«Просто смотреть блог неинтересно, нужна драма»: как делать кино в мире, где самые популярные профессии цифровые
20 сентября на телеканале ТНТ выходит сериал «#ЯЖОТЕЦ» – история о 40-летнем Михаиле Гречихине, который вместе с сыном ведет блог на YouTube, где занимается «распаковкой» игрушек. Но после внезапного развода решает переформатировать канал и начинает учить своего сына, как стать «настоящим мужиком». Правда уже в роли воскресного папы.
Креативный продюсер проекта Илья Полежайкин в интервью «Комсомольской правде» рассказал, как создавать актуальные истории в 2021 году, не отставать от трендов, не вестись на конъюнктуру и поспевать за технологиями.
— Сериал «ЯЖОТЕЦ» сделан в формате ручной съёмки. Кажется, что это должно осложнять рассказ истории, ведь становится меньше инструментов: ракурсов, планов и так далее. Так ли это на самом деле?
— Любое телепроизводство априори сложное, но мы всегда пытаемся искать какие-то актуальные и интересные формы для рассказа историй. Сейчас видеоблогерство стало почти профессией, хотя этому нигде не учат, дипломов не выдают и контроля качества, к сожалению, тоже нет. (СМЕЕТСЯ) Но тем не менее это очень актуальный тренд. Мы давно к нему присматривались и хотелось рассказать историю об этом явлении. Но в процессе стало ясно, что история именно о блогере, который гонится за хайпом и просмотрами, получается достаточно узкой, нишевой, наверное, не всем интересной. Потому мы выбрали в качестве героя человека, в жизни которого случилась драма, он развелся, и видеоблог для него просто способ быть рядом с сыном и подготовить его к тяготам взрослой жизни. Плюс именно в видеоблогинге наш герой как раз разбирается-то не очень хорошо. Это делает его ближе к зрителю. А идея рассказать его личную историю не напрямую, а как бы вторым планом создает прикольный элемент подглядывания, который провоцирует зрительский интерес.
— А осложняет ли такой формат сам технический процесс?
— С технической точки зрения есть определённые сложности в том, что ты не можешь рассказать, что происходит в истории за пределами этого блога, раз мы выбрали это как форму. Это, конечно, заставило нас творчески попотеть, но мы в этом нашли огромное количество плюсов, ведь у нас развязаны руки: мы не всегда следуем за героем вместе со зрителем, что-то можем не видеть, что-то можем домысливать. По-новому выглядит компьютерная графика, монтажные ходы, звуковые решения, ведь по умолчанию всё это плоды «креатива» главного героя. Технически сложно было Гоше Куценко, ведь у него в руках была не камера телефона, не GoPro, а полупрофессиональная камера с автофокусом, которую ему приходилось постоянно держать. И тут нам помог оператор-постановщик, который везде следовал за актёром, как тень. Поэтому даже когда зрителю кажется, что камера в руках именно у героя Гоши, её держит оператор.
— А если говорить о зрителях: как, на ваш взгляд, аудитория видеоблогов на YouTube воспринимает те же блоги, но в сериалах? Ведь с одной стороны, теряется момент реальности из-за сценария, с другой – можно заглянуть в закулисье.
— Мы перед собой ставили целью создать у зрителя ощущение, что он смотрит не сериал, а настоящий видеоблог, который ведет реальный человек. Для этого нам пришлось придумать отдельный киноязык этой истории. Разумеется, он основан на лучших, а иногда худших образцах отечественной блог индустрии. Это и обилие джамкатов, проблемы с качеством звуковой дорожкой, множество музыкальных джинглов (почти весь саундтрек сериала состоит из авторской музыки), назойливая инфографика, самодельный CG. А порой наш герой просто «забывает» выключить камеру, и мы становимся свидетелями того, что показывать он нам совсем не собирался. Всё это в совокупности делает наш сериал правдоподобным и реалистичным. Надеюсь зритель это оценит.
— Как истории такого формата создаются сценарно? Когда вы пишете скрипт, вы уже визуализируете картинку?
— Когда мы задумывали проект «#ЯЖОТЕЦ», у нас перед глазами было большое количество примеров детских видеоблогов, которые ведут родители. Там они занимаются распаковкой игрушек, тестируют лайфхаки из TikTok и т.д. Так что визуально мы достаточно ясно представляли, как это должно выглядеть. Но смотреть за этим в сериале не так интересно, поэтому мы сразу решили, что в жизни нашего главного героя должна произойти какая-то драма. Поэтому он теряет семью: жена уходит от него, и он превращается в «воскресного» отца, переформатирует свой блог, начинает его вести с несколько другими акцентами. Его задача – воспитать сына, когда рядом с ним постоянно находится незнакомый ему человек, новый муж его бывшей жены. Изначально мы и планировали эту историю сделать в формате видеоблога, именно этим она нас и зацепила. Это не типичная бытовая и отношенческая история, а уже поданная в таком интересном формате.
