«Дом Дракона» — удачи и неудачи нового приквела по «Игре престолов»
Наш корреспондент Сергей Селедкин внимательно посмотрел две первые серии долгожданного сериала
Отчего у нас так жарко и в воздухе пахнет гарью? А не от того ли, что вернулись драконы и долгое эхо мелодии Рамина Джавади вместе с ними. Вышли уже целых две серии «Дома Дракона», долгожданного приквела «Игры престолов». И я там был и смотрел, кстати, с интересом.
Для тех, кто видел «Игру» и кому Дейнерис Таргариан — не пустой для сердца звук — фильм будет приятнее и понятнее. Действие «Дома Дракона» происходит за 172 года до рождения Дейнерис из «Игры престолов». Главная героиня приходится Дейнерис бабкой с шестью приставками пра-, но, в целом, это неважно. Вполне себе самостоятельное кино про средневековье с элементами шок-контента и огнедышащими чудовищами. Ведь главное семейство Таргарианов, о котором идет речь, отличается не только белыми волосами, но и умением летать на драконах.
На железном троне, похожем на систему противотанковых ежей, сидит вялый король Визерис Таргариан. У него доброе сердце, помятое грушевидное лицо продюсера Виктора Дробыша и куча проблем в быту. Визерис такой неловкий, что всякий раз, усаживаясь на трон, режет о неудобную сидушку какую-нибудь часть царского тела: то руку, то ногу, то спину. Видимо, опасаясь, как бы трон не напортил ему еще больше, король предпринимает активные действия, чтобы заиметь наследника. Но результаты не впечатляют.
Жена Визериса честно старается, но «каменный цветок» у нее тоже не выходит. Со сценой родов королевы связан шок-контент первой серии. Королеве делают кровавое кесарево сечение, чтобы спасти королевича.
В этом месте хейтеры стали кричать фу-фу-фу, неправдоподобно, почему добрый король даже не предпринял попытку спасти королеву? Но тут я не на стороне ругачек. В Средневековье аж до 17 века кесарево делали исключительно с целью спасти ребенка, но не мать. Исключения бывали, но вопреки стараниям медиков. Скажем, королева Чехии Беатриса де Бурбон, на удивление врачей, еще в XIV веке выжила после подобной операции. А вот супруге короля Визериса не повезло. Она умерла. Ее ребенок пережил мать на несколько часов.
Вместо того чтобы дать королю вдоволь поскорбеть, окружение требует, чтобы он немедленно назначил преемника. Выбор у вдовца небогат. В наличии только дочь Рейнира и брат Деймон, причем, оба хуже. Рейнира — девочка хорошая, но она девочка. Брат, хотя и мальчик, однако существо злобное и завистливое. Тем не менее, ради старшей дочери и все такое прочее, король-Дробыш-Визерис решает продюсировать Рейниру, назначив наследницей именно ее.
Тем временем первая серия подходит к концу. Вторая серия откровенно подкачала и прошла вхолостую. Вместо прикольных съемок, впечатляющих локаций и интересных монтажных приемов нам представили шепотки по закоулкам. В двух словах, их смысл передает песня «задумал да старый дед в другой раз жениться». Свита требует у короля подыскать себе новую жену, каждый считает долгом навялить свое чадо, в том числе, малолетнее. В итоге Визерис скосил фиалковый глаз на дочь своего десницы. Подозреваю, что выбор пал по принципу членовредительства. Закомлексованная девушка страдает какой-то нервной болезнью и все время обдирает маникюр до крови.
Таким образом за две серии сформировалась какая-никакая интрига, которая будет двигать сюжет. В изгнании дуется как мышь на крупу брат Визерис. На груди короля пригрелась родная дочь, которая точно не рада мачехе: если у новой папиной жены родится мальчик, то тухлые акции Рейнерис упадут ниже Мосбиржи. Еще на короля в обиде его могущественные родственники, чьей малолетней дочерью король пренебрег. Да и в государстве не все спокойно, какие-то крабы пррожирают насквозь мореплавателей. В общем, скандалы, интриги, расследования. Все, как мы любим, растянутое на десять эпизодов.
