Звезда сериалов «Коса» и «Игра на выживание» Линда Лапиньш — о зове предков, ролях через постель и любви

Актриса рассказала, почему не надо ко всему относиться очень серьезно

Еще студенткой актриса мелькнула в «Оттепели», затем сыграла пару десятков уже более заметных ролей, но впервые о ней в голос заговорили год назад, после успеха триллера «Игра на выживание». Ее Виктория Кемпиннен стала центром притяжения внутри сериала, а саму Линду Лапиньш мгновенно и, надо сказать, справедливо провозгласили секс-символом нашего кино. В новом триллере «Коса» (онлайн-кинотеатр KION) она играет следователя Еву Кайдас — холодная блондинка с тяжелым прошлым живет на Куршской косе под Калининградом и идет по следу маньяка, который вспарывает 16-летним девочкам животы. Тревожный балтийский нуар полон печальной красоты — как на полотнах прерафаэлитов, с которыми «Коса» вступает в сознательную перекличку.

В новом триллере «Коса» Линда Лапишьн играет следователя Еву Кайдас. Фото: личный архив

— В «Косе» много красивого. Уже в самой первой сцене огромная луна, небо в алмазах, лилия в руках убитой девушки. Даже труп трагически прекрасен. Креативный продюсер сериала назвала это «сильнейшей рифмой между смертью и сексуальностью». Вам близка идея, что смерть — это сексуально? В художественном смысле, конечно.

Я бы, скорее, сказала, что опасность – это сексуально, тревога может быть сексуальной. Ощущение надвигающегося абсолютного зла – даже это может быть сексуально. А конкретно рифма «смерть и сексуальность»… Не знаю, сомневаюсь.

Не вредит ли эта красивая идея правде жизни? Скажем, вряд ли в самом деле удобно жить в ненадежном домике, где на полу песок, как ваша Ева. «Там и на простынях наверняка песок!» — пишут зрители. В то время как у героини два крутых автомобиля, каждый из которых стоит как несколько квартир в Калининграде.

Это ведь определенный жанр. Мы же, когда смотрим фильм Marvel, понимаем, что это где-то в параллельном мире происходит. И здесь режиссер Игорь Волошин предложил именно такую эстетику. Если вы находите в себе силы погрузиться в историю, не думая о том, проснулась ли героиня с песком в попе, это даст вам гораздо больше эмоций и удовольствия от просмотра, нежели разбирание сюжета на прозу жизни.

В сериале «Коса» актриса преобразилась в холодную блондинку с тяжелым прошлым, которая живет на Куршской косе под Калининградом и идет по следу маньяка. Фото: личный архив

— На Chevrolet Corvette классно ездить?

— Нет! Это невероятно красивая машина. Шикарное чувство, когда ты выходишь из крутой тачки. Естественно, еще вся эта атмосфера – песок, море. Но это очень тяжело, потому что управляемость была для меня абсолютно нулевая. Петляла я по дороге невероятно. А во-вторых, я прекрасно понимала, что это очень дорогая машина. И это тоже сыграло свою роль, потому что ты боишься лишний раз поворот сделать, открыть окно, скорость переключить. Не сказала бы, что это самый комфортный автомобиль в жизни. Но в плане эстетики, безусловно, это одна из самых шикарных машин, которые я когда-либо видела.

«Почувствовала зов предков»

По словам актрисы, ее географическая родина — Литва. Фото: личный архив

— Вы родились в Москве, росли на Урале, а снимались на побережье Балтики. У вас как раз прибалтийские корни. Не было ощущения, что вы приехали домой?

