Светлаков и Незлобин сняли комедию про человека у микрофона. В основе сюжета — реальная биография стендап-комика и актрисы, сыгравшей главную роль
Героине сериала продюсеров Сергея Светлакова и Александра Незлобина «Я не шучу» (КиноПоиск HD, с 4 марта) почти 50. У нее двое детей, два бывших мужа, замотанный вид и ей вечно не хватает денег. Каждый вечер она идет в клуб и выступает как стендап-комик. В главной роли Елена Новикова — победительница шоу «Открытый микрофон», участница проекта StandUp на ТНТ, бывшая актриса театра им. Пушкина. «Я не шучу» — художественный сериал, в основе сюжета которого жизнь самой Елены.
«Не хотели писать ничего подобного тому, что уже было»
— Давайте проясним концепцию сериала. Правильно я понимаю, что это вымышленная история про стендап-комика Елену, обстоятельства жизни которой очень похожи на реальную жизнь стендап-комика Елены Новиковой?
— Изначально внутри была как раз только реальная жизнь — не было ничего вымышленного, потому что к этому моменту уже была Елена Новикова, которая была стендап-комиком. Моя подружка написала «пилот» — буквально из моих жизненных ситуаций, и добавила туда сценарных ништяков, чтобы это был не документальный фильм. А потом мы, когда уже поняли, что будем снимать сериал, многое допридумывали. Можно сказать, что там 80% реальной жизни и 20% вымышленной.
— И получилась исповедь?
— Да нет… Ну какая это исповедь? Это все равно движется к ситкому — мы же искали именно смешные ситуации. Грубо говоря, это мой отрефлексированный опыт. В плане создания персонажа мне как актрисе вообще ничего не пришлось делать, потому что это я и есть — с моими реакциями, моим голосом, моими шутками и так далее. Вот тут — реальная жизнь, а тут начинается территория искусства. Это драмеди, основанное на реальных событиях, где ситуации из жизни доведены до абсурда, гротеска. То есть внутри-то реальная жизнь, но сценаристами она утрирована для того, чтобы получилось смешно.
— С каким чувством вы ждете премьеры? Вам страшно?
— Страшно было раньше, когда собралась целая куча людей, которые вдруг поверили в эту историю. Мне было страшно их всех за собой вести, потому что фиг его знает… Они так верят в это, им нравится! И вот это было страшно, что такое количество людей я собрала вокруг себя, а речь идет просто про мою маленькую, частную, никому не интересную жизнь. А сейчас, когда будет премьера, уже давно все перечувствовано, передумано, перешучено… Уже бояться нечего. Разве что осуждения сообщества комиков, которые, конечно, будут сравнивать: «да ну, это все было в «миссис Мейзел» (американский сериал 2017 года про домохозяйку, которая подалась в стендап. — Авт.). Тут не сыграла, тут не смешно. Да разве таких можно так показывать стендап вообще?» и т. п.
— Проекты про жизнь комиков действительно уже были — и художественные, и полудокументальные. Вы упомянули «Удивительную миссис Мейзел», а можно еще вспомнить сериал Луи Си Кея. Вы как-то это учитывали?
— В любом случае, если это история про человека с микрофоном, ты будешь это с чем-то сравнивать. Этого не избежать. Про историю каких-нибудь студентов, живущих в одной квартире, обязательно скажут: «Ну, это же «Друзья». А так мы, конечно, не хотели написать ничего подобного тому, что уже было. Да у нас и не получилось. Больше было вопросов, какое место во всем этом занимает стендап? Должен ли он «комментировать» только что произошедшие сцены, или он должен быть абстрактным — стендап как стендап, как часть жизни героини? Вот как она ходит каждый день выступать в клубы, так и в каждой серии звучит стендап. И в этом смысле была проблема: помогает ли он понять, что с ней на самом деле происходит? Я пока не видела ни одной серии и сейчас не могу понять, что получилось.
— В сериале ваша героиня звонит сыну, которого сыграл Артем Кошман. И мы видим, что мать у него записана в телефоне как «жэнщина», через «Э» вдобавок. Это случай из жизни? Не дай бог, вашей?
— Вообще не из моей. В моей жизни я у сына одно время была записана как «мент».
— Мент?!
— Да. Мент. Милиционер, полицейский. Видимо, потому, что он всегда у меня на контроле. Был. Теперь я записана, как мама. Контроль сработал.
— Вашему настоящему сыну Даниле уже 20. Вы рассказывали, что он бывает на ваших концертах и горячо вас как комика поддерживает. А были случаи недопонимания, когда ему не нравилось, что вы рассказываете о нем со сцены?
— У нас театральная семья, дети выросли в театральной тусовке, они прекрасно понимают, что все это работа: мама вышла на сцену, рассказала про сына, получила за это определенную сумму – и вот тебе компьютер, вот тебе интернет, вот тебе твои 30% за материал. И в этом смысле, им все равно, рассказываю я про них или про кого-то еще. Конечно, мы с отцом многое объясняем, это же не просто происходит само собой. Сын был подростком, когда я начала карьеру стендап-комика — поначалу ему было тяжело, потому что ему разные [дураки] писали в «ВКонтакте» сообщения: «да твоя мамка…», «да мы твою мамку…», все дела. И он не знал, что с этим делать. Но я не видела, чтобы он особенно по этому поводу страдал. И мало того: многие шутки про него же я разгоняю с ним, потому что я не во всю игровую терминологию врубаюсь — если шучу про сына геймера. И он мне помогает. Сейчас ему 20, он вполне себе осмысленный человек.