ЧТО УДАЛОСЬ В ПРИКВЕЛЕ
Приквел снимала новая группа (старую бортанули после отвратительного восьмого сезона «Игр»), но остальные входящие остались теми же. Неограниченный бюджет, книги дедушки Мартина в основе. Фанаты почему-то заявили, будто фильм не поймут те, кто не читал книг и не смотрел «Игр». Так вот я возражаю. Год назад я смотрел «Этерну», которую позиционировали как наш ответ «Играм». Могу сказать, что «Дом» на фоне нашего «ответа» прост как правда. В первой серии с идеальной пропорцией уложились и вводная часть, и знакомство с персонажами, и значимые для будущего повествования события. Никакой нудятины и долгих разговоров, но при этом нет эффекта «кино для фанатов». И дураку с мороза будет понятно.
Нет, ну конечно, если вы читали первоисточник и смотрели «Игру», то вам будут приятны некоторые отсылки. Музыка, повторяющая ту самую. Знакомые имена. На рыцарском турнире, который устраивает король в честь нерожденного наследника, ухо приласкают имена представителей всех знаменитых Домов. И Старки тебе, и Баратеоны, и Тарли, и, прости господи, Дондаррионы.
Да, кстати, сцена рыцарского турнира из первой серии — выше всяких похвал. Ее стоит посмотреть отдельно и оценить роскошные доспехи Деймона! Просто сказка, и ни малейшего намека на пластик. И если в «Игре престолов» корона Серсеи выглядела как головной убор Снежинки на утреннике, то в приквеле над нарядами основательно заморочились, причем, особое внимание уделили головным уборам. Выглядят дорохо и бохато.
Видимо, с подачи Мартина, в приквеле обелили Безумного короля. В «Игре Престолов» этот гражданин настолько офонарел, что был убит на лестнице. Из первой серии «Дома Дракона» выясняется, что безумствовал король не на пустом месте. Когда-то много лет назад предку Таргариенов приснился сон о том, что нужно объединить человечество против долгой зимы и неизвестной угрозы, которая способна убить всех. И якобы человечество сможет противостоять этой угрозе только если на престоле будет сидеть Таргариен. За эту потрясающую новость мы обязаны королю Визерису, который рассказывает суперсекрет дочери, назначая ее преемницей.
ЧТО НЕ УДАЛОСЬ
Может быть, если вы не смотрели «Игры престолов», то так даже лучше. По крайней мере, не будет мучительно грустно от некоторых вещей. Например, от отсутствия фирменной заставки. Ее реально жаль. Или от странноватого кастинга.
Когда актёрский состав «Дома драконов» только анонсировали, скандал разгорелся из-за темнокожего актёра. Роль Корлиса Велариона досталась актёру Стиву Туссэну. А между тем, как гласит первоисточник, Веларионы, как и все уроженцы Валирии, отличались молочной кожей, серебристыми волосами и фиалковыми глазами. Впрочем, зачем взяли чернокожего актера — понятно. Такие времена, как сказал бы Познер.
Не очень удалось передать внешность главных героев. Вроде бы, спецэффекты в приквеле дороже и круче, но на то, чтобы сделать валирийцам фиалковые глаза, как то было написано в книге, денег не хватило. С белоснежными париками главных героев тоже беда. На некоторых они выглядят как седло на корове, а на некоторых и похуже. Например, сивые дреды Корлиса вызывают эффект приземлившейся на голову швабры.
Не вызвал восторга Мэтт Смит в роли Деймона Таргариена. В свое время актер полюбился нам по роли принца Филиппа из сериала «Корона». Однако в качестве главного отрицательного персонажа приквела пока неубедителен. Возможно, это проблема второй серии, которая хотя и называется «Порочный принц», прошла в стороне от принца, как проходит грибной дождь. Деймона там показали пару раз и то мельком.
На текущий момент в сериале показали двух из десяти обещанных драконов и ощущения смешанные. Летают они и правда здорово и натуралистично, но по приземлении кажутся персонажами из мультфильма «Как приручить дракона».
А вот что касается других персонажей — то российских зрителей ждет сюрприз. По странному стечению обстоятельств они очень напоминают отечественных звезд. Как мы уже говорили, вялый Визерис в исполнении Пэдди Консидайна страшно похож на Дробыша. Дочь Визериса — принцесса Рейнира в исполнении Милли Алкок копия певицы Варвары Визбор. Мачеха принцессы в исполнении Оливии Кук вызывает образ фигуристки Жени Медведевой. Того и гляди прыгнет тулуп.
Мне лично это нисколько не мешает, а даже радует. Чтобы сказать больше — надо посмотреть остальные серии. Двух прошедших явно маловато будет, чтобы вынести однозначный вердикт относительно удачности или неудачности сериала.