Правила жизни жен султана в османском гареме
Все в серале было подчинено строгим традициям. Это касалось не только простых слуг и их функций, и даже стиля одежды, но и представителей османской династии. Существование супруг падишаха строго регламентировалось определенными правилами. Их несоблюдение могло привести как к понижению статуса фаворитки, так и к ее изгнанию или казни.
Женщин, которые родили правителю сыновей, называли кадын-эфенди. Именно их и считали законными женами султана. После того как на трон взошел Сулейман и вплоть до окончания XVIII века они носили титул Хасеки, который и создал десятый падишах для своей любимой Хюррем. Тех хатун, которые еще не имели детей, но уже были беременны, называли икбал. Для того, чтобы войти в число жен, даме было необходимо не только родить, но и получить одобрение и специальную грамоту от повелителя.
Султан в отличие от простых людей мог иметь больше четырех супруг. Старшей считалась та, что родила первого сына. А если с ее шехзаде что-то случалось, то титул главной жены переходил к матери другого старшего принца. К султаншам и наследникам правителя, рожденными своими соперницами, все жены падишаха должны были обращаться только как к «Вашему высочеству».
Кадын-эфенди имели отдельные покои и целый ряд служанок. Они могли выбирать их самостоятельно, но к работе хатун приступали лишь после того, как их кандидатуру одобрял повелитель. При этом было строгое правило – фаворитка султана не могла стать личной служанкой его жены. Считалось, что в этом случае госпожа имела возможность причинить сопернице вред.
Категорически было запрещено супругам повелителя растить своих детей в ненависти и зависти. Их матери были обязаны научить шехзаде уважению не только к отцу, но также к братьям и сестрам, рожденные другими женами. В том случае если одна из супруг правителя изгоняла любую свою служанку, вопреки версии, которая показана в «Великолепном веке», ни одна, ни другая кадын-эфенди не могла брать ее к себе. Именно в этом и выражалась солидарность и уважение хасеки друг к другу.
Хальвет с султаном также проводился по определенным правилам. Священная ночь четверга всегда принадлежала либо старшей супруге, либо самой любимой. Согласно традициям, с каждой своей женой повелитель должен был проводить равное количество времени. Но в истории известны случаи, когда сами падишахи нарушали это правило. Например, Ахмед и Сулейман практически все время проводили с любимыми Хасеки – Кесем и Хюррем. Противиться воле султана не могла ни одна из его жен.
В обязательном порядке часть своих личных средств кадын-эфенди должны были жертвовать на благотворительность. При этом обычно именно сам правитель выбирал, что будет спонсировать каждая жена – строительство больниц или мечетей, поддержка малоимущих или лекарей. Было и еще одно важное правило – в гарем своих сыновей султанши были обязаны не допускать девушек той же национальности, которую имели остальные жены правящего султана. И в первую очередь это было необходимо именно для безопасности самих шехзаде.
Супруги правящего османского падишаха вовсе были не обязаны любить друг друга или дружить между собой. Однако они должны были соблюдать правила и подчиняться воле своего султана для того, чтобы сохранить жизнь и титул.
Фотографии: стоп-кадры из сериала «Великолепный век»