Команда гримеров, которая работала над такими масштабными историческими сериалами телеканала «Россия», как «София» и «Годунов», пришла делать и «Грозного». Рука уже набита, как говорится. Мы поговорили с художником по гриму Анастасией Эсадзе об образе самого противоречивого русского царя — как удалось «сроднить» Яценко и Маковецкого, нужно ли было старить женщин и насколько необходимо придерживаться портретного сходства с реальными персонажами.
— Анастасия, насколько масштабным был проект «Грозный» для гримеров?
— Для нашей команды сериал «Грозный» был частью большой киноэпопеи. Первым был сериал о Софии Палеолог, потом был снят «Годунов». В «Грозном» больше 140 персонажей, некоторые из них – примерно треть – были представлены в разных возрастах, и так как это разная пластика, пастиш, в том числе усы и бороды, то, я думаю, это примерно около 400 образов.
Думаю, проектов такого масштаба на российском телевидении еще не было. У нас в фильме столько возрастных гримов, когда можно проследить образ одного и того же человека в разные годы, столько сложной пластики, что этот проект по объему и сложности грима можно считать уникальным. Насколько это нам удалось, конечно, судить зрителю, но в плане работы это была максимально интересная задача.
— Как шла работа над гримом Ивана Грозного – одного образа в двух разных лицах, Александра Яценко и Сергея Маковецкого?
— Для меня, как для художника по гриму, конечно, это было необыкновенно интересно. Если учесть, что Саша Яценко вовсе не похож на Сергея Маковецкого, то, помимо стереотипного всеобщего представления, как выглядел Иван Грозный, нам нужно было сделать похожими друг на друга двух этих артистов, так как всё это вместе – один персонаж. Два актера и некий «портрет» Ивана Грозного, то есть, представление о нем, потому что никаких достоверных портретов, конечно, не существует – и мы должны были попытаться как-то соединить это и воплотить на экране.
Грим Саши создавали, я думаю, ежедневно на протяжении полутора-двух часов. А Сергей Васильевич гримировался больше, просто в силу того, что он играл Грозного в двух возрастах, а Саша в одном. И поэтому Сергею Васильевичу приходилось терпеть больше неудобства в этом плане, у него помимо просто пластики, добавлялся еще и возраст – более старший, более младший. Поэтому Сергей Васильевич ежедневно посвящал своему перерождению в Ивана Грозного не менее трех часов.
Несмотря на то, что оба актера никак не похожи друг на друга, совершенно разные и по типажу, и по темпераменту, у них есть то, что их объединяет – огромный талант. Сергей Васильевич вообще большой артист, и Александр очень талантлив. Что один, что второй – блестящие актеры, и приложили так много усилий, чтобы стать единым образом. Каждый из них должен был показать многогранность и неоднозначность личности Ивана Грозного. Нам всем хотелось максимально понять его как человека, живого, страдающего человека. Надеюсь, зритель посмотрит фильм и оценит наши труды.
Сергея Васильевича зрители уже видели в образе Грозного (в сериале «Годунов» — РЕД). А что касается Саши Яценко – когда я увидела его на площадке, у меня было полное ощущение, что это совершенно другой, незнакомый человек, он по-другому вел себя, по-другому разговаривал, просто становился другой личностью. И этот образ настолько шел ему – таким красивым Сашу Яценко, как на нашем фильме, я не видела нигде и никогда! Поэтому я и говорю, что они очень талантливые люди, большие артисты, и даже за время грима, который был долгим и причинял им какие-то неудобства, они каждый раз просто перерождались в другого человека. И это уже магия.
— А как вы гримировали Артема Ткаченко – судя по фотографиям и кадрам фильма в анонсах, его князь Старицкий тоже обладает фамильным сходством со своим двоюродным братом Иваном IV?
— Конечно, мы пытались уловить фамильное сходство. Но понимаете, какая история – все-таки уходить совсем прямо в портретный грим и воплощать какие-то черты, запечатленные на старинных гравюрах, мы не хотели. Актеру надо максимально оставить его живое лицо, потому что под этим портретным гримом актер может потерять какую-то часть индивидуальности, которая, в общем-то, и была важна для режиссера. Поэтому прятать лица родственников за масками только для того, чтобы они были условно похожи, нам казалось не очень правильным. И все же, как мне кажется, у нас получилось сделать из Александра Яценко и Артема Ткаченко двух братьев! Если это читается даже в тизерах, то, на мой взгляд, это победа. Как у актеров говорится, они смогли «снять» друг друга настолько, что стали похожими как родственники, ну а мы им, в свою очередь, помогали, как могли.
