Наш корреспондент размышляет, почему увиденное в новом сериале «Властелин колец» не произвело впечатления
Восьмая серия самого дорогого фанфика в истории подошла к концу.
Наверняка шоураннерам обидно. Новый сериал «Властелин колец: кольца власти» обещал быть крутым. Во-первых, беспрецедентный, почти неограниченный бюджет. (Только на первый сезон было потрачено 715 миллионов долларов (43 миллиарда рублей по текущему курсу), что в четверо больше, чем траты на самый дорогой сезон, например, «Игры престолов»). Во-вторых, погруженность в материал. В свое время Питера Джексона, создателя первого «Властелина колец» критиковали за то, что он не в теме, но в итоге Джексону удалось создать шедевр. Поэтому от нынешних режиссеров Пейна и Маккейна ждали шедевра в квадрате. Считай, они сами толкинисты, даже изучили выдуманные языки назубок, так что сообщение о рождении ребенка один из режиссеров написал в соцсетях на эльфийском. Ну а кроме того ребята заручились поддержкой сына Толкиена, а это не хухры-мухры. Первую-то трилогию старик разбомбил из говномета, заявив, что чудесный папкин мир превратили в дешевый блокбастер. А нынешнюю, в гроб сходя, сильно благословил. Ну и, в-третьих, положа руку на сердце, все домохозяйства так соскучились по сказке, что простили бы новому «Властелину» все за возможность еще раз погрузиться в уютненький мир Шира.
Так что создатели «Властелина колец: кольца власти» задумывали в легкую догнать перегнать сериал «Дом дракона», стартовавший в то же время. Однако по итогам первого сезона что-то пошло не так и чьи яйца больше, стало видно невооруженным глазом.
Результат «Властелина» критики назвали попкорновым пуком и сопровождали до последнего такой волной ненависти, что удивление брало. Компании Amazon даже пришлось подтирать негативные комментарии и нафиг закрывать оценивание.
Отчего такая засада? Компания объяснила, что подверглась прессингу расистов, ботов и троллей, которым резали до крови глаза негры-актеры и женщины, останавливающие коня на скаку.
О чем кино
Пятиминутную гармошку, показанную в первой серии первого «Властелина», развернули в длинную колбасу, которой пророчат пять сезонов. Действие сериала разворачивается за тысячи лет до событий первого «Властелина колец». На дворе Вторая эпоха. Повелитель тьмы Моргот потерпел поражение, но его приспешник Саурон точит зуб и копит удаль молодецкую.
Первую сюжетную линию ведет эльфийка Галадриэль (Морвет Кларк). Блондинка Галя уверена в том, что Зло не иссякло и вместе с отрядом бороздит просторы вселенной в поисках поводов для драки. Ее упорство встречает лишь насмешки со стороны дураков-мужчин, они Галю посылают все куда подальше. К середине сериала мужики посрамлены, потому что Зло найдено. Вместе с еще одной воинствующей феминисткой Галя дает бой злу в лице орков. Параллельно у нее завязываются отношения с интересным мужчиной Халбрандом. По виду — настоящий полковник, да еще периодически спасает Галю. К концу сезона, само собой, окажется, что под личиной настоящего полковника скрывается злодей и уголовник. Но Гале даже трудно посочувствовать, потому что играет она максимально необаятельно, словно косплеит Юлю Высоцкую.
Куда больше, чем Гале с мужчиной повезло двум мохноножкам Нори и Поппи. Во время катаклизма в виде падения метеоритов, юные девицы находят большого голого мужика. Есть подозрения, что метеомужик тоже зло, но от плохой жизни он используется в таборе мохноножек как рабсила для перевозки тяжестей. К концу сезона выясняется, что метеомужик как раз-таки добро. И хорошо. К мохноножкам симпатий больше, играют они лучше, чем Галя, хотя изо всех сил косплеят Фродо и Сэма из первого «Властелина».
В мире гномов началась эпоха великих геологических открытий. Гном Дурин нашел кусочек очень полезной хрени. Половину сезона Дурин решает, что делать с хренью. Наладить добычу хочется, но колется и папа-царь не велит. В итоге на хрень забили. Дурин играет, кстати, неплохо, поэтому у них в семье тоже все хорошо и жена у Дурина есть. (В роли жены органично смотрится темнокожая Диса (Софиа Номвете).
