Главная (выберите раздел)

Уже не сказки: как корейские дорамы стали более жестокими

Время прочтения: 7 минут
Дата публикации: 24 января 2025
Уже не сказки: как корейские дорамы стали более жестокими

От бедных золушек до игр на выживание

За прошлый год вышло большое количество мрачных триллеров, популярная корейская актриса Пак Щин-хе сыграла самую жестокую героиню за свою карьеру, историческая дорама отметилась особой кровожадностью, а «Игра в кальмара 2» снова завоевала популярность по всему миру. Кажется, что корейские дорамы становятся всё более жестокими, потому что это популярно. Неужели романтические сказки скоро отойдут на второй план, давайте попробуем разобраться.

Фото: кадр со съемочной площадки

За последние двадцать лет корейские дорамы действительно прошли большой путь. В первое десятилетие нового тысячелетия истории о девушках в беде и их спасителях, наивных золушках, в которых влюбляются самые красивые и богатые парни, или драматичные «мыльные» оперы, в которых козни и зависть одних мешают «вечной» любви других, были самыми популярными сюжетами: «Зимняя соната», «Мальчики краше цветов», «Городской охотник». Эмоциональная романтика с нежными прикосновениями и неловкими поцелуями, красивые главные герои, которые постоянно сталкиваются с трудностями и не боятся плакать и показывать свои переживания, любовь, которая побеждает всё, и завораживающая музыка, которая подчёркивает эмоции и чувства героев. Именно такими многим запомнились и полюбились корейские дорамы, порой наивные, порой слишком драматичные, но в конце концов светлые и нежные.

Однако здесь стоит сказать, что даже в те времена корейские зрители не боялись и не были против показа жестокости на экране, что прекрасно демонстрировало корейское кино. Знаменитый «Олдбой» режиссёра Пак Чхан-ука и «Воспоминания об убийстве» Пон Джун-хо, вышедшие в 2003 году, или леденящий душу триллер «Я видел дьявола», вышедший в 2010 году, кардинально отличаются от всего, что можно было увидеть в телевизионных сериалах.

Фото: кадр из фильма

Заметная разница между корейскими фильмами и дорамами возникла из-за того, что на сериалы, которые транслируются по общедоступному телевидению, накладывались серьёзные возрастные ограничения и даже некоторая цензура, которая касалась показа откровенных сцен или сцен насилия. Именно поэтому во многих дорамах можно увидеть размытые ножи, когда они используются для нанесения вреда, практически полное отсутствие крови при сражениях в исторических дорамах и целомудренную любовь. Кстати, последнее стало одной из главных отличительных черт корейских дорам. Получается, что различные ограничения, особенности культуры и традиции корейского общества сделали дорамы такими, какими их многие и полюбили, когда боевики и приключения вроде «Городского охотника» и «Хилера» или историческую драму «Алое сердце» в первую очередь любят и вспоминают из-за их романтических линии.

Тем не менее шло время, и наряду с привычными телевизионными каналами начали появляться платные кабельные каналы, которые усилили конкуренцию на рынке, а в это же время старые дорамные клише стали надоедать и раздражать, поэтому примерно с 2014 года началась постепенная эволюция корейских дорам.

Фото: кадр из фильма

Романтические дорамы всё ещё оставались в первых рядах, но их герои и подача сильно изменились. Главные героини стали более самодостаточными и сильными, и вот уже главным героям приходится потрудиться, чтобы завоевать их внимание и преодолеть предрассудки, например, разницу в возрасте. Сказочная вечная любовь становилась всё более приближенной к реальности, поэтому герои стали не просто плакать под музыку, но и пытаться вместе решить проблемы, с которыми столкнулись. Все изменения не были радикальными и хорошо заметны только в длительной перспективе. При этом юмор, многие сюжетные ходы и характеры героев остались хорошо знакомыми, происходила именно неспешная эволюция жанра. Успешными стали несколько драм, которые сделали упор на реалистичный показ жизни и отношений, а также детективы, которые всегда были более мрачными.

Также образом за примерно пять лет мы получили: «Потомков солнца», «Моего мистера», «Плохих парней», «Правила игры», «Небесный замок», «Красивую сестру, которая покупает мне еду», «Подсудимого», «Незнакомца», «Сигнал», «Демона», «Что случилось с секретарем Ким?», «Пока ты спишь» и другие. Всё это отличные дорамы, которые во многом отличаются от того, что можно было увидеть на корейском телевидении ещё десять лет назад. Однако в них сохранены многие традиции и не замечено сильного упора на сцены жестокости и насилия. Всё в рамках жанров и тех же возрастных ограничений.