— Возрастным изменениям в «Грозном» подвергались только мужские персонажи?
— В нашей картине существует такой персонаж, Евдокия Старицкая, жена князя Владимира, ее играет Марина Палей. Она тоже прошла через испытание пластическим гримом. Зритель увидит ее и в молодости, и в зрелые годы, и постаревшей. Но Евдокия была единственной женщиной, прошедшей через это, так уж по сценарию получилось.
— Как создавался главный женский образ – царицы Анастасии в исполнении Татьяны Лялиной?
— Как раз Анастасии в соответствии с историей не очень повезло, и ее ранняя смерть не дает нам возможность увидеть царицу на закате лет. Хотя, конечно, 13 лет брака и рождение шести детей, из которых выжили только двое, не могло не оставить отпечатка на ее внешности. Но есть большая разница, особенно в художественной ленте, между историческими событиями и тем, что написано в сценарии. Конечно, в кино это некий дайджест жизни персонажа, есть некая мера условности и в том, сколько лет проходит на экране между теми или иными событиями. Анастасия у нас была жива и счастлива только рядом с Иваном – Александром Яценко. Собственно говоря, после ее смерти герой Яценко перестал существовать и возник герой Сергея Маковецкого. Поэтому она всегда была молода и красива, до самого своего конца. У Татьяны Лялиной очень интересное лицо. Для актрисы такое лицо само по себе – большая удача. Когда лицо абсолютно как чистый холст – на нем можно изобразить очень разные вещи, любую роль любого времени, от таких исторических фильмов, как «Грозный», до современных картин.
Но даже такое, так сказать, «голое лицо» при современном качестве изображения требует грима. Вот если будет ощущение что она не загримирована, никак вообще не накрашена, ничего с ней никакой гример не делал, то это будет именно то, чего я добивалась. Я считаю Татьяну Лялину очень красивой женщиной, с загадочной внешностью русской северянки. И я очень надеюсь, что зритель оценит именно натуральную красоту Татьяны, красоту без всяких вмешательств.
— А вторая жена Грозного – Мария Темрюковна, которую Пушкин изобразил Шамаханской царицей? Вы согласны с такой трактовкой этого образа – прекрасная чужестранка?
— Конечно, согласна. Во-первых, Милена Радулович, она, конечно, не просто иностранная актриса – она как будто с другой планеты. Насколько человек в хорошем смысле раскован, насколько она владеет собой, собственным телом. Да, конечно, она понимает русский язык, но ее менталитет совершенно другой. Для меня она была как птица, как некое существо удивительной красоты. И, конечно, ее, так же как и Татьяну Лялину, максимально не хотелось случайно как-то испортить. Наша Мария Темрюковна сама по себе так красива, так щедро одарена природой физически, что мы просто чуть-чуть, совсем небольшими штрихами погружали ее в атмосферу средневекового Кремля. И я считаю особой заслугой нашего кастинга, продюсеров и режиссера то, что Милена все же смогла сыграть в нашем фильме, и прилетела из Сербии, несмотря на все сложности с ограничениями.
— Насколько реалистично выглядят герои? Старались ли вы придерживаться исторических описаний?
— Конечно, есть всякие исторические документы, консультанты и литература. Но когда дело доходит до реального изображения на экране – еще раз подчеркну, это очень важно именно для сегодняшнего качественного HD изображения, когда на любом телевизоре вы видите на экране крупным планом практически каждую пору. И если это какой то яркий, агрессивный грим, даже если он исторически верен, зритель не всегда может смириться и поверить в это. Конечно, можно было бы окунуться в эпоху, да и делать, как говорят историки: красить лица мелом, мазать щеки свеклой, чернить брови и даже зубы. Но дело-то в том, что в фильме не об этом речь – не о том, как красили лица 400 лет назад!
Наш проект «Грозный» – большое полотно, и не хотелось бы чтобы весь этот антураж отвлекал внимание от главного — от мысли. От того, что хотели заложить в него не только режиссер, сценарист, основные создатели этого проекта, но и все мы, – от самой сути, от истории человека. Не просто исторического персонажа, а именно человека, который страдал и мучился, убивал и ненавидел, был не уверен в себе и в окружающих его людях. Показать Грозного во всей сложности и многогранности – вот задача, которую решали мы все, каждый на своем месте и в своей роли.
«Грозный», телеканал «Россия 1», с понедельника 23 ноября в 20.00