Режиссер сериала «Просто Михалыч» Евгений Корчагин: «Противоречивость очень хорошо описывает русский характер»
На канале ТНТ стартовал новый сериал «Просто Михалыч» о сибиряке, который наводит шороху в столице. Главный герой, Михалыч (Владимир Епифанцев), приезжает в Москву, чтобы разобраться с серьезной проблемой – в лесу рядом с его посёлком планируется вырубка, а значит лесхоз и рынок, которые кормят этот поселок, пропадут. Вопрос требует вмешательства на самом высоком уровне, поэтому Михалыч решает погостить у своего двоюродного брата Владимира Белякова (Павел Ворожцов) на «Рублёвке», а заодно и попросить его о помощи. И конечно же этот нежданный визит полностью рушит привычный уклад «рублёвской семьи».
Инсайды со съемочной площадки мы выяснили у режиссера проекта Евгения Корчагина, а в процессе разговора открыли неожиданные сходства между Владимиром Епифанцевым и Крокодилом Данди, а также «Просто Михалычем» и «Просто Марией».
— Главную роль в «Просто Михалыче» играет Владимир Епифанцев. Вы сразу решили, что без него проект никак не обойдется?
— Нет, мы обсуждали несколько актеров, но в поисках образа главного героя, мы с Георгием (Георгий Малков – продюсер, прим. ред), поняли, что даже с точки зрения жанра не хотим видеть нашего Михалыча очередным залихвацким добряком-весельчаком, неуклюжим увальнем и так далее. Не интересно. А вот брутальным, импульсивным, слегка сумасбродным, самоуверенным и беспардонным перцем со шлейфом 90-х — хотим. И тут у нас появилась идея, что наш Михалыч — это наш «Крокодил Данди», Сибирский. Возможно, для нового поколения это неизвестный персонаж, но в 90-е он был по-настоящему культовым. Данди был австралийским бушменом, который вдруг оказался в Нью-Йорке и тоже всякое веселое там чудил. Идея взять Володю Епифанцева на эту роль родилась в процессе обсуждения довольно быстро и мы уже не смогли от неё отказаться. Бедный Костя (Константин Трофимов, сценарист и креативный продюсер проекта, прим. ред), ему пришлось практически все переписывать. Но я старался помогать.
После того, как мы определились с образом, нет. Мы отправили текст Володе, он пришел на встречу и сказал, что ему дико нравятся диалоги, сам персонаж, и он готов его сыграть. Мы два часа с ним разговаривали о всяком, затем попробовали сыграть одну сцену и поняли, что не ошиблись. Дальше уже стали все выстраивать актёрский ансамбль вокруг него.
— Говорят, изначально сериал назывался «Смешной дядька». Почему решили поменять название?
— Рабочее название действительно было таким, нам оно не нравилось и мы решили придумать что-то поинтереснее. Но потом на пробы пришёл Павел Ворожцов, который играет двоюродного брата Михалыча, Володю, и спросил: «А что, проект так и будет называться — «Смешной дядька»? Я ответил, что пока название рабочее. Паша сказал: «Да назовите просто «Михалыч»! И я такой: хм, интересно…
Мне так понравилось это «просто»… Я нашел в нём парадокс, глубокую иронию, да просто квинтэссенцию михалычевского характера. «Ну ты простой!» — помните это выражение и что оно означало? Что ты недооцениваешь сложность ситуации и пытаешься решить её с наскока, необдуманно. Это сто процентов про Михалыча. Он же в момент знакомства так всем и представляется: «Просто, Михалыч». То есть он считает себя простым русским мужиком, просит звать его просто, относиться к нему — просто, и как бы сразу призывает быть простым в ответ — «не выёживаться». Для него это норма, но для некоторых, например для Оксаны, жены Володи (Ольга Медынич) это — непозволительная бесцеремонность. А ещё у меня еще случилась отсылка к древнему мексиканскому сериалу, одному из первых, который показывали на нашем телевидении – «Просто Мария».
— Да, было такое!
— Я смотрел его ребёнком и почему-то мне показалась смешной такая ассоциация, даже если кроме меня она ни у кого не возникнет. В общем, я пожил с этой мыслю, рассказал обо всём ребятам и мы утвердили это простое название с его непростым характером.
— Ситуация: первый съемочный день, Павел Ворожцов приходит на площадку и видит на тарелке «Просто Михалыч». Его реакция?
— Он говорит: «О! Значит так решили назвать?» Я отвечаю: «Ну да, нам понравилась твоя идея.» И тут он рассказал, что я, оказывается, неправильно его понял. Паша предлагал назвать сериал просто — «Михалыч», а я зацепился за это «просто» и сделал его частью названия. Но было это не на съёмочной площадке, а на читке пилота. Посмеялись.
