Королева Англии в сериале «Бриджертоны» — чернокожая: что это значит?

Почему нас это изумляет, а западный зритель доволен и рукоплещет — ликбез «КП» (с историческим экскурсом)

Сериал «Бриджертоны» о буднях высшего общества Англии в начале XIX века появился на Netflix 25 декабря 2020 года. Он легко выбился в лидеры рейтинга самых популярных проектов платформы вообще: на конец января его посмотрели более 82 млн домохозяйств. Западные критики в восторге: «Это как «Гордость и предубеждение» Джейн Остин, только тут еще есть секс на лестнице», — иронично заметили, например, в издании Entertainment Weekly. Сериал уже продлен на второй сезон.

Голда Рошевель в сериале «Бриджертоны». Фото: кадр из фильма

В этом потоке восхищения нет ни намека на ощущения, которые охватили некоторых зрителей в России. Многих наших соотечественников изумило то, что ряд персонажей в «Бриджертонах» играют темнокожие актеры. Например, королева Шарлотта в «Бриджертонах» — мулатка (Голда Рошевель), герцога Гастингса играет Реге-Жан Пейдж — актер с зимбабвийскими корнями. Хотя доподлинно известно, что ничего подобного в Англии эпохи Регентства не было.

Реге-Жан Пейдж в сериале «Бриджертоны». Фото: кадр из фильма

Возмутилась узнавшая про «Бриджертонов» писательница Татьяна Толстая. «Можно подумать, они все от Отелло народились. [Офигели] (в действительно матерное словцо. — Авт.), что ли? Да, [офигели]. BLM, ага», — написала автор романа «Кысь» у себя в фейсбуке. Чем спровоцировала грандиозные сетевые баталии: критик Мария Кувшинова посвятила Толстой большой, насыщенный фактами текст под заголовком «Экспресс-тест на расизм», напомнив о многовековом угнетении черных белыми и нынешних попытках западного общества достичь расового равенства. Но убедила не всех: часть российских зрителей все равно считает, что движение BLM (Black Lives Matter англ: «Черные жизни имеют значение») нередко расходится со здравым смыслом и «Бриджертоны» тому пример.

Абрахам Попула сыграл графа Ростова в сериале «Великая» (2020). Фото: кадр из фильма

А ведь еще был опять же американский сериал «Великая» с Эль Фаннинг про молодые годы нашей Екатерины II, где даже графа Ростова играет чернокожий! Что они там себе позволяют?! И, главное, зачем?! Давайте спокойно во всем разберемся.

Краткая история расизма

В США рабство отменили 1 февраля 1865 года. Фото: Global Look

Мы с вами живем в удивительной стране, не знавшей расизма. Африканских колоний у России не было, чернокожих рабов наши предки не завозили (было крепостное право, да, но это совсем другое). Наоборот, наш главный поэт Александр Пушкин имел африканские корни — и этот малозначимый факт никак не сказывался на его биографии.

А в США рабство отменили только 1 февраля 1865 года. Но еще добрых сто лет превосходство белых над чернокожими было закреплено законодательно. Последним нельзя было занимать места в автобусе, помеченные «только для белых». У афроамериканцев были отдельные туалеты, не говоря уж о школах. И это в 1950-х годах! Широко известна история, как в 1940 году темнокожей актрисе Хэтти
МакДэниэл
присудили «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана в «Унесенных ветром», но на премьеру… не пустили — она проходила в кинотеатре для белых, а на самой церемонии посадили отдельно от всех. Цветом не вышла.

Хэтти МакДэниэл (справа) в фильме «Унесенные ветром». Фото: Global Look

А фильм «Зеленая книга» (2018, по три «Оскара» и «Золотых глобуса») видели? Расовая сегрегация, о которой там говорится, цветет пышным цветом в 1962 году! У нас уже Гагарин в космос слетал, а в США добропорядочные граждане продолжали считать чернокожих соотечественников людьми второго сорта. И это тогда, когда в Америке уже напринимали гуманных законов, но они еще не работали, потому что стереотипность мышления людей преодолеть всегда непросто: идет черный ребенок в школу для всех, а его не пускают и плюют ему в лицо (а могли и ножичком).

Фильм «Зеленая книга» (2018). Фото: кадр из фильма

С тех пор Америка шагнула далеко вперед в борьбе со своими чудовищными предубеждениями — там уже был, напомним, чернокожий президент. Но «родимые пятна прошлого» все еще остались. В США с этим последовательно борются. Иногда и до уличных протестов доходит — например, как было после случайного убийства полицейскими чернокожего Джорджа Флойда в мае 2020 года (Флойд был тот еще рецидивист, но задерживали-то его по подозрению в использовании фальшивой купюры и «перегнули», потому что мысль «среди черных больше преступников» еще сильна).

Протесты в США. Фото: Global Look

Конечно, этот процесс коснулся и сериальной индустрии. Грубо говоря, продюсеры, шоураннеры все время размышляют: а как бы нам снять сериал, чтоб точно без расовой сегрегации? А как подчеркнуть, что мы за равноправие? А мог ли быть черным, например, визуализированный Бог? (см. «Брюс Всемогущий», 2003). А что делать с тем фактом, что большинство главных героев в классических произведениях — белые? Героиня Скарлетт Йохансон в «Призраке в доспехах» (2017) — азиатка, это нормально, что роль дали ей? В Лондоне в театре Гермиону в постановке по «Гарри Поттеру» играет темнокожая актриса — это трындец или норма?