— Чем занимается?
— В педколледже учится на последнем курсе, на педагога начальных классов. Не знаю, будет ли он потом работать по профессии или поступать. Пока его больше увлекает стрим, игровая индустрия, я вижу, что он развивается внутри этого, креативит, учит историю, английский, думаю, он разберется, что к чему.
«Когда занимаешься стендапом, ты все время на территории правды»
— Вы классическая драматическая актриса, еще и режиссер. Что вы нашли в стендапе и чего вам не хватало в драматическом театре?
— Нашла в первую очередь правду. То, чего всегда ждешь от драматического театра и очень редко находишь. Тут мне с мозгами не повезло, в отличие от других актеров. У меня муж – актер, ему очень комфортно в профессии, ему удобно исполнять волю режиссера и так далее. Он в этом смысле идеальный пластилин. Я даже ему отчасти завидую, потому что ему не нужно думать про то, что ему нужно сказать людям, кто он такой в этом мире. А у меня другие мозги. Я училась на актерско-режиссерском курсе и мне всегда было интересно все. И в режиссуре себя попробовать, и с декорацией, и без декорации. В какой-то момент я поняла, что я в этом музейном пространстве себя не нахожу. Я не понимаю, что я здесь делаю! Я не живая, я просто заплываю жиром и примеряю парички.
А потом я познакомилась с Леной Ковальской — это такой реформатор театра, критик, арт-директор Центра имени Мейерхольда. Она вместе с Капковым (Сергей Капков, глава департамента культуры правительства Москвы в 2011-2015 г.г. — Авт.) организовала Школу театрального лидера, где молодых деятелей театра учили новому менеджменту – как выводить театр на рыночную основу. Почему из театра уходит зритель? Мы искали жанры околотеатрального искусства, которые были бы развивали коммуникацию с публикой. Таким образом вышли на стендап. И я поняла, что это идеальный контакт со зрителем и колоссальная проверка на вшивость для актера. Когда ты стоишь один, без декораций, без партнеров, без музыки — без ничего. И только сам отвечаешь за свои слова и за все, что происходит. Если ты «заходишь», люди смеются, тебя принимают – и это только твоя заслуга. Это невероятные ощущения. Когда начинаешь заниматься стендапом — ты все время находишься на территории правды. И когда ты вот с этим сталкиваешься, ты понимаешь, что ничем другим больше заниматься не можешь, потому что все остальное кажется уже очень сильно придуманным, иллюзорным.
— Певица Адель как-то после успешного альбома на много лет замолчала. У нее спрашивали: «Почему ты не пишешь новые песни?!». А она тогда вышла замуж, родила и отвечала: «Я стала счастлива и мне не о чем писать». Стендап-комик тоже обязан быть слегка несчастным, иначе ему не о чем будет рассказывать?
— Я думаю, Адель слегка кривила душой, когда говорила, что она абсолютно счастлива. Если ты мать, ты по-любому уже столкнулась с тем, что 24 часа в сутки боишься за своего ребенка. Тут вообще не до себя, не до творчества. Но я не думаю, что надо ставить цель быть несчастным, это бред. Просто наблюдай за процессами в жизни и внутри себя. Может быть, тебе хорошо физически — ты сыт, поспал, поел, покакал, но есть какие-то более мощные вещи, которые тоже на тебя влияют. Меня постоянно волнует, что я за человек, мои поступки, моя лень, мой родительский долг, мои мечты. Когда думаешь про все это — не можешь быть до конца счастлив. Быть счастливым – это же временное явление! После того, как ты, работал, работал, работал, страдал, страдал, страдал, ты три дня счастлив, у тебя затишье. Вот это, я считаю, счастье.
«Суетиться в 51 как девочка уже стыдно»
— В сериале есть сцена, когда героиня вечером возвращается после стендапа домой и видит, как очень пьяный человек бежит по кругу, безуспешно переходит дорогу — падает, его чуть не сбивает машина. Это метафора жизни Елены?
— Да, она движется по кругу, когда одно и то же, одно и то же… Упала, поднялась. Там же есть еще сцена в театре, когда актеры бегают по кругу. Но это не я придумала, это [Елена] Красильникова (соавтор сценария «Я не шучу». — Авт.)
— А еще ваша Елена вводит в интернет-поисковик: «в чем смысл жизни». Вы знаете?
— Недавно я знала ответ на этот вопрос. Сейчас… Он всегда разный, он не может быть какой-то один. Вот для меня сейчас смысл жизни в том, чтобы избавиться от страха. Вот прямо сейчас в моей частной жизни есть борьба со страхом. И мне кажется, если победить все страхи в себе, то будет очень круто.
— Можно сказать, что героиня этого сериала – это вы некоторое время назад? А сейчас и дети выросли, и муж у вас на самом деле есть, и проблемы в целом решены?
— 20 лет и 9 – это вообще не выросли! Подростковый возраст у нас до 35 продлен. Тогда были проблемы детей того периода, сейчас это другие проблемы. Тут еще проблемы с возрастом (мне 51 год) — не в плане болезней, а в смысле какого-то переосмысления. Это тоже мощные процессы, когда ты перестаешь жить супердинамичной жизнью, хаотичной, и вдруг очень сильно стараешься все расставить по