— С Владимиром Епифанцевым и Михалычем всё понятно. А как проходил кастинг на другие роли?
— Сложностей не было, все прошло достаточно быстро. Антон Рогачёв прислал очень крутые самопробы на роль Марка и я вызвал его на парные. Оля Медынич и Паша Ворожцов пробовались с разными партнерами, но в итоге мы поняли, что они будут прекрасной парой, а вместе с Антоном Рогачёвым — идеальной, внешне, семьей.
— Герой Рогачева пытается стать звездой интернета. Антон случайно не в формате блога самопробы присылал?
— Нет, задание было на основе сцены, где его герой, Марк, делится по видеосвязи впечатлениями о Михалыче со своим другом, Кириллом. В сериале это происходит в первый день, когда Михалыч оказывается на пороге дома Беляковых. Марк снимает его, а вечером, под впечатлениями от внезапного и такого крипового родственника, звонит Кириллу и фонтанирует эмоциями, накидывает ему идеи, как использовать Михалыча для раскрутки своего канала.
— Они знали, кто будет Михалычем?
— Нет, когда это было не важно для проб, и да, когда это имело значение для сцены.
— Расскажите про выбор актрисы на роль Стаси, подружки главного героя
— Удивительно, но мы долго выбирали актрису на роль Стаси. У нас же очень много молодых, талантливых актрис, но хотелось найти не совсем обычный образ, чтобы не было первых ассоциаций, которые возникают, когда мы говорим про подружку главного героя. Настя Дворянская пробовалась одной из первых на эту роль. Лена Корнеева, мой кастинг-директор на тот момент, сказала: «Ты всё равно возьмёшь её. Я пришлю тебе еще актрис, но в итоге ты возьмешь её.» Так и случилось.
— Как искали локацию для съёмок дома главных героев?
— Самый сложный объект в этом проекте. Он находится в Подмосковье. Мне кажется, это уже достаточно известный дом и не то, чтобы открытие. Но мы достаточно основательно его переделали, провели додекорировку объекта под наше видение, насколько это было возможно.
— В своих интервью актеры также говорили о том, что снимали в Беларуси?
— Да, верно, почти весь «сибирский блок» мы снимали там.
— А почему не в Сибири? Было слишком холодно, далеко или не подходили условия?
— Настолько подходящие локации и необходимое техническое обеспечение мы бы там, скорее всего, не нашли в наши сроки. А партнёры и коллеги из Минска просто молниеносно включились в работу, обратили внимание на все детали, и предложили нам все необходимое для продолжения съёмок. Они даже передвижной домик построили, который стал бытовкой Михалыча в его сибирском лесхозе. Мы ведь искали не обычный лес, а чтобы ягоды на каждом шагу, солнце, сквозь кроны хвойного леса, мох под ногами… Съемки сериала – это же цеха, производство, «завод», останавливать надолго нельзя, важно чтобы всё работало, было рядом и поэтому лучше, что переезды от одной локации к другой, были минимальными. Приходилось очень оперативно работать, в том числе и без выходных, в течение всего проекта, а длился он больше года.
— У вас есть уже какие-то планы на продолжение? Или это зависит от успехов первого сезона?
— Думаю, пока рано говорить о втором сезоне. Мысли, куда повернуть историю, конечно же, есть. Но пока мы с Костей и Георгием, скрестив пальцы, ждём.
— На ваш взгляд, такой персонаж, как Михалыч, может стать героем долгоиграющей истории? Насколько он нужен публике?
— На мой взгляд, да. Он необычный и в то же время достаточно узнаваемый, персонаж, которого нельзя однозначно назвать положительным. Кто-то в нем будет видеть настоящего мужика, героя, но в моем понимании он крайне противоречив. И эта противоречивость хорошо отражает русский характер. Здесь уже зритель, в зависимости от того, что он хочет видеть в нём и его поступках, сможет либо принять качества Михалыча и сказать, допустим, что у него даже есть такой друг или знакомый. Либо увидеть отрицательные черты, с которыми также сталкивался в реальной жизни, и прийти к выводу, что иногда такие Михалычи становятся причиной некоторых наших бед, несмотря на свои благородные мотивы. Опять же, именно эта противоречивость и даже спорность делают героя объёмным. Ведь остро положительные или остро отрицательные герои – это такая однобокость, которая из кино если ещё не исчезла, то вот-вот исчезнет. Даже в голливудских комиксах антагонисты теперь рефлексируют, их озлобленность исходит из внутренней боли, возможно, трагедии в прошлом, и авторам важно это показать зрителю. То же самое и с протагонистами — они стали уязвимыми, озлобленными, в основе их мотивов тоже кроется тьма. В жизни нет стерильного добра или зла. И Михалыч не исключение. Бесцеремонность для него, как и для многих, это открытость и простота общения, а не нарушение личных границ или даже хамство. И лютую дичь он творит именно из любви и душевной боли за родных и близких.