— Я родилась не в Москве, а в Екатеринбурге, тогда еще Свердловске. С Екатеринбургом меня практически ничего не связывает. Человек я мультинациональный. Выросла как раз на море, потому что с родителями мы шесть лет жили в Арабских Эмиратах. Потом волею судеб я жила год в Милане, полгода в Париже — путешествовала всю жизнь. Для меня всегда была удивительной фраза «зов предков». Я его никогда не чувствовала, не понимала, что это. Моя географическая родина вроде как Литва: мама оттуда, а папа из Латвии. Родилась я, как только родители прилетели в Екатеринбург по делам. А на Куршской косе я действительно ощутила что-то подобное. Единственное, что я помню о Литве — мы были там, когда мне было 2 или 3 года — это дюны. И когда я на съемках увидела дюны, почувствовала запах и вкус холодного, леденящего моря, я испытала невероятное чувство щемящей сладкой тоски. Для меня оно было таким удивительным и сногсшибательным — никогда не думала, что могу почувствовать это, потому что и морей видела немало, и океанов, и гор. Я почувствовала, будто принадлежу этому месту. Какая-то частичка меня там, да.

— Когда вам прислали сценарий и вы поняли, что героиня — опять прибалтийского происхождения, вас это кольнуло?

Вообще подобных мыслей не возникало. Я была даже рада в каком-то смысле. У меня папа Лапиньш, мама — Навинскайте, прадедушка — Карл, дедушка — Юозапас Альгирдас. И мне даже было приятно, что я играю прибалтийку.

Линда Лапиньш любит уединение. Фото: личный архив

— Жить отшельницей на пустынном берегу — ваша тема? Или вам по душе мегаполис, много людей вокруг?

Я абсолютно в этом смысле солидарна с Евой Кайдас. Мне очень-очень-очень близко уединение. Но надо ремарку внести: мегаполис должен быть на расстоянии вытянутой руки. Я определенно человек настроения: привыкла к ритму Москвы, очень часто его не хватает. Идеально — как у Евы: живешь на берегу моря, но сел в машину и мегаполис здесь.

Ваша героиня — ледяная блондинка с грузом переживаний внутри и минимумом эмоций снаружи. Сложно играть эту сталь и лед?

Я не верю в стопроцентное актерское перевоплощение. Я верю, что в любом человеке есть весь набор качеств, которые только можно себе представить – и подлость, и доброта, и милосердие, и сострадание. Мы отличаемся друг от друга тем, что в каждом из нас какое-то качество превалирует над другим. И для меня вопрос в том, чтобы просто достать из себя определенную черту характера и свою эмоциональную карту настроить именно на этого персонажа. Ева — человек с изуродованной эмоциональной картой. Я брала некоторые манеры поведения от своего двоюродного брата, он у меня аутист. И вот Ева для меня – это что-то близкое к аутизму. Это человек, который путает эмоции. Там, где он должен чувствовать одно, он чувствует другое, или не чувствует вовсе. Это то, чего я пыталась добиться. Она человек, у которого глубоко-глубоко зарыто и милосердие, и доброта, и сочувствие, и боль, и любовь. Просто она настолько задушила это в себе, что мы видим на поверхности то, что кажется жестким, грубым и иногда безэмоциональным. Хотя даже в первых двух сериях есть сцены с мертвым ягненком, где мы видим, что это человек, который склонен и к состраданию и любви.

Линда Лапиньш считает, что ее героиня в «Косе» — человек с изуродованной эмоциональной картой. Фото: личный архив

«Ты открыл мне двери, в которые я так долго упорно и безответно стучалась», — написали вы режиссеру Карену Оганесяну после успеха «Игры на выживание». Что изменилось внутри вас и вокруг после такого успеха? Сценарии посыпались?

Внутренних изменений я в себе не почувствовала, от количества предложений я тоже не страдала. Но их качество поменялось, что не может не радовать. Карену Оганесяну я прежде всего благодарна не за саму роль, а за то, каким образом он мне позволил ее сделать. Он мне дал абсолютную свободу. То, что я делаю, не просто имеет право на существование, а еще и может быть успешным — вот это мне придало уверенности в себе. Хотя я не могу сказать, что я когда-то страдала от неуверенности. Я такой человек – если я выбрала путь, буду по нему идти. Я не привыкла сдаваться. Собственно, это может показать моя карьера, когда шесть лет у меня не было практически ничего, никаких ролей. Я знаю, что такое бороться, совершенствоваться и не сходить со своего пути.