— В драфте сценария сразу прописываются селфи-форматы? Форматы с вытянутой руки? Композиция кадра? Или это все-таки сугубо режиссерская задача?
— Это большая совместная работа сценаристов, режиссера, оператора постановщика и других цехов. Проходит она на этапе подготовки к съемкам и не редко что-то приходится менять, переписывать или наоборот, настаивать, чтобы всё было визуализировано в соответствии со сценарием. В процессе съемок, на площадке, какие-то вещи тоже улучшаются, докручиваются, актёрами, режиссёром, автором на площадке. Но, как правило, мы стараемся всё продумывать на этапе сценария, включая видеоряд.
— Сейчас соцсети развиваются, возможно, даже быстрее, чем снимаются фильмы и сериалы. Должен ли сценарист это учитывать, чтобы к моменту выхода проекта там не было чего-то неактуального?
— Мне кажется, что когда сценарист работает над проектом, он должен думать о его актуальности. Но тут главное не путать актуальность и конъюнктуру, ведь есть такие тренды, которые не проходят. Мы понимаем, что видеоблогинг – это уже культурное явление, и эта тема никуда не уйдёт за год-два-три, только в случае какого-то катастрофического катаклизма, если пропадёт YouTube, условно говоря. Когда мы берём за основу некий тренд, которому уже какое-то количество лет, и мы понимаем, что он будет и дальше, это одно. А если бы мы построили сюжет вокруг такой соцсети, как Clubhouse, то это было бы странно. Вот она появилась, стала популярной, мы придумали сериал, три года его производили, выпустили, а зрители такие – Что? Клабхаус? Какой клабхаус? То есть, есть какие-то конъюнктурные вещи, которые пришли и ушли, не оставив какого-то серьёзного следа вообще. И вокруг них, конечно, ошибочно строить историю.
— При этом появляется достаточно проектов, где фигурирует TikTok и прочие веяния времени. Но зачастую авторы условного сериала и потребители контента – люди разных поколений. Как сценаристу писать диалоги так, чтобы они адекватно воспринимались зрителем?
— Мы вот с какой стороны попытались подойти к этой проблеме. Авторы нашего сериала достаточно взрослые люди. Мы смотрим немного со стороны на то, как люди живут в этих соцсетях и мессенджерах, порой не очень хорошо это понимая и не всегда правильно оценивая. Поэтому мы выбрали героя, который близок нам. Он тоже понимает, что это тренд, что это круто, прикольно и интересно, но разбирается в этом поверхностно. Это как раз и делает его реалистичным, у нас не было попытки обмануть зрителей и показать человека, который в этом шарит на уровне какой-нибудь 14-летней ТикТок-иконы. Видеоблог, повторюсь, просто форма, в которой мы рассказываем о человеке с близкими и понятными каждому проблемами: семейная драма, поиск счастья и любви.
— На ваш взгляд, сериалы в формате скринлайф окончательно станут самодостаточным жанром или через несколько лет всё вернётся к классике, а они останутся частью истории?
— Мне кажется, что в этом ключе всё зависит от истории. Если мы решим сосредоточиться на том, как появилась какая-то социальная сеть, пережила свой расцвет и угасла, то, наверное, спустя какое-то количество времени, причём относительно небольшое, такая история не будет интересна. А если это история о человеке, в жизни которого нет ничего, кроме любви к своему сыну, то это тема вечная. В таком случае то, как она рассказана, наверное, уже не так уж и важно.
— Есть и обратное явление: когда блогеры оказываются в кино и становятся актёрами. Как вы к этому относитесь? С кем работать легче: с профессиональными артистами или талантливыми людьми, но без специального образования?
— Всё зависит от того, что вы делаете. На мой взгляд, если вы делаете художественный сериал, драматический или комедийный – не так важно, то, конечно, удобнее работать с профессиональным актёром. Ну, потому что это его профессия. (СМЕЕТСЯ) А если это какой-то человек без специального образования, условно говоря, успешный тиктокер, которого мы пытаемся использовать для того, чтобы привлечь интерес к продукту, то в большинстве случаев, мне кажется, это такая маркетинговая уловка. И каких-то хороших примеров я даже и не назову. Одно дело, когда это программа, например, о путешествиях, ведущим которой приглашают популярного инфлюенсера Instagram, тогда это да, это работает. А вот как быть с сериалами или фильмами – тут история уже другая. Многое зависит, конечно, от таланта этого человека, взять того же Гарика Харламова, на мой взгляд, лучше сыграть главного героя сериала «Гусар» или «Зона комфорта» никто и не смог бы.