Зато у эльфов все плохо. Во-первых, сами эльфы какие-то старые, толстые и некрасивые. Во-вторых, говорят пустословно и пафосно, в-третьих, их главное дерево страдает от какой-то заразы. К концу сериала опытным путем выясняется, что помочь дереву может только хрень, найденная Дурином. Поскольку наладить добычу не судьба, эльфы озадачились в кратчайшие сроки разбодяжить хрень разной петрушкой.
Действо тянется нудно, в традиции бразильского мыла, когда весь сериал ничего не происходит и вдруг в конце все подскакивают как ужаленные начинают быстро что-то разруливать. Связать локации шоураннерам тоже не особо удалось, пока все выглядит отдельными вялыми историями. Но зрители все недостатки сюжета схавали бы за милую душу, ведь время показа сериала выпало крайне удачное. Как известно, чем сильнее потрясения в реальности, тем сильнее хочется уйти из страшного реального мира в мир иллюзий, где хорошо, безопасно, а зло будет наказано по заслугам. Так что требовалось немного: всего-то показать уютненькое местечко, в которое зрителю захочется забраться с ногами. Но не тут-то было
Вроде — и денег дохрена потрачено. И декорации шикарные. И природа Новой Зеландии — загляденье. Но атмосферы нет как нет. Причем, главное разочарование — хоббиты. Вместо домовитых хоббитов-бюргеров, показанных в мире Джексоновского «Властелина» нам явили передвижной табор малосимпатичных бомжей. (Впрочем, говорят, что создатели вдохновлялись цыганами, ну и бубен им в руки.)
Странный кастинг
С кастингом в фильме произошло что-то невообразимое, и оправдания Амазона в том, что их захейтили расисты — от лукавого. Например, сериал-соперник «Дом драконов» тоже подвергся обструкции за темнокожих актеров. Тогда особенно ругались, что Корлиса Велариона, человека, у которого, согласно первоисточнику, была молочная кожа и сапфировые глаза, играет негр Стив Туссен. Но волшебная сила искусства проявила себя — и сейчас к Стиву вообще никаких претензий: мужик сумел убедить даже негативно настроенную аудиторию. А вот занудному мохноногу Садоку Берроузу (Ленни Генри) — не удалось, а у чернокожего эльфа из «Властелина»(Исмаэль Крус Кордова) — вообще ничего не получилось. Исмаэль с одинаково свирепым выражением лица не играет, а присутствует в кадре. Не захочешь, а добавишь: «отрабатывая повестку».
Повестка подосрала
Слово «повестка» встречается в комментариях к сериалу чаще всего. И дело тут не в мобилизации. Что фем-, что негроповестка торчат из сериала так неэлегантно, словно режиссеры отрабатывали тяжелые повинности. Показываем локации, белую героиню и обязательно черную. Пусть даже она потом она не сыграет никакого рояля, и пофигу что сюжетные линии некоторых героев смотрятся вставным черным зубом.
Все это сделало сериал длиннее и зануднее этого текста. А непрописанные пафосные диалоги довершают неприглядную картину.
«Ты знаешь, почему корабль плывет, а камень тонет? Потому что камень смотрит вниз!»
«Это место так пропитано злом, что факелы не греют».
«Зло ушло, но почему оно не ушло».
И если вы поняли, какую такую «смазку» просят передать мохноножку в одной из серий — то подскажите мне.
Да еще про бардак с хронотопом, наверное, стоило бы сказать отдельно: по части пространственно-временных координат царит абсолютная несуразица. Эльфы отправляются к гномам налегке, как на прогулку. Мордор расположен всего лишь на расстоянии шести дней пути. Морские пути ведут непонятно куда. Впрочем, про это написали все кому не лень.
Так что, увы и ах. За полноценные восемь серий шоураннерам не удалось ни влюбить в себя героев, ни показать связь между мирами. Вместо крутой и долгожданной сказки нам явили крупнобюджетный толкиеносодержащий продукт с выполненным планом по инклюзивности.
Есть, правда, слабая надежда, что следующий сезон, который уже начали снимать, будет поярче. Во-первых, заметно, что сериал чуть улучшался от серии к серии, так, что последняя, восьмая серия, получилась вполне сносной. Во-вторых, режиссеры точно прислушиваются к мнению зрителей. Ну и, в-третьих, есть надежда, что к сериалу пригласят создателя первого «Властелина» Питера Джексона. Поскольку сын Толкиена умер, то этому никто не препятствует.