В Инстаграме мужчины часто пишут?

Да, пишут. Но чаще – женщины.

«За тебя никто не сыграет»

Сейчас Линда Лапиньш востребована в профессии. Фото: личная страница Instagram актрисы

«Самое большое препятствие — когда на роль утверждают чью-то жену, просто потому, что она чья-то жена. Или дочь, любовницу, подружку и племянницу». Это цитата из вашего интервью. Иногда об этом, как ни странно, рассказывают наши же проекты — недавние «Содержанки», например, где внутри сюжета снимают сериал и всех туда взяли строго через постель. В нашем кино это обыденность или исключение?

У меня иногда во время съемочного процесса случается «коридорный» тип мышления и видения: у меня есть роль и я мало что замечаю вокруг. Но такое случается, к сожалению. Не хотелось бы приводить примеры, я это не люблю. Просто иногда пробуется актриса, и эта роль абсолютно ее. Она рождена для нее! А утверждают человека, который… ну, совершенно никакой. И это не может быть не очевидным. Я не против такого понятия, как протеже. Но тут другой вопрос – как ты справишься в итоге с этим? Тебе повезло, ты можешь получить роль, но хочется увидеть результат. Тут же за тебя же никто не сыграет. Утвердить могут, а дальше ты сам. Но, надо сказать, этого стало меньше.

Некоторые молодые актеры из числа наших восходящих звезд говорят, что боятся поступать в театральное, потому что их там испортят. Индивидуально позаниматься, в Нью-Йорке поучиться — это да, а устаревшая система Станиславского — нет. Что вы об этом думаете?

Я за свободу выбора. Если вам так нравится и вам так комфортно – пожалуйста, не учитесь, живите как хотите. Я согласна с фразой «невозможно научить, возможно научиться». Что значит – испортить? У тебя же есть твой внутренний стержень. И ты примерно понимаешь, куда хочешь прийти в итоге. И у каждого из нас есть своя система отсеивания. Если на вас сыплется шквал критики, вы же отделяете адекватную критику от просто хамства. И так же в получении театрального образования. Берите то, что нужно вам, остальное в любом случае отсеется. Я за классическую школу, скажу вам честно. Кино в определенном смысле — это набор кадров. Их можно смонтировать, положить музыку, где-то сделать крупнячок, где-то – наезд, и история сложится. Но есть такая штука интересная, как построение роли. И этому тебя научат только в театральном институте. Либо ты научишься этому сам, но этот путь будет гораздо длиннее. Зачем? Тебе дадут базу, навыки, ты будешь понимать, как работать с текстом правильно, как идти по мысли, вычленять, что главное, что посредственное, как взаимодействовать с партнером. И второе – этика отношений. Этики совершенно нет на большинстве съемочных площадок. Это, на мой взгляд, огромное упущение. Должна существовать этика и актерских взаимоотношений, и режиссерско-актерских, съемочной группы. Этому тоже учат в театральном институте.

По словам актрисы, она не скучает по сцене, так как очень занята работой в киношных проектах. Фото: личная страница Instagram актрисы

Вы ушли из театра перед съемками «Игры на выживание». Не жалели? Скучаете по сцене?

Нет времени даже, чтобы это осознать — из одного съемочного процесса в другой. И меня это очень радует. Пока я не чувствую, что потеряла что-то очень большое.

В «Косе» много экшн-сцен: ваша героиня то и дело преследует темных личностей, вступает врукопашную, стреляет, а документы читает, стоя на голове. Судя по вам, вы тоже явно занимаетесь спортом — каким?

