Стоит ли смотреть третий сезон исторической драмы канала «Россия-1»
Петр ПАВЛОВ
Хочется, конечно, сразу пошутить про «самозванцев», которые напялили на себя исторические костюмы и вот уже третий сезон обращаются друг к другу «Ваше величество», да «Ваше превосходительство»… Но такой образ легко применим ко всем историческим постановкам во все времена. Так что приходится оценивать то, что показали нам создатели «Екатерины».

Сериал стоит смотреть хотя бы из-за заставки. Она реально украсила бы любой продукт HBO или Netflix. С одной стороны — произведение искусства. С другой — после заставки хочется и продукта, не уступающего по качеству. Вместо этого Екатерина (Марина Александрова) бежит по паркам Петергофа. Ее нагоняет Потемкин (Владимир Яглыч). Оба, смеясь, падают в снег и, продолжая влюбленно улыбаться, говорят о проблемах России, скорее напоминая депутатов Пронина и Мамонова из «Нашей Russia», чем высокопоставленных особ XVIII века.
Ловить исторические ляпы в произведении, рассчитанном на массового зрителя, глуповато. Но историческая правда, если таковая существует, возникает в случае тщательной и бережной реконструкции. А реконструкция — это даже не костюмы. Это атмосфера двора Екатерины Великой. Чопорная, великосветская, неторопливая, полная придворных интриг, условностей, ритуалов и строжайших норм приличий. Уже довольно тучная в 1774-м Екатерина, по-прежнему говорила с сильным немецким акцентом и уж точно не производила впечатления легкомысленной особы с колющим взглядом, которую играет Марина Александровна. Реконструкция дело хлопотное и неблагодарное. Пожалуй, из российских исторических сериалов атмосферу, дух времени смогли передать в сериале «Раскол». А все остальные сами придумывают время. Оно, может, и неплохо, но спорить о достоверности уже не приходится.
На дне еще одной ямы, в которую угодили создатели «Екатерины», уже лежат сериалы «София» и «Годунов»… Исторические факты тут соблюдаются неукоснительно. Но без расшифровки, прописанности, объяснения они становятся хронологией событий. Ограниченное экранное время, безусловно, не позволяет вдаваться в подробности. А голые факты остаются мертвой констатацией, не прибавляя ничего к образности повествования.
Вот и в «Самозванцах» против истины создатели не идут, По большей факты перечисляются верно. Но темп повествования, опасение как бы зритель не заскучал, сводят сценарий к сжатому изложению на тему. Самые сложные места решаются монологом Екатерины или кого-либо из ее соратников: «Было так-то и так-то, значит, теперь сделаем вот так».
Стоит ли расстраиваться по этому поводу? Едва ли. Все-таки темп в сериале штука важнейшая, а в «Екатерине. Самозванцах» он на уровне заставки, то есть на очень хорошем уровне. Скучать не приходится, успевай запоминать события и людей.
События, кстати, самые, что ни на есть киношные. И восстание Пугачева, и противостояние императрицы с сыном Павлом и его женами и любовницами, загадочная и трагическая судьба княжны Таракановой и восстание Пугачева… Впервые, пожалуй, всю эту кипучую смесь решили показать в одном сериале, а не в отдельных произведениях, и фактуры тут очень много.
Совет перед просмотром один. Просто получайте удовольствие от костюмов и актеров. А после стоит почитать, как дело было. Кому-то вспомнить, кому-то узнать. С такой оговоркой Екатерине и ее самозванцам точно стоит уделить внимание.