Дорамная безработица: почему корейские актёры скоро могут остаться без работы
Большой кризис всё ближе.
Совсем недавно мы вам рассказывали о том, как появление западных стриминговых сервисов и резкое увеличение производственных бюджетов может негативно сказаться на корейских дорамах. И, судя по всему, кризис намного ближе, чем хотелось бы, потому что о всё большой дорамной безработице уже заявляют как эксперты медиа-отрасли, так и сами корейские актёры. Давайте сегодня попробуем разобраться, кто и как может оставить без работы даже известных актёров.
26 сентября «Корейская ассоциация вещания» и «Корейская ассоциация медиа-политики» провели семинар на тему «Причины и решения кризиса на рынке вещания». Участники семинара заявили, что внутренний корейский медиа-рынок переживает самый большой кризис за последние 10 лет. В качестве основной причины сложившейся ситуации указывается влияние «Netflix» и других крупных западных стриминговых платформ. Вместе с большими производственными бюджетами «Netflix» принёс в индустрию опасный дисбаланс. Чтобы выдерживать конкуренцию с западным гигантом, корейским каналам пришлось резко повысить бюджеты своих дорам, а чтобы компенсировать возросшие расходы, пришлось резко сократить количество производимых проектов.
Если в 2022 году вышло 135 корейских дорам, то в 2024 году их будет выпущено менее 100. Если вы каждый месяц следите за новинками дорам, то могли заметить, что дорам в этом году выходит действительно меньше. При этом уже в 2023 году доходы корейских каналов, как кабельных, так и общедоступных, сократились на 5%. Это привело к тому, что впервые за 10 лет индустрия показала отрицательную динамику.
Корейские артисты также уже ощущают наступление кризиса. Недавно актриса Ким Ха-ныль рассказала, что раньше получала большое количество предложений о съёмках, и ей приходилось отказываться от многих, потому что на них просто не было времени. Но ситуация кардинально изменилась, и сегодня получить сценарий — это очень ценно.
О том же говорит и коллега Ким Ха-ныль, актриса Ко Хён-джон. Она рассказала о том, что ей не поступает никаких предложений, даже на роли второго плана. Здесь стоит отметить, что у Ко Хён-джон на декабрь 2024 года намечен выход дорамы «Намиб», в которой актриса играет главную роль. А Ким Ха-ныль в 2024 году можно было увидеть в дорамах «Поймать на горячем» и «Красный лебедь». Из этого можно сделать вывод, что в этом году работа у актрис была, но, возможно, они говорят именно о сложностях с получением будущих проектов.
Когда бюджеты растут, а количество дорам сокращается, провал дорамы — это большие убытки. Как ни странно, чтобы в таких условиях попытаться уменьшить возможные риски, часто создатели готовы раскошелиться и привлечь к проекту знаменитых актёров, которые смогут продать дораму зрителям. Денег и так тратится много, но можно потратить ещё чуть больше на знакомые лица, потому что люди намного лояльней относятся к чему-то знакомому и проверенному. Именно поэтому в отзывах часто можно увидеть фразу: «Смотрели дораму только из-за «подставьте имя артиста».
В 2024 году у нас есть пример дорамы «Королева слёз», которая всеми возможными способами продавала себя зрителю. В том числе с помощью главных актёров, Ким Су-хёна и Ким Джи-вон. В результате мы получили одну из самых популярных дорам этого года. Другое дело, что такой же подход используют и стриминговые сервисы, например, недавно вышел второй сезон фантастической дорамы Netflix «Кёнсонское существо» с Пак Со-джуном и Хан Со-хи в главных ролях.
Ещё до прихода больших денег «Netflix» гонорары знаменитостей всё больше увеличивались, а сейчас они начинают расти ещё быстрее. Что ведёт либо к ещё большему раздуванию производственного бюджета, либо бюджет остаётся прежним, но ещё больше перераспределяется в угоду приглашённым знаменитостям. От чего начинают сильнее страдать актёры второго плана и производственный персонал. Сам «Netflix» некоторое время назад был замечен в подобных действиях, производственный персонал жаловался на то, что пока они получает копейки за тяжёлую работу, без которой дорама бы не состоялась, у главных звёзд огромные гонорары.