Фото: фрагмент постера

Принято считать, что всплеск жестокости в корейских дорамах произошёл с приходом западных стриминговых сервисов. С тех пор различных мрачных триллеров стало намного больше, и даже романтика стала жестокой, показывая, что кроме вечной любви бывают измены и разводы. Наверное, началом периода, когда корейские дорамы перешли на новую ступень, можно считать 2020 год, и американский Netflix здесь пока не при чём. Именно тогда появились и стали крайне популярными дорамы «Жизнь в браке» и «Пентхаус». Это были истории, которые явно бросали вызов зрителям и заявляли, что за красивыми фасадами, как в реальной жизни, так и в дорамах, может скрываться нечто грязное и жестокое. И этот вызов зрители с удовольствием приняли, дорамы имели оглушительный успех и показали готовность публики к подобному.

Ставшая в 2021 году мировым хитом «Игра в кальмара» только подтвердила эту готовность. История о жестокой игре с сильным социальным подтекстом оказалась популярна как в Корее, так и в огромном количестве стран мира. Конечно, такой успех дал понять, что жестокость и смелое освещение различных проблем общества совершено не отпугивает зрителей, а наоборот, привлекает, а если есть спрос, значит будет и предложение. За несколько лет появились боевики «Во имя мести» и «Охотничьи псы», мистический триллер «Зов ада», зомби-экшен «Мы все мертвы», военная драма «Охотники на дезертиров» и другие.

Фото: фрагмент постера

Во многих дорамах, не только от Netflix, стали подниматься болезненные, но актуальные для Южной Кореи социальные вопросы. Жестокость системы корейского образования, насилие в школах и армии, трудовое выгорание и депрессия, социальное расслоение, дорогое медицинское обслуживание, сильное влияние религиозных сект, коррумпированные полицейские и политики и связанные с этим преступность. В романтической дораме «Клетки Ю-ми» главная героиня расстаётся с главным героем и начинает новые отношения, как это часто случается в реальной жизни, а во «Врачах в кризисе» главная героиня сталкивается с серьёзной депрессией, потому что её организм не может выдержать настолько быстрого темпа жизни, который нужен для того, чтобы стать успешным в современной Корее.

Появление различных площадок и вариантов предоставления контента убрало многие ограничения и действительно сделало корейские как романтические, так и любые другие дорамы жёстче. Кроме слёз в них появились кровь и пот, но это случилось, потому что авторы решили не убегать от жестокой реальности, а наоборот, выделить и ярко подсветить актуальные проблемы. Корейские зрители приняли и поддержали такую идею своим вниманием.

Фото: фрагмент постера

Тем не менее, если посмотреть на дорамы, которые были самыми популярными за последнее несколько лет, то можно увидеть «Королеву слёз», «Хватай Сон-джэ и беги», «Короля земли», «Искрящийся арбуз» и самый свежий романтический хит «Мой идеальный секретарь». Это всё истории в старом стиле, которые хоть и современные, но во многом возвращают зрителей на десять лет назад. Их успех показывает, что, несмотря на явное желание быть ближе к реальности, многие не прочь проверенного годами подхода. Многие триллеры или жестокие дорамы далеки от популярности той же «Игры в кальмара», длительные семейные истории, например, «Железная семья», продолжают пользоваться большим спросом. Да и попытки сделать исторический жанр более кровавым и откровенным пока сталкиваются с критикой и не демонстрируют повышенного интереса.

Фото: кадр из фильма

В наши дни волшебной романтики стало меньше, а разводов больше, душевные посиделки уступили место повседневной рутине, а бедные школьницы стали главным героем дорамы «Слабый герой», и корейские зрители не против таких изменений. На этом фоне поклонники старой доброй романтической сказки обратили пристальное внимание на китайские дорамы, в которых это волшебство ещё осталось в большом количестве, как в современных, так и в исторических декорациях. Но, как видно, и в Корее постоянно возвращаются к своим старым сказкам на современный лад, поэтому корейские дорамы продолжают предлагать истории на любой вкус, хотя многое уже ушло навсегда.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Настоящий принц в офисной сказке: 5 причин посмотреть дораму «Мой идеальный секретарь». Далее

Шесть дорам, которые выйдут в январе 2025 года. Далее

Провалы и успехи: 9 продолжений известных дорам, которые вышли в 2024 году. Далее

Главное фото: кадр из фильма.