Секреты сериала «Шаляпин»: У Александра Горбатова была вставная челюсть, а Юлию Снигирь гримировали по два часа
Мы узнали, как проходила работа над биографическим сериалом про великого русского оперного певца
Артем Демидов, художник по гриму сериала «Шаляпин»
— С чего началась ваша работа над проектом?
— Мы тщательно изучили жизнь Федора Шаляпина и его друзей, а также саму эпоху. Мы хотели рассказать эту историю максимально правдиво, подчеркнув ее прическами, париками, бородами и усами, чтобы каждый персонаж был с прожитой историей в кадре. Добивались максимального результата во всех сценах, даже в массовых, когда снимали в Большом театре и в «Мариинке», на площадях и улицах…
— Работая над образами Шаляпина и его ближайшего окружения, на что вы, прежде всего, опирались?
— Конечно, на многочисленные портреты Шаляпина. И для создания образов его родных, друзей и коллег мы тоже искали их портреты и подбирали максимально похожие парики, бороды, усы, бакенбарды. Девятнадцатый век – бородатый! Поэтому постижа было много: в общей сложности больше 200 бород, усов и бакенбард! Также мы, где было возможно, увеличивали артистам глаза, уменьшали губы, темнили волосы, светлили, завивали, добавляли возраст или, наоборот, молодили… В общем, в основном работали с портретным гримом.
— Как проходило перевоплощение Александра Горбатова в Федора Шаляпина?
— Прежде всего, Горбатову осветлили волосы и сделали стрижку, какую носил певец. Еще сделали трансформацию зоны улыбки: вставляли челюсть с винирами, чтобы зубы были безупречными, а улыбка – сумасшедше красивая. Немного округляли щеки, подкладывая за них подушечки с гелевым наполнителем. И подкрашивали глаза, чтобы они были чуть опущены. В общей сложности каждый день на грим Александра уходило около часа.
— Наверное, еще интереснее было работать с женскими образами в сериале?
— Да, интересно, но сложнее и дольше: ведь это не только лицо и волосы, но и зона декольте, руки, ногти… К примеру, Юлию Снигирь, сыгравшую гражданскую жену Шаляпина Марию Петцольд, мы готовили для сцены около двух часов, хотя и не делали ей какой-то очень сложный грим. Как по мне, это один из самых ярких персонажей картины – с одной стороны вроде бы стерва, с другой – мудрая женщина, такая статная кошка с холодной волной в волосах, красными губами. И на контрасте с ней официальная жена Шаляпина Иола Торнаги – домохозяйка, занимающаяся детьми, скромная, простая. Играющей ее Марии Смольниковой мы делали легкий, светлый макияж. А Ирине Пеговой, исполнившей роль оперной дивы Татьяны Любатович, делали крупные локоны, темные глаза, перья в прическах, повязки, камни, бриллианты, жемчуг – придавали черты дорогой женщины! В общем, образ каждого персонажа в сериале был сродни созданию произведения искусства, в которое мы вложили много сил и эмоций.
Наталья Салтыкова, художник по костюмам сериала «Шаляпин»
— Федор Шаляпин любил красиво одеваться. Работать над его образом, наверное, было очень интересно?
— Да, Шаляпин был щеголем! Это видно по его портретам. К ним мы и обращались, чтобы уловить, как он выглядел, что любил носить. Стремились достичь портретного сходства, чтобы зритель видел, что наш Шаляпин максимально похож на Шаляпина настоящего. У певца было много костюмов: и для обычной, повседневной жизни, и для его театральных персонажей. И почти все мы шили специально для проекта, потому что рост у Александра Горбатова не стандартный – под два метра, в аренду для него ничего не найти. Шили рубашки, пиджаки, халаты, даже обувь. Шаляпин однажды – и это реальная история – украл в каком-то театре, кажется Казанском, игровые тапочки. И носил их дома. Сейчас они хранятся в музее. И мы по музейному образцу изготовили ему точно такие же тапочки для интерьерных сцен.
— Шаляпин был мужчиной в теле. Вы как-то утолщали Александра Горбатова для роли?
— Действительно Горбатов по фактуре более сухой и худой, нежели Шаляпин, но мы решили сильно не утолщать актера, живот ему не добавляли. Лишь немного уплотняли борта пиджаков. На мой взгляд, Горбатов органично смотрелся в образе Шаляпина, у меня не было ощущения, что он должен быть больше, толще. И вообще фигура у Александра хорошая, на нем вся одежда хорошо сидит.
— Как создавались костюмы для двух главных женщин в жизни Шаляпина – официальной супруги Иолы Торнаги и гражданской жены Марии Петцольд?
— Они очень разные, и я постаралась отразить это в их костюмах, потому что костюм всегда помогает подчеркнуть характер персонажа. Иола – очень домашняя, светлая, спокойная. И вся ее одежда была в светлых тонах: кружевные блузки, шерстяные юбки, перчатки, накидки – классический костюм 19 века. Мария – более агрессивная женщина. В ее костюме преобладал красный цвет, черный, броские украшения.
— А ведь нужно было еще одеть и всю массовку!
— Да, у нас была огромная костюмерка для массовки! Задача стояла по-разному одеть людей на улицах, вокзалах, в кулуарах театра, провинциальных зрителей Казанской оперы и изысканную публику Большого театра… Это было очень красивое время с точки зрения костюмов, и было очень интересно окунуться в эту эпоху.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как проходят съемки сериала «Шаляпин»: на наших глазах создавался образ самородка земли русской
Сто лет назад 29 июня 1922 года Федор Шаляпин дал дневной бесплатный концерт для рабочих в Большом зале филармонии Петрограда. Это стало последним выступлением великого оперного певца в России. Отправившись вечером того же дня на гастроли за границу, вернуться на родину он больше не смог. Тема отъезда станет финальной трагической нотой многосерийной исторической драмы «Шаляпин», которую по заказу телеканала «Россия» запустила в производство компания «Москино» — создатели картин «Грозный», «София» и «Годунов». (Читать дальше)
Премьера сериала «Шаляпин» — с 13 февраля на канале «Россия».
Главное фото: кадр из сериала