Морган Фриман в фильме «Брюс Всемогущий» (2003). Фото: кадр из фильма

Нам, незнакомым с расизмом, многое из этого иногда может показаться нелепым, но так, отвечая на эти и другие вопросы, западное общество ищет хрупкий баланс в этом сложном и чрезвычайно деликатном вопросе. И о «расизме наоборот» — когда где бы то ни было приоритет за чернокожими, а белые каются на коленях, речи не идет (хотя в отдельных случаях бывает всякое, как мы знаем из новостей, на пути к справедливости те еще кочки).

«Расизм — плохо, это все понятно. Но причем тут история нашей Екатерины II и эти «Бриджертоны?!» — разумеется, спросите вы.

А это другой вопрос… Ответим и на него.

Это… не исторический сериал

«Бриджертоны» — это не исторический сериал. Фото: кадр из фильма

Дело в том, что и «Великая» с Эль Фаннинг, и «Бриджертоны» только прикидываются историческими сериалами. С первых серий понятно, что это фантазия на тему. Вымышленная вселенная, основанная на реальной фактологии. И цель этих проектов — диалог о современном обществе, о наших текущих проблемах (ну и просто поржать, конечно — «Великая» — это вообще комедия).

Даже графа Ростова играет цветной актер! Что они там себе позволяют?! Кадр из сериала «Великая»

Татьяна Толстая почему такая злая была? Потому что вряд ли посмотрела «Бриджертонов» сколько-нибудь долго и вдумчиво. И не увидела, даром что умная женщина, очевидного: альтернативную Англию XIX века, не знавшую расизма. Почти два века спустя принц Гарри взял в жены темнокожую Меган Маркл. А что если бы это произошло тогда, и мир уже в ту эпоху был бы справедливее?
Кстати, про королеву Шарлотту — супругу Георга III и бабушку королевы Виктории. Есть не вполне научная, но годами обсуждаемая в прессе теория, что у нее в роду в самом деле были чернокожие предки. Вот эту расхожую байку и сделали осязаемой сценарист Крис Ван Дьюсен, переработавший роман Джулии Куинн, и безбашенная продюсер Шонда Раймс. Вот так могло быть, говорят нам они! Это же не документальный фильм про Англию XIX века. Пронизанные иронией «Бриджертоны» — про любовь, права женщин, светские интриги (правда, это очень классный сериал с восхитительными британскими актерами, даром что проект американского производства).

А хоть бы и исторический! Мнения западных зрителей

Пронизанные иронией «Бриджертоны» — про любовь, права женщин, светские интриги. Фото: кадр из фильма

— Если фильм тебя захватывает, ты не обращаешь никакого внимания на то, какого цвета актеры, какие у них глаза и волосы, — объясняет «КП» жительница Лос-Анджелеса, американка с российскими корнями Айгуль Гимранова-Лион. — Проведу аналогию. Когда-то я жила в Уфе и Казани, в этих городах есть Башкирский и Татарский драматические театры соответственно, где играют на башкирском и татарском языках. Но там ставят не только пьесы национальных драматургов, а и Чехова, например: «Дядю Ваню», «Вишневый сад». И зрители восторгаются игрой актеров и не удивляются, как это так — башкирка или татарка играют русскую дворянку.

Зрители со всего мира высоко оценили сериал «Бриджертоны» Фото: кадр из фильма

В соседней Канаде «Бриджертонов» смотрят примерно с таким же настроением.

В кругу моих друзей и знакомых к черным актерам, играющим, как ты говоришь, «заведомо белых персонажей», все относятся с полным пониманием и одобрением, — заверила «КП» Айгуль Аюпова — уроженка России, прожившая в Ванкувере много лет и, наверное, ставшая за это время канадкой не только по паспорту.

— Это понимание и одобрение происходит без особых усилий?

Да, люди либо даже не задумываются об этом, либо по-граждански и чисто по-человечески радуются этому факту. Это и есть, пожалуй, две категории зрителей среди моих знакомых: одним все равно, кто играет; а другие замечают, сколько черных актеров занято в кино или сериале, высчитывают процент репрезентативности, и этот показатель потом в определенной степени влияет на их мнение о конечном продукте: чем больше черных, тем больше им нравится. Потому что они считают себя прогрессивными людьми и позитивные изменения в обществе им по душе — они их искренне поддерживают. Политкорректность опять же.

Из-за высоких рейтингов сериал «Бриджертоны» продлили на второй сезон. Фото: кадр из фильма

— Извини, уточню еще раз: «необычная» королева точно никого не удивляет?

Здесь в приличном обществе вообще не принято спрашивать, может ли мулатка играть королеву. То есть я могу себе представить, как кто-то в моем окружении скажет: «Ну, и как вам королева в «Бриджертонах?» Но с подтекстом «круто же?!», а не «вот ведь дожили, а!». Но мне сложно представить ситуацию, в которой кто-то серьезно будет возмущаться или обижаться. Мне кажется, одна из причин бешеного успеха этого сериала в Канаде и Америке как раз в том, что он сломал все шаблоны традиционной period drama (исторической драмы. — Авт.). Включая цвет кожи актеров. Хотя наверняка и здесь есть люди, которым это не нравится. Но я их не встречала.

«Бриджертоны». Костюмная драма. 8 серий.
В ролях: Фиби Дайневор, Реге-Жан Пейдж, Джонатан Бейли и др.
Где смотреть: Netflix.

Exit mobile version