— ЯЖОТЕЦ – история про современность, «Гусар» – про прошлое, хоть и несерьёзно. На ваш взгляд, к какому временному контексту аудитории проще подключиться? Или идеальный вариант – это микст, как в «Гусаре», который вы назвали оммажем на «Ивана Васильевича»?
— Мне кажется, что к современности, которая окружает человека, подключиться проще. Проще узнать себя в героях и их проблемах, начать им сопереживать, но это с одной стороны. С другой, иногда хочется более удивительных, менее обыденных историй. Потому зритель с большой охотой смотрит и в будущее, и в прошлое. Тут все зависит от того, как и какую историю ты рассказываешь. «Гусар» сразу был более фантастическим, сказочным что ли, даже на уровне идеи. Тем не менее, и там мы искали баланс, между достаточно реалистичным настоящим и полным эксцентрики прошлым. Ведь если мир и герои будут слишком условными, то зритель может просто не подключиться. В случае с #ЯЖОТЕЦ, мы изначально хотели рассказать близкую к реальности историю. И герои, и мир, в котором они живут, легко узнаются и принимаются зрителем. А в ситуации, когда отец учит сына быть настоящим мужиком, побывала, как минимум, половина населения нашей страны. Просто мы добавили в эту ситуацию два небольших допущения: первое – всё происходит в формате видеоуроков, видеоблога, и второе – что если папа пытается казаться чуть компетентнее, чем есть на самом деле?
— Вы сами говорили, что с детства являетесь поклонником научной фантастики. А на последнем питчинге в Фонде кино 6 из 14 проектов были научно-фантастическими. Будет ли в России бум историй про будущее?
— Ну, во-первых, научно-фантастическая история — это не всегда история о будущем. А во-вторых… Сложно сказать, будет бум или нет, всё зависит от того, что случится с этими шестью заявками: действительно ли это будут достойные продукты или всё пойдёт не совсем так, как задумывалось. Ведь рассказать историю о будущем — это и творчески и производственно очень непросто. Особенно когда речь идет о далеком
будущем. Если удачные примеры фантастики ближнего прицела в России есть, как среди сериалов, так и среди полнометражных фильмов (начиная от комедийного «Проект «Анна Николаевна» или драматической «Эпидемии», и заканчивая сай-фай хоррором «Спутник»), то удачных проектов о далеком будущем я не назову. А спрос определённо есть, его хорошо иллюстрирует популярность подобного рода проектов за рубежом и зарубежных проектов в России. Не надо далеко ходить, есть и Netflix, и HBO, и Amazon – все они идут в эту историю. Потому что, мне кажется, все эти фантазии о прошлом и будущем, такие сказки для взрослых, интернациональны, они объединяют людей.
— Готовы ли вы стать автором одной из таких историй? Возможно, у вас уже есть несколько логлайнов подобных проектов?
— Может быть. Я просто пока не чувствую себя готовым сказать «да, вот есть такая история, и сейчас мы её начнём делать». Хотя, конечно, есть мысли, есть идеи. Плюс, помимо научной фантастики, популярно в принципе фэнтези: всё, что связано с магией, сверхъестественным. Это может быть связано с научно-техническим прогрессом, как в случае с «Очень странными делами», то есть, попытки пробить проход в какое-то пространство, где живут некие монстры. А может быть сугубо научным, как «Ex machina» и так далее.
— Чтобы постоянно создавать качественные истории, необходимо вдохновение. Чем чаще всего вдохновляетесь вы? Какие фильмы, сериалы смотрите? Какие книги читаете? Что бы посоветовали из последнего?
— Любой креативный продюсер – это человек, который постоянно либо что-то читает, либо что-то смотрит. Если говорить о литературе современной и отечественной, то это, конечно, Иванов: начиная от «Блуда и МУДО», заканчивая «Пищеблоком». Помимо того, что он выдающийся литератор, мы видим, что он богато экранизируется. Тот же Глуховский со своим циклом «Метро», это ещё и очень крутая медийная судьба, когда есть целая вселенная игр по этому миру, планируется сделать сериал. Это, конечно, очень круто, это вдохновляет.
Из больших режиссеров то Соррентино, Уэс Андерсон, да и Вильнёва тоже люблю.
Если из сериалов, то любой человек, который занимается комедией, скажет вам, что это «Друзья», потому что это Библия. Если говорить о каких-то остросюжетных, то, конечно, «Клан Сопрано». И особенно круто, что спустя огромное количество лет мы увидим полнометражный приквел к этой истории. Из отечественных всё смотрю и всегда рад успехам коллег, потому что хочется, чтобы индустрия развивалась, проектов было больше. Ведь это хорошо и для тех, кто в профессии, и для нашего зрителя, потому что это его воспитывает, повышает его планку.
Главное ФОТО: ТНТ