр — по-прежнему важный для российского кинематографа и телевидения актер, это безусловно. Но каким же скучным, унылым, не дерзким продюсером надо быть, чтобы раз за разом использовать однажды найденное им удачное амплуа! «Домашний арест», «Шторм», «Эпидемия» и т.д. и т. п. — везде он играет ровно одного и того же простого русского мужика с небольшими разночтениями. А слабо вам, скажем, на роль пианиста его взять? Что за пошлые стереотипы вообще? Хотя, надо признать, свой крест Александр Рэмович несет высоко и гордо — и вообще, и в данном случае.
При всем при этом «Войну семей» можно смотреть, если вы, например, любили в свое время «Сватов». А что? И там забавные семейные приколы, и тут. Только в «Войне семей» семьи побогаче. А мужик с дочкой друга спит — ну, так времена нынче и в самом деле непростые. Натужных ситкомов «про семью» пруд пруди, они давно не вызывают никаких эмоций, «Война семей» хотя бы бесит.
«Война семей». Эфир ТНТ, онлайн-платформа Premier.