Спорт в моей жизни был, но это было краткосрочно и так давно… Я занималась плаванием в глубоком детстве, с 6 до 7 лет — и то потому, что у меня было искривление позвоночника. Это помогло и теперь у меня идеально ровная спина. Еще я занималась волейболом, но тоже от силы месяцев восемь, потому что тренером была моя мама. И я поняла, что командные виды спорта – совершенно не моя история. Я нетерпеливый нервный человек, который срывается на всех остальных. С тех пор я не занимаюсь никаким спортом, но выгляжу так, как будто занимаюсь. Спасибо генам! Танцевать люблю, всю жизнь танцую.

«Актер обязан себя грызть всю свою жизнь»

«Если ты хороший актер, ты обязан себя грызть всю свою актерскую жизнь» — считает Линда Лапиньш. Фото: личный архив

Актерам присуща мучительная рефлексия, внутренние сомнения. С ростом востребованности этого становится меньше? Или, если ты артист, будешь все время себя грызть?

Я думаю, если ты хороший актер, ты обязан себя грызть всю свою актерскую жизнь. Но тут надо понимать, что бесконечным самоедством заниматься тоже бессмысленно. В идеале у тебя не должно быть розовых очков. Ты сделал роль, посмотрел, понял, где что-то упустил, где не совсем точно сделал. Но где хорошо сделал, тоже отметил, и ты себя должен за это похвалить. Это та профессия, в которой возможность роста не ограничена. В этом ее уникальность и в этом удовольствие — ты никогда не будешь идеален и безупречен. Никогда! Каждая новая роль – это испытание. Каждый раз надо не повториться, сделать что-то другое, пересмотреть свои взгляды, расширить горизонты сознания и так далее. Конечно, ты должен быть критиком самого себя. Но, это должна быть адекватная критика. Когда только «я ненавижу себя, все плохо», это тоже ни к чему хорошему никогда никого не приводило. А знаете, что помогает? Я в этом смысле абсолютно счастливый человек. Меня на моем жизненном пути всегда окружали люди, которые безусловно в меня верили. Всегда. Я и сама человек, который в себя верит. И, мне кажется, не надо ко всему относиться очень серьезно. Многие, кто меня знает, посмеются над этим, но я правда в этом уверена. Я сосредоточена, я серьезно отношусь к делу. Но я не возвожу это в ранг чего-то святого и недостижимого. Я просто живу свою жизнь. Мне нравится жить ее так.
Для меня кино – это не только результат, а процесс производства. Это та площадка, на которой я нахожусь. Я три месяца живу с этими людьми. Пробую, экспериментирую, что-то получается, что-то нет. Я не робот и не могу делать все безупречно. Но я расту. Не надо себя все время ругать, как будто эта роль все решит или жизнь остановится. В жизни столько всего есть помимо этого! Не надо так переживать. Хотя, конечно, я склонна к рефлексии. Как и все актеры.

Линда Лапиньш уверена, что всеми движет любовь. Фото: личный архив

Внутреннее перерождение Евы начнется тогда, когда она впустит в свой израненный внутренний мир любовь. Это красивый киношный ход или только так и бывает — и в жизни тоже?

Нами всеми движет любовь. Всеми! Мне кажется, это самое сильное чувство. Она очень много в себе содержит. И, кстати говоря, это единственное слово, которому нет определения. Как ты можешь сказать, что такое любовь? Это совокупность стольких качеств, ощущений себя в этом мире и мира в себе. Это и милосердие, и сострадание, и желание помочь, и просто открытость этому миру. Это не любовь в сексуальном понимании — это само чувство, которое ты должен себе позволить, которое ты должен в себе воспитать. Вот это любовь!

Продолжите фразу: маньяк – это…

Это человек, фанатично одержимый какой-либо идеей. И чаще всего это непроработанная боль, полученная, скорее всего, в детстве.

Главное ФОТО: личный архив

Exit mobile version