Главная (выберите раздел)

Екатерина и ее самозванцы: Почему Марину Александрову утвердили на роль тучной императрицы

Время прочтения: 10 минут
Дата публикации: 21 октября 2019

Стоит ли смотреть третий сезон исторической драмы канала «Россия-1»

Петр ПАВЛОВ

Хочется, конечно, сразу пошутить про «самозванцев», которые напялили на себя исторические костюмы и вот уже третий сезон обращаются друг к другу «Ваше величество», да «Ваше превосходительство»… Но такой образ легко применим ко всем историческим постановкам во все времена. Так что приходится оценивать то, что показали нам создатели «Екатерины».

Фото: кадр из фильма

Сериал стоит смотреть хотя бы из-за заставки. Она реально украсила бы любой продукт HBO или Netflix. С одной стороны — произведение искусства. С другой — после заставки хочется и продукта, не уступающего по качеству. Вместо этого Екатерина (Марина Александрова) бежит по паркам Петергофа. Ее нагоняет Потемкин (Владимир Яглыч). Оба, смеясь, падают в снег и, продолжая влюбленно улыбаться, говорят о проблемах России, скорее напоминая депутатов Пронина и Мамонова из «Нашей Russia», чем высокопоставленных особ XVIII века.

Фото: кадр из фильма

Ловить исторические ляпы в произведении, рассчитанном на массового зрителя, глуповато. Но историческая правда, если таковая существует, возникает в случае тщательной и бережной реконструкции. А реконструкция — это даже не костюмы. Это атмосфера двора Екатерины Великой. Чопорная, великосветская, неторопливая, полная придворных интриг, условностей, ритуалов и строжайших норм приличий. Уже довольно тучная в 1774-м Екатерина, по-прежнему говорила с сильным немецким акцентом и уж точно не производила впечатления легкомысленной особы с колющим взглядом, которую играет Марина Александровна. Реконструкция дело хлопотное и неблагодарное. Пожалуй, из российских исторических сериалов атмосферу, дух времени смогли передать в сериале «Раскол». А все остальные сами придумывают время. Оно, может, и неплохо, но спорить о достоверности уже не приходится.

Фото: кадр из фильма

На дне еще одной ямы, в которую угодили создатели «Екатерины», уже лежат сериалы «София» и «Годунов»… Исторические факты тут соблюдаются неукоснительно. Но без расшифровки, прописанности, объяснения они становятся хронологией событий. Ограниченное экранное время, безусловно, не позволяет вдаваться в подробности. А голые факты остаются мертвой констатацией, не прибавляя ничего к образности повествования.

Вот и в «Самозванцах» против истины создатели не идут, По большей факты перечисляются верно. Но темп повествования, опасение как бы зритель не заскучал, сводят сценарий к сжатому изложению на тему. Самые сложные места решаются монологом Екатерины или кого-либо из ее соратников: «Было так-то и так-то, значит, теперь сделаем вот так».

Фото: кадр из фильма

Стоит ли расстраиваться по этому поводу? Едва ли. Все-таки темп в сериале штука важнейшая, а в «Екатерине. Самозванцах» он на уровне заставки, то есть на очень хорошем уровне. Скучать не приходится, успевай запоминать события и людей.

Фото: кадр из фильма

События, кстати, самые, что ни на есть киношные. И восстание Пугачева, и противостояние императрицы с сыном Павлом и его женами и любовницами, загадочная и трагическая судьба княжны Таракановой и восстание Пугачева… Впервые, пожалуй, всю эту кипучую смесь решили показать в одном сериале, а не в отдельных произведениях, и фактуры тут очень много.

Совет перед просмотром один. Просто получайте удовольствие от костюмов и актеров. А после стоит почитать, как дело было. Кому-то вспомнить, кому-то узнать. С такой оговоркой Екатерине и ее самозванцам точно стоит уделить внимание.