— Вы встречали в своей жизни такого Михалыча?
— Конечно. Я достаточно видел таких крепких мужиков, которые и за словом в карман не полезут, и беспредел терпеть не будут. Но Михалыч всё же собирательный образ. Настолько ярких персонажей в жизни не часто встретишь.
— Есть ли в «Просто Михалыче» что-то из ваших прошлых работ: «Феликс и его любовь», «Камбэк» и «Война семей»?
— Прямых отсылок нет. Мне хотелось, чтобы эта работа не была похожа на мои предыдущие. Плюс, поймите правильно, мы делали коммерческий проект. А из коммерческого у меня за плечами лишь полсотни рекламных роликов и сериал «Война семей». Но. «Просто Михалыча», «Камбэк» и другие мои проекты объединяет общая тема семьи и сложности взаимоотношений внутри неё. Противоположность характеров, токсичность отношений, манипуляции, конфликты и, конечно же, любовь вопреки любым катастрофам. Мне нравится погружать героев в ситуации, когда им приходится переосмыслять свои ценности и меняться, а вместе с этим изменять мнение зрителя о них, их отношениях, установках и поведенческих паттернах.
— Есть ли для режиссера Евгения Корчагина в этом что-то личное? Может быть, у вас есть своя история, которую вы пытаетесь переосмыслить через творчество?
— Безусловно. Меня беспокоит само понятие «семьи» в нашей стране, как мы её видим, воспринимаем, и проблема стереотипов, которые лежат в достаточно распространённой технологии семейного фундамента. Просто попробуйте вспомнить, сколько семей в вашем окружении вы считаете действительно счастливыми, благополучными? Не в «Инстаграме», а в реальности. Большинство, скорее всего, откровенно нездоровы и травмируют в отношениях друг друга и детей по инерции собственного воспитания. Поколению наших родителей даже подумать было стыдно о психологической помощи. Советскому человеку же некогда было рефлексировать, ему надо было строить общее светлое будущее, а собственного настоящего и будущего у него не планировалось. Индивидуальность не очень-то поощрялась тогда да и сейчас. И вот нас воспитывали в такой сетке координат, которая, возможно, была призвана сделать непростую жизнь наших родителей чуть легче, чуть проще, но в итоге мы стали заложниками подобной системы. «Не хочешь, а надо!», «Неужели так сложно быть нормальным, как все!», «Все могут, а ты не можешь, значит!? Взял и сделал!», «Где родился, там и пригодился!», «Не лезь, хуже будет!»… список можно продолжать до бесконечности. И вот с этим багажом установок, стереотипов и предрассудков, мы пытаемся выстроить отношения уже внутри своих, современных семей и воспитать своих детей. Если в какой-то момент не приходим к пониманию, что все это жуть и мрак. Вот ещё, кстати, в кассу нашего разговора, одно из моих «любимых»: «Будь проще, и люди к тебе потянутся!» Потрясающе, да? Человек, возможно, тратит жизнь на то, чтобы стать грамотнее, эрудированнее, а значит интереснее и сложнее, а ему как бы предлагают всё бросить здесь и сейчас ради того, чтобы к нему потянулись те, кто скорее всего ему не интересен. Но попробуйте ответить, что этот самонадеянный и непрошеный совет не интересен вам также, как и сам советчик, можно и в морду получить.
— Да, от какого-нибудь Михалыча, например.
О том и речь. Но он, кстати, во многом благодаря своему двоюродному брату Володе, который «жил в духоте, книжки мусолил», научился уважать подобный личный выбор, потому что понимал, что «соображалка» у этого «дрища» в нужном направлении работает. Для меня было важно наполнить характер Михалыча такими вот обыденными, простецкими выражениями и красками, которые вроде бы и токсичны, если разобрать, но при этом уже настолько привычны, что вызывают улыбку и не мешают нам любит таких персонажей на экране и в жизни. Потому что мы готовы прощать любимым их недостатки. Ведь если признаться, в каждом из нас есть такой Халк-Михалыч. И надо, видимо, принять и полюбить Михалыча в себе, чтобы полюбить себя таким, какой ты есть.
Смотрите сериал «Просто Михалыч» с понедельника по четверг в 21:00 на ТНТ.