А ведь наличие известных актёров ещё не гарантирует успех, что нам во всей красе демонстрируют дорамы от «Disney+». Тот же «Красный лебедь» с Ким Ха-ныль и известным корейским актёром Рэйном неплохо стартовал, но так и не сумел обрести заметную популярность, и прошёл относительно незаметно. Похожая ситуация с «Невозможном наследником», в котором главную роль сыграл звезда «Алхимии душ» Ли Джэ-ук. И здесь самое интересное, как покажет себя второй сезон «Игры в кальмара», за который актёр Ли Джон-джэ получит самый большой гонорар среди корейских актёров.
Но если на известных актёров сокращение рынка сказывается относительно мягко, то для актёров среднего звена и молодых перспективных, но ещё неизвестных талантов это может стать большой проблемой. Спрос на дорамном рынке становится всё меньше, а брать таких актёров в большой проект и давать им шанс себя проявить — это большой риск, несмотря на то, что они просят меньше денег. Малобюджетных проектов, которые потенциально могли бы выстрелить и в которых можно было бы использовать молодых талантов, становится всё меньше и меньше. Из-за того, что дорамы дорожают и их рентабельность оказывается под вопросом, на корейских телеканалах их заменяют различные более дешёвые реалити-шоу, которые стабильно привлекают зрителей.
Также довольно странный симбиоз сложился у «Netflix» с кабельными корейскими каналами. Например, канал tvN окупает возросшие затраты на производства дорам тем, что заключает соглашения с «Netflix» и транслирует свои дорамы на большой западной площадке, на которой они часто становятся хитами. Тот же «Сын маминой подруги» прекрасно чувствует себя на стриминге. Получается, что стриминг резко увеличил бюджеты производства, и в то же время используется для того, чтобы окупить эти возросшие затраты. Пока такая схема неплохо работает, но далеко не все корейские каналы транслируют свои дорамы на других платформах.
Что со всем этим делать? Эксперты медиа-отрасли, которые присутствовали на семинаре, выступают за скорейшее устранение дисбалансов, вызванных крупными западными платформами. Для этого они предлагают дать различные преференции корейским каналам и в то же время более жёстко контролировать Netflix и другие стриминговые сервисы. Обычные корейцы видят выход из кризиса в том, что знаменитым актёрам, которые получают главные роли, нужно потуже затянуть пояса и сократить свои гонорары, ведь они уже заработали много миллиардов вон.
Также есть путь превентивного выхода из гонки бюджетов, который предполагает, что кризис обязательно наступит, и нужно уже сейчас действовать в условиях ограниченных ресурсов. Меньше тратиться на заграничные съемки и дорогие спецэффекты, сокращать количество или продолжительность серий, привлекать к работе недорогих, но перспективных актёров. В 2021 году по такому пути пыталась пойти корейская платформа «KakaoTV», выпуская различные мини-дорамы, например, «Выпьем кофе?», «Теневая красотка» или «Ещё не 30». Каждая дорамы была по-своему интересная, поэтому если не видели, то отбратите внимание, но по-настоящему выстрелить не удалось ни одной из них. Поэтому у такого подхода есть свои недостатки.
В интересное время мы с вами живём: корейские дорамы продолжают успешно захватывать мир, в индустрию пришли большие деньги и крупные игроки, и при этом на горизонте маячит самый большой кризис за последние десять лет, который уже сейчас можно почувствовать. Нам остаётся продолжать искать и смотреть хорошие дорамы, которые по-прежнему выходят, и надеяться, что всё будет хорошо.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Куда исчезли медицинские дорамы или как кризис в Корее поставил на паузу целый жанр. Далее
Опасный дорамный пузырь: как «Netflix» и большие деньги могут навредить дорамам. Далее
Восемь знаменитых корейских актёров и актрис, которые великолепно поют. Далее
Главное фото: кадр из сериала