Доблестный офицер попадает в 2020-й из-под осажденной французами Москвы 1812-го.
То, что Гарик Харламов — выдающийся комик на три головы выше всех своих товарищей по Comedy Club, было известно и раньше. Об этом регулярно говорят его коллеги по цеху. «Не знаю никого смешнее», — как-то так, например, отзывалась о Гарике Екатерина Варнава. При всем уважении к их заслугам резиденты Comedy Club — профессиональные хохмачи, эстрадники, мастера миниатюр, в лучшем случае — матерые стендаперы и телеведущие — как Павел Воля, а Харламов — актер, даром что его угораздило закончить университет управления. Он смешной просто по факту своего существования, комическое — его органика, как у Джима Керри, с которым Харламова тоже сравнивают (и нечего так охать).
В минувший карантин стало особенно заметно, что Гарик устроен сложнее, чем тот Харламов, который выдает миниатюры на фоне красного бархата. В Instagram он придумал себе образ деда Макарова: воспользовавшись электронной маской, он выдавал импровизационные монологи на злобу дня, заставляя вспомнить Аркадия Райкина. С поправкой, конечно, на общий метамодернизм момента.
В кино Гарика уже забрасывало, но практически всегда исключительно неудачно, в какую-нибудь претенциозную лабудень типа «Самого лучшего фильма», коей немало было снято в пору становления — так и незакончившегося, новой русской комедии. Сериал «Гусар» — его бенефис, с некоторыми оговорками полноценный комедийный сериал. С оговорками, потому что «дыхание прошлого» — вся эта камедиклабная школа хохмачества в сериале ощущается, хоть и не слишком явно.
«Гусар» — «робкая комедия», несколько камерная, ей как будто не хватает смелости и размаха. К счастью, одновременно очевиден и сознательный уход авторов в сторону от чистой ржаки — этот сериал явно делали люди, которые помнят и любят «Бората», например (кстати, ничто не мешает нам поставить Харламова рядом и с Сашей Бароном Коэном). И иногда если уж не полноценная сатира, то легкое ее дуновение коснется зрительского лица.
Итак, доблестный гусар, любитель выпить и веселого досуга в обществе дам Григорий Рыльский попадет в наше время прямиком из 1812-го, не успев выполнить важное поручение самого Кутузова. Из-за этого там Москва горит, сданная французам, а тут Рыльский опупевает, лицезрея высотки Москва-Сити («Как будто зодчие удами мерились», — изрекает он).
В будущее он попал по вине талантливого молодого ученого Мити (Павел Рассомахин), изобретшего машину времени. Митя так увлечен работой, что от него собралась уходить его отчаявшаяся жена Катя (Екатерина Ковальчук). Да, это нарочитая цитата из «Ивана Васильевича…» Гайдая. За что авторам может здорово влететь от немолодых хейтеров (таких у нас обычно много в Госдуме), хотя «Гусар» — никакой не ремейк, а обращение к классике здесь вполне деликатное и выполнено со всей любовью.
Готовность к действию, настоящий патриотизм, а не из телевизора (один из персонажей — психиатр, с удовольствием называет его зомбоящиком, где ему будущих пациентов показывают), четкие понятия о доблести и чести очевидным образом противопоставляют Рыльского человеку нашей эпохи. Попадая в нелепые ситуации, гусар помогает зрителю посмотреть на время, в котором он живет, со стороны. Оказывается, благородство устарело, а мы и не заметили.
Ну и, наконец, иногда это в самом деле смешно. «Как будто в пруду блудил, да молния ударила», — так описывает Рыльский свое ужасное самочувствие после одного инцидента.
Вот именно: говорить правду о своих чувствах мы тоже давно разучились.
«Гусар». Комедия, 19 серий.
Производство Comedy Club Production.
Режиссер: Рустам Мосафир («Скиф»).
Автор сценария: Илья Полежайкин.
В ролях: Гарик Харламов, Павел Рассомахин, Екатерина Ковальчук, Сергей Белов, Екатерина Радченко и др.
Где смотреть: С 5 октября на канале ТНТ (понедельник-четверг/20.00), в онлайн-кинотеатре Premier.