Накануне премьеры новых серий детективного сериала «Смерть в объективе», в котором Мария Берсенева появится в роли Веры – женщины неоднозначной и с большой личной трагедией, актриса рассказала, почему ей жаль ее героиню, мистике, почему сейчас ее больше можно увидеть в театре, чем в кино, и перенесенном COVID-19.
— Мария, на этой неделе на канале ТВЦ стартует показ новых серий «Смерть в объективе». Ваша героиня появится там впервые. Расскажите, кто она?
— Ее зовут Вера. Она неоднозначная, самоотверженная, бесстрашная. Мне всегда интересно играть персонажа с историей, и моя героиня как раз такая. Когда мечта всей её жизни разбивается вдребезги и она понимает, что возможно вообще никогда не сможет быть матерью, она ставит на карту все и, не разбирая дороги, любыми способами движется, как ей кажется, к своей цели.
— У вас есть что-то общее?
— Вряд ли у нас с ней есть что-то общее, кроме образа самого персонажа, который я воплощаю для зрителей и, конечно же, отчаянно пытаюсь оправдать для себя. Я думаю, что актеру по-настоящему надо полюбить любой образ, который он воплощает, даже если это отрицательный персонаж. Нужно найти для себя что-то, в чем ты понимаешь своего героя, сопереживаешь, сочувствуешь. Хочется верить, что для своей героини я оправдание нашла. Мне было искренне жаль ее по-женски. Ну а как получилось — оценят зрители.
— Что сейчас происходит в вашей творческой жизни?
— Сейчас у меня театральный период в карьере. В основном я занята в своём театре «Шалом». На данный момент также гастролирую со спектаклями другого антрепризного театра, где играю Маргариту Булгакова и Анну Каренину. Перед пандемией с продюсерским центром «Интербал» выпустили шикарный спектакль «Блэз» с чудесными партнёрами под руководством замечательного режиссёра — Эдуарда Радзюкевича. Очень яркая премьера — искрометная комедия, с огромным количеством костюмов, париков, масок, музыки, танцев и хороших шуток, постановка была принята зрителями «на ура»! Также я играю в спектакле «Случайное танго» — он уже был поставлен ранее и достаточно неплохо гастролировал. Продюсер Роман Печерский искал новую героиню и роль предложили мне по рекомендации моей подруги коллеги актрисы Анечки Горшковой. Я была в таком восторге и настолько вдохновилась, что тут же согласилась, и мы без промедлений начали репетиции. Хоть я и человек достаточно искушенный в этом плане, — сама воплотила на сцене многие образы, и к коллегам периодически хожу смотреть их работы, но этот просто невероятный сценарий. Героиня находится на сцене на протяжении всего спектакля и дарит зрителю весь спектр человеческих чувств и эмоций: слёзы, смех, истерики, обмороки, разочарование, любовь, боль, обида, ностальгия, сожаление, эйфория… всю возможную палитру! Кроме того, мы профессионально танцуем два танго: одно на двоих, второе — на троих. Для меня, как для актрисы, такая многогранная роль — просто подарок, несмотря на все сложные нюансы и трудности. И, пожалуй, это последний сценарий, который меня настолько впечатлил.
— В своем инстаграм вы признавались, что премьера «Случайного танго» вам тяжело далась физически.
— Да, это правда. Я перенесла COVID, и даже не догадалась бы, что это он, если бы сын не сказал, что как-то странно чувствует запахи. Я бросилась проверять свои и поняла, что не чувствую ничего! Но, для меня не так страшен был сам вирус (я кроме слабости незначительной особо ничего дискомфортного не ощущала), как побочные эффекты после него. Я заметила, что даже когда выходила прогуляться с собаками и шла прогулочным шагом, у меня начиналась одышка, а сердце стучало как сумасшедшее. А у меня спектакль очень затратный, эмоциональный. Когда перед премьерой репетировали с Димой Миллером танго, то делали это не в полную силу. Но, даже не смотря на это, я чувствовала, что сердце как будто вот-вот выпрыгнет… Я, конечно, переживала — там и так чувства «на разрыв»: и истерики, и рыдания, и обмороки, моя героиня просто вся наизнанку выворачивается, а еще два танго!… К тому же, на мне был корсет, в котором вздохнуть полной грудью невозможно. Было тяжело и физически и эмоционально, в пару моментов на сцене защемило сердце…. В общем, это был бой. Но в итоге зрители остались в восторге, мы удовлетворены и счастливы.
— В «Мастере и Маргарите» не преследовала мистика?
