Другой взгляд на историю, или почему Любовь Аксенова появилась в сериале «Мятеж»
На платном кабельном канале Дом Кино вышел сериал «Мятеж» о знаменитом Ярославском, как сегодня говорят, «восстании» 1918 года, когда белогвардейцы под руководством террориста Савинкова решили вернуть себе власть и свергнуть большевиков. Именно это масштабное историческое событие стало основой, на которой режиссер Сергей Пикалов («Мымра») создал яркую романтическую историю любви между бедной юной аристократкой и офицером-повесой.
Главная героиня — молодая особа Лиза Журавлева из дворянской семьи, которую за долги отца хотят выдать за пьяницу штабс-капитана Крушевского, про которого ко всему прочему ходят слухи, что тот пристрелил свою ни в чем не повинную первую супругу. Повествование ведется сразу в двух временных отрезках — 1914 год и 1921-й, в котором уже не Лизу, а Лизавету Палну ловят чекисты, предъявляя обвинения в организации Ярославского мятежа. Допрос ведет жесткий следователь (Иван Добронравов), потерявший во время осады города всю семью.
Через все восемь серий идет рассказ бывшей аристократки о своей жизни, мечтах о юнкере Володе Сычеве (Алексей Бардуков) и вынужденной женитьбе на ненавистном Крушевском. Все восемь серий идет трансформация персонажей, надломленных историческими событиями, страшными бедами и напастями, свалившимися в то огненное время на русский народ. Так, юнкер со светлым лицом и высокими помыслами становится предателем и дезертиром, а после пламенным революционером, готовым без разбору стрелять раненых и пленных. Брат Лизы (Павел Табаков), недавний белый офицер, мелкий чин, надевает фуражку с красной звездой и устраивает обыск у родных отца и матери. А Лиза и Крушевский, еще недавно принимавшие друг друга лишь как необходимость, сделку, вдруг понимают, что больше не могут жить друг без друга. Штабс-капитан открывается с неожиданной стороны — смелый, честный, готовый отдать жизнь за Отечество, принять чужого ребенка как своего и, как выясняется, никогда не стрелявший в ту свою первую жену. Он встает под знамена «Народного союза защиты Родины и свободы» Савинкова и готовится защищать любимую и свой город.
Юрий Чурсин: «У него есть несколько фаз в жизни: это бесшабашное существование, которое он вел до трагических событий, несчастная влюбленность, потом счастливая влюбленность, потом понимание необходимости защитить свою семью».
Сегодня модно стало показывать иной взгляд на историию, чем нас учили в школе, особенно в советское время. Так сейчас пишут, правят в учебниках, и даже термин появился «советская историография». Что он значит — известно, рассказывать не надо. Есть хороший фильм «Адмиралъ», есть исторические рассказы либерального писателя Акунина о тех временах. Но ни там, ни там в пику «советской историографии» большевики не подаются исключительно как предатели и убийцы. Режиссер Пикалов, возможно, недовольный «советской историографией», или советской властью вообще, решил пойти чуть дальше. Тут двух мнений быть не может — белые у него сплошь хорошие, красные сплошь отродье, жить недостойное. «Стрелять раненых будем» — заявляет «красный» Сычев. — «Кончать офицерье». А благородный потомок князей Крушевский пуляет из пушки по реке, чтобы волнами отогнать «к своим-чужим» баржу с пленными красноармейцами. Ангел во плоти.
Актер Юрий Чурсин действительно тащит сериал буквально на себе. Это, возможно, единственная удача этого «мятежа» Пикалова, точное попадание в роль, как говорят. Чего нельзя сказать об актрисе Любови Аксеновой, которой, как выяснилось, до благородной барышни как до Луны. Ну что ж, институтов благородных девиц не кончали, оно и понятно. Ничуть не умаляя достоинств Аксеновой, ярко блеснувшей в современных драмах «Мажор» и «Бывшие», все же надо сказать, что роль Лизы не удалась. От начала и до конца.
Кроме Чурсина, Аксеновой и Бардукова-Сычева (звезда трилогии «Диверсант»), в «Мятеже» блестящий, именитый актерский ансамбль — Сергей Никоненко, Сергей Шакуров, Павел Табаков, Иван Добронравов, Сергей Степанченко, Сергей Харитонов и другие.
В этом сериале, транслирующем другой взгляд на историю России (недавно с такими взглядами хорошо удалось выступить на канале Россия 1 — «Зулейха открывает глаза»), есть и миллион мелочей, важных для любого времени. Принятие и осознание, через которое проходит — не без потерь — главная героиня, время перемен, перемоловшее свой народ, где часто члены одной семьи оказались буквально по разные стороны баррикад, любовь и долг, честь и правда. В чем правда? Разнести город в щепки и задушить мятеж в зародыше, приблизив тем самым окончание Гражданской войны, не дожидаясь иностранного десанта из Англии и Франции, который бы потом вряд ли миндальничал хоть с одним русским красным офицером, — было ли это решение единственно верным в то время?
Вряд ли сегодня режиссер Пикалов может сказать нам это. Даже при помощи своего без сомнений красивого костюмного исторического сериала.
Фото: кадры из сериала, Алена Кленова (КП).