На канале «Россия» выходит семейная сага «Стенограмма судьбы» о девушке, которая устроилась стенографисткой в столице к своему влиятельному отцу, чтобы узнать тайну своего рождения и тайну своей семьи. Но когда Анна попадает в большие кабинеты, она невольно становится погружена и в другие, более важные, государственные секреты. Генеральские мемуары, шпионские заговоры и любовные послания — все есть в сериале «Стенограмма судьбы».
Нам удалось поговорить с актрисой Кариной Андоленко, которая исполняет в картине главную роль.
– Карина, вы попробовали себя в качестве стенографистки в сериале «Стенограмма судьбы»?
– Мне очень нравятся исторические картины. Потому что у меня складывается такое ощущение, как будто бы это возможность путешествовать во времени. А картина «Стенограмма судьбы» мне была интересна прежде всего профессией главной героини. Попробовать на себе профессию стенографистки – очень интересно было. Потому что раньше это были люди, которые много чего знали, присутствовали при разных секретных совещаниях, они были среди «первых» лиц, были «золотой элитой». Это невероятно интересная профессия! И только в 2018 году эту профессию утилизировали, хотя и в наше время многие профессиональные секретари обладают навыками стенографисток – умением быстро записывать за человеком на слух, печатать на машинке.
— У вашей героини Анны Савельевой непростая судьба…
— Я очень сильно сопереживала этой девочке, мне было ее невероятно жаль. Я верю в то, что все закладывается у нас в детстве, все мы родом из детства. Моя героиня выросла в детском доме, несмотря на то, что у нее была мама, и где-то далеко был папа. И она сохранила какое-то достоинство, чистоту и честность, несмотря на обстоятельства, в которых росла. Она всю свою жизнь пыталась обрести семью, а впоследствии соединить семью, которую когда-то растеряла. Я очень ей сопереживала и, надеюсь, что зритель тоже к ней проникнется.
— Вы нашли в ней что-то свое?
— Она верный и очень порядочный человек. В ней есть достоинство, чувство уважения к себе и к другим, бесстрашие какое-то. А также в ней есть уникальное такое качество – целеустремленность. Она никогда не сдается! Мне кажется, это очень крутое качество. И мне бы очень хотелось, быть в этом с ней похожей.
— Это не первый ваш исторический проект. Съемки прошли гладко?
— Самыми сложными для меня были, пожалуй, натурные съемки на морозе, в минус 20 градусов. Потому что мы застали сильные заморозки – вдруг вернулась настоящая зима.
— Может быть, вы чему-то специально учились для этой роли?
— Я училась печатать на машинке, ходила на индивидуальные занятия к педагогу по стенографии из колледжа МИД, чтобы понимать, в каких блокнотах и каким способом стенографистки раньше писали. Это, правда, сложно! До конца мне не удалось освоить эту науку. Не просто же так есть профильный колледж, где девушки учатся несколько лет. Это был для меня очень интересный опыт!
— В сериале показан большой временной отрезок – 30 лет. Вас наверняка как-то «омолаживали», либо «старили» для разных периодов жизни вашей героини? Как именно?
— У нас были очень хорошие художники по гриму – Елена Аршинова и ее помощницы. Она придумала для моей героини в юности – челку, которую крепили к моим волосам. Челку я никогда в жизни не носила. Для меня это было очень непривычно, но образ мне понравился. А в зрелом возрасте моя героиня носила темные тени, более яркий макияж и парик из натуральных волос с проседью, который шила специально для меня Елена Аршинова… Но мне кажется, изменение возраста происходит всегда в первую очередь изнутри. Мне не делали пластический грим. Нам было важно изнутри поменять героиню. С возрастом у человека меняется взгляд, и мы старались на этом сделать акцент.
— Как вам вообще далось погружение в 80-е и 90-е годы? Вы сами помните те времена?
— Я сама — ребенок конца 80-х годов, застала в детстве перестройку. Но мне было интересно туда вернуться. Я уже говорила, что люблю исторические картины за возможность путешествовать во времени. Мне кажется, это было и хорошее, и трагическое время одновременно. Потому что у людей, в моменты перестройки системы, во времена перемен, всегда есть волшебная надежда, когда понимаешь, что прекрасное будущее впереди, и мы сами строим свое будущее. И хотя в 90-е годы люди теряли работу, им нечего было есть, они голодали, закрывались заводы, множество специалистов оказались ненужными… Но при этом присутствовал дикий романтизм, в жизнь врывалось что-то новое. Я хоть и была совсем маленькая тогда, но помню, что мои родители пытались где-то подработать, достать какие-то дефицитные продукты, что-то перепродать. Помню, как мама где-то достала невероятные лосины и была счастлива! Лихое было время, смена эпох – такое всегда интересно играть актеру!
— Какая атмосфера сложилась на съемочной площадке? Как складывались отношения с режиссером, с партнерами, с командой?
— У нас было два режиссера: начинал проект Давид Ткебучава, а потом к нам присоединился Александр Жигалкин. Отношения со всеми сложились замечательные, все делали свое дело. С Сан Санычем Жигалкиным вообще большая радость работать, он всегда слышит артиста, доверяет ему, позволяет пробовать что-то свое. И очень любит артистов, с которыми работает. Поэтому я очень рада, что на съемках этой картины мы с ним познакомились… С Давидом тоже было очень хорошо и интересно, он начинал эту картину и заканчивал. Он тоже идет от артистов, слышит их, доверяет им, предлагает что-то свое. И партнеры у меня были замечательные: Катя Волкова, Александр Яковлевич Михайлов, Саша Голубев, Артем Ткаченко, Анастасия Веденская — все профессиональные, интересные, талантливые люди, с хорошим чувством юмора. Поэтому работать с ними было очень здорово! Атмосфера на площадке была дружеская, мы много шутили, придумывали многое вместе.
— Где снимали проект?
— Проект должны были снимать в Белоруссии. Но в связи с пандемией, пришлось его полностью снимать в Москве. И было очень сложно найти в современной столице старые улицы и переулки, сохранившиеся с советских времен.
Сериал «Стенограмма судьбы» можно посмотреть на канале «Россия » с 15 ноября в 21.20