Ирина Розанова в триллере о серийной маньячке и ее сыне-полицейском на Start
Серийная убийца Жанна Дронова (Ирина Розанова) лишала жизни только мужчин, причем исключительно самого мерзкого свойства — педофилов, насильников. Она чистосердечно призналась в убийстве восьмерых, за что и получила максимальные 25 лет колонии строгого режима, из которых отсидела уже 20. Жанна полна достоинства и уверенности в себе, внушая трепет всем вокруг. На зоне к Жанне относятся со всем уважением, надзирательницы готовы выполнить почти любое ее пожелание. Тем не менее тюрьма есть тюрьма — суровый быт, разве что удается прятать мобильный телефон в потайном уголке.
Тем временем на воле у вроде бы всеми забытой маньячки объявляется подражатель — обнаружены уже два тела. Мужчин убили в точности, как это делала Жанна — следовательно, есть основания полагать, что будут еще как минимум 6 трупов. Только, в отличие от Дроновой, загадочный подражатель убивает добропорядочных мужчин, а не негодяев.
Следователь, в свое время посадивший Дронову (Александр Марин), и его умная помощница (Ольга Сутулова) обеспокоены. О своем подражателе узнает и Жанна. Она предлагает свою помощь, а в обмен требует выпустить ее под домашний арест на время следствия и чтобы ей позволили работать с ее сыном: Денис (Павел Чинарев) вырос без матери и стал полицейским. После размышлений полицейское начальство дает добро на эту авантюру…
«Самка богомола» режиссера Нурбека Эгена — это адаптация французского сериала 2017 года канала La Mante («Богомол» — во французском языке артиклям присуща категория рода, поэтому нет нужды отдельно упоминать, что речь о самке) с Кароль Буке в главной роли. Сначала сериал показал канал TF1, а в том же году мировую премьеру устроил Netflix (в данный момент этого сериала на платформе нет — по крайней мере, в российском сегменте). Нужно обладать изрядной смелостью, чтобы в век глобализации снимать ремейк довольно свежего проекта, знакомого и многим российским зрителям тоже. И, разумеется, никак нельзя удержаться от соблазна сравнить два сериала.
Проекты имеют заметные структурные различия. Так, «Самка богомола» начинается с того, что возвращающийся из клуба паренек обнаруживает труп, подвешенный к мосту, тогда как в первых кадрах оригинала следственная группа рассматривает лишенное головы тело на лесопилке. Кроме того, французский сын маньячки работает под прикрытием в банде наркоторговцев, а его российский «аналог» — в преступной группировке, которая вывозит в Германию нелегалок для работы проститутками. Камера главной героини в первоисточнике напоминает номер трехзвездочного отеля — электрочайник, телевизор, тогда как у персонажа Ирины Розановой тюрьма так тюрьма, разве что телефон есть куда спрятать. Ну и Париж совсем не похож на Питер.
Но все это, конечно, мелочи. Куда серьезнее разница в общей атмосфере сериалов и в темпе, в котором разворачивается действие. Уже на 17-й минуте первой серии La Mante сюжетная завязка абсолютно понятна. Главный конфликт здесь в отношениях убийцы и ее выросшего сына Дэмьена, который тщетно пытался стереть мать из памяти. На 30-й минуте они впервые встречаются после ее ареста; безмолвная сцена красноречиво дает понять, какой ураган чувств бушует за внешней невозмутимостью героя Фреда Тесто.
Все остальное — следствие, новые убийства, отношения стареющего сыщика и главной преступницы его жизни — важны, но второстепенны, хоть и занимают основное экранное время. Лаконичная актерская игра, периодические длинные кадры, дерганая ручная камера, картинка в приглушенных тонах и гнетущий саундтрек задают неповторимую и зримую интонацию. Сериал захватывает тонким психологизмом первертивных столкновений мужского и женского, вырастающих до переносимых на реальную жизнь метафор. А что же в «Самке богомола»? У наших производителей получилось на две серии больше (восемь вместо шести французских), за первую серию Денис и Жанна даже не встретились и вообще завязка сюжета более-менее раскрывается только во второй половине первого эпизода. Нет, сериал Эргена, вовсе не плох, роскошная Ирина Розанова тут явно на своем месте и достойно выдерживает конкуренцию с Кароль Буке, визуальное решение так же великолепно, но общее сравнение ремейка и оригинала совсем не в пользу первого.
В «Самке богомола» более вялый темп и рыхлая структура — в результате первые полчаса пытаешься разобраться, а про что, собственно, это все, зачем Чинарев дрифтует на красивом красном автомобиле, носит поддельные дреды и кто ему та знаменитая маньячка. Побочные линии выпячиваются, уводя внимание далеко в сторону от основного сюжета — зрителю долго и муторно рассказывают о сложных отношениях Дениса с женой (Екатерина Кузнецова) — при том, что на тот момент еще толком не ясно, о чем этот сериал в принципе. Вдобавок наши герои предпочитают говорить и не любят молчать. В итоге с психологизмом выходит как-то не очень.
Очень даже может быть, что со второго эпизода сериал «Самка богомола» станет потрясающе интересным (в оригинале есть, например, сцена, когда Дэмьен в последний момент спасает жертву убийцы или бьющий с ног момент, когда Жанна впервые за 25 лет гладит сына по щеке), но ведь продолжения еще захотеть надо.
«Самка богомола».
Криминальная драма, триллер, 8 серий.
Режиссер: Нурбек Эген.
В ролях: Ирина Розанова, Павел Чинарев, Екатерина Кузнецова, Ольга Сутулова, Сабина Ахмедова, Александр Марин и др.
Где смотреть: Видеосервис Start, с 14 октября.