— «Мастера и Маргариту» мне предлагали два раза, и, когда предложили третий, я решила, что это судьба. Я недолго думала и поехала к своему батюшке, получила благословение. Но мистические моменты все равно не обошли меня стороной. У меня постоянно и бесконечно прямо на сцене рвалось платье — просто отрывался рукав на плече. И главное, что в одном и том же месте, в одной и той же сцене каждый раз — когда я собираю роман Мастера — сажусь на корточки и собираю листки бумаги. Обувь рвалась: сапоги «каши просили», на туфлях отрывались каблуки… Причем практически на каждом спектакле мне покупали новые, они снова рвались и ломались. Кончилось все тоже достаточно необычно — моя подруга заказала мне замшевые ботфорты. Сели хорошо, но вышла на сцену и понимаю, что мне как-то не очень удобно. Продолжила играть, как есть, профессионал же (смеётся.) Хотя бы не рвались в отличие от предыдущей обуви. И, я не знаю, сколько спектаклей я в них всё же отработала, пока однажды случайно не обнаружила что, оказывается, оба сапога — на левую ногу… Поэтому и неудобно было. Купили другие сапоги, хорошие, добротные, каждый на свою ногу! Но с того случая, что удивительно — мистика с одеждой и с обувью у меня на этом и закончилась.
— Есть ли у вас свои ритуалы/традиции во время съемок/спектаклей и подготовки к ним?
— Как таковых «ритуалов» у меня нет. Я просто люблю пораньше прийти в театр, неспешно сделать себе макияж, причёску, выпить кофе, разложить свой реквизит, все проверить, пообщаться с партнёрами, походить по сцене, увидеть зал, почувствовать атмосферу, так сказать. Мне нравится, когда неспешно все это происходит, когда можно спокойно подготовиться.
— Вы говорили в одном интервью, что отец мечтал, чтобы вы пошли по его стопам. Помогает в таких ролях – следователей, капитанов, его опыт, что он долго проработал в органах?
— Папа работал в милиции, потом все разделилось и появилось ГАИ, он был комбат Юго-Западного округа, потом подполковник, затем ушёл в отставку. Папа действительно хотел видеть меня в форме, но никогда не настаивал пойти по его стопам. Он очень любил свою работу, его уважали и любили коллеги, он полжизни отдал этому делу, и офицерский китель ему был к лицу особенно. Когда я играла в сериале «Семейный детектив» майора Валерию Таран, я впервые надела форму. Увы, папа этого уже не увидел, но я с особым трепетом и теплотой вспоминала папины командные нотки, интонации, его жесты, прищуры, какие-то только ему присущие «фишечки», пытаясь «раскрасить» свой персонаж. Эту свою роль с особым трепетом и горящим сердцем, я посвятила отцу и как память о нем, она мне особенно дорога. Уверена, он бы очень гордился мной!
— Есть любимый жанр в кино?
— Я, как меломан, который любит разную, но хорошую музыку, не могу выделить какой-то определенный жанр и в кино. Мне главное, чтобы оно было хорошим, чтобы откликалось в душе, чтобы оставалось «на подумать». И как актрисе интересно пробовать себя в разных жанрах. Быть может не совсем скромно, но я считаю себя универсальным артистом, который может быть совершенно разным. Например, я с интересом играла Агафью Тихоновну в «Женихах» по «Женитьбе» Гоголя, в то же время с удовольствием исполняю роль старухи Шапокляк в детской сказке «Трали-Вали и другие приключения Шапокляк» театра «Шалом». Кстати, это был для меня самой очень волнительный и интересный образ, ведь дети – это особая публика — зрители, которых не обманешь! Главное здесь — быть искренней и настоящей, не бояться быть смешной, или некрасивой и всегда уметь пошутить и посмеяться над собой.
— Ваши планы на ближайшее время?
— Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах! (Улыбается) ну, а если серьезно, планов громадьё!
У меня будут туры со спектаклем «Мастер и Маргарита», гастроли с постановкой «Случайное танго». Буду продолжать играть в «Анне Карениной». Также я запустила свой актерский курс. Недавно прошел тестовый поток, и сейчас мы планируем набрать первый полноценный состав. Это тоже новый, очень интересный эксперимент для меня. В рамках курса я делюсь своим опытом, навыками и знаниями: тем, что лично мне помогает в актерской профессии. Проходить курс могут не только актеры. Это будет полезно абсолютно каждому как для общего развития, так и для того, чтобы человек мог свободно общаться в любой компании, выступать на большую аудиторию, обрести свою харизму, выявить свои сильные качества и вывести их на передний план, чтобы не стеснялся выражать себя. Мой курс — это не истина в последней инстанции, со мной можно спорить и даже не соглашаться — это просто лично мой опыт, которым я решила поделиться. Отзывы очень хорошие, и мы с командой, работавшей над ним, очень надеемся, что этот курс будет жить и многим людям поможет познать самого себя!
Главное ФОТО: Кудрявов Борис