Актер Иван Босильчич: «Казанова отличается от Дон Жуана»
В роли легендарного итальянского соблазнителя в сериале «Казанова в России» (идет на Первом канале) снялся сербский актер Иван Босильчич. В интервью «КП-Сериалы» он раскрыл свое отношение к любви, к семье и к Санкт-Петербургу.
— Иван, как вы отнеслись к предложению из России сыграть не просто главную роль, а самого Казанову?
— Отвечу коротко, но конкретно: если бы я не отозвался на приглашение на пробы, то пропустил бы один их самых интересных проектов, участие в котором вернуло веру в развитие моей актерской карьеры.
— Но ведь это же образ дамского угодника или все куда сложнее?
— Я тоже так думал до ознакомления с биографией и мемуарами Казановы. Он принципиально отличается от того же Дон Жуана. После аферы с последним женщина оставалась с умственным расстройством вплоть до склонности к самоубийству. Дон Жуан, будучи символом разрушения, искал себе жертв. А вот после романа с Казановой, женщины, напротив, его защищали, оправдывали и даже были ему благодарны.
— В сериале вы цитируете записи Казановы: «Любовь — это род безумия, над которым разум не имеет власти. Это болезнь, которой человек подвержен во всяком возрасте, кем бы он ни был, не зависимо от сословия, откуда бы не был родом, вопреки нашим обязательствам и намерениям». Согласны?
— Все, что Казанова записывал в одиночестве, по моему мнению, являлось его размышлениями. Хотя все написанное похоже на его четкую позицию, я уверен, что это — открытые вопросы, которые герой задает себе и другим. Некоторые мысли, например, на тему мужской психологии, мне близки. Но, с тем, что «Любовь — это род безумия, над которым разум не имеет власти. ..» я не могу согласиться. Здесь стоит подробнее обсудить, чем различаются «любовь» и «влюбленность» — слова, которые в настоящее время практически отождествляется. Влюбленность, действительно, является гормональным ударом, своего рода безумием… Но любовь все же прекрасно описана в Первом послании апостола Павла к Коринфянам: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла…». В моем понимании любовь – это способность принять кого-то, каким его вообразил Господь. И мою супругу Елену и дочь Нину, Господь сотворил самыми прекрасными созданиями.
— Съемки сериала длились долго, вы год жили в Питере. А как же супруга, учитывая ваше отношение к любви? Она была с вами или приезжала?
— Съемки «Казановы в России» были моей первой длительной поездкой (на 8 месяцев) за пределы Сербии. Мы с женой смогли организовать нашу жизнь в этих обстоятельствах. Летом, когда дочь была на летних каникулах, они часто могли прилетать ко мне вместе. Благо, продолжительность перелета из Белграда в Санкт-Петербург — всего 2,5 часа. Хотя мы действительно волновались перед началом съемок, как сложится с организацией приезда моей семьи, достаточно быстро стало понятно, что нас ожидает запоминающийся прекрасный период жизни.
— Кстати, появились ли у вас любые места в Санкт-Петербурге?
— Во время пребывания в Санкт-Петербурге, в первую очередь, общался с людьми и меньше внимания обращал на места. Вместе с тем до сих пор вспоминаю ряд красивейших мест: Тихвинское кладбище Александро-Невской Лавры (там похоронен Федор Михайлович Достоевский), сама Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, Казанский кафедральный собор (часто был на литургии), Мариинский театр (в котором всей семьей смотрели «Лебединое озеро», что на всю жизнь связало мою семью с Санкт-Петербургом). Посещали мы с друзьями и бар «The Hat»/«Шляпа». Есть и особенное место, в Гатчине, с которым связана действительно интересная история.
— Расскажите же скорее…
— За три года до приезда на съемки «Казановы в России» я был в короткой рабочей поездке в Питере. Когда у меня был выходной день, коллега предложил съездить в Гатчину. Он рассказал, что там есть интересный музей, замок, красивое озеро, словом, можно было провести насыщенный день. Когда мы добрались до Гатчины, пошел дождь, появился туман, музей оказался закрыт, и кроме осеннего леса там не было ничего интересного.
Хотя мои коллеги успели огорчиться, так как выходной мы провели далеко не в идеальном месте, я предложил все же прогуляться, чтобы эта поездка не пропала зря. И мы набрели на необычное квадратное здание на озере. Это был Павильон Венеры, небольшой музей в Гатчине, который тогда был закрыт, но почему-то я остановился и осматривал это здание какое-то время, даже посмотрел в окна и дотронулся до дверей. Когда же вернулся в Сербию, то меня спрашивали, что я увидел в Ленинграде, то и мог рассказать только про зелено-белый Павильон Венеры на берегу Белого озера.
— Где же тут смеяться или удивляться?
— Терпение. Три года спустя, когда я получил роль Казановы и мне показали эскизы костюма, как и места, где будут съемки, то отметили здание, которое будет домом моего героя. Объяснили, что очень долго искали подходящее место, и что это — Павильон Венеры!
— Ничего себе…
— Удивительно, но именно это место, которое я увидел за три года до съемок «Казановы в России», оказалось домом моего героя, в котором снималась большая часть сериала. Вот почему Гатчину и Павильон Венеры вспоминаю, как предвидение, предчувствие, дивный знак, что именно в этом месте произойдет что-то прекрасное, как съемки «Казановы в России».
— Иван, в детстве вы занимались танцами. Помогло ли это при постановке номеров в сериале? Много ли импровизировали?
— Во время актерских репетиций, с которых мы начали, когда получили сценарий, я сообщил режиссерам, что уже 20 лет параллельно с драматическим театром занимаюсь мюзиклами, и что до театральной Академии активно занимался традиционными танцами. Братья Чижиковы (режиссеры) времени даром не теряли и сразу позвали хореографа, так что параллельно с актерскими, мы приступили и к хореографическим репетициям. Когда уже они увидели наши первые элементы хореографии, то в нескольких местах изменили сценарий и везде, где это было возможно, развили танцевальный характер сцены. Одним из таких изменений стала сцена большого бала во дворце Екатерины Великой. На этом импровизация закончилась, ведь каждый танцевальный элемент, который вы увидите в сериале, детально продуман и тщательно отрепетирован…
— Что сами особо запомнили на съемках «Казановы»? Прошло достаточно времени, но что моментально вспоминается само по себе, когда речь заходит о проекте?
— Люди. Удивительные, талантливые, душевные люди. Безошибочно помню буквально каждого человека с проекта, каждое имя и лицо. Я думаю, что в этом вопросе мы полностью единодушны с Джакомо Казаново. Нас в России навсегда завоевали исключительные люди.
— Любопытно, как сами бы презентовали сериал на Первом канале?
— Федерико Феллини представил Казанову как депрессивного дворянина средних лет. Хит Леджер в голливудской версии сыграл его в как молодого авантюриста-интроверта. Джон Малкович показал пожилого Казанову. Однако зрителям еще не открывалась часть истории легендарного итальянца, в которой Джакомо Казанова в свои 40 лет, в бегах из сифилитической Европы и инквизиции, посетил Российскую Империю и провел один из ярчайших периодов жизни, значительно изменивший его дальнейшую судьбу.
Главное фото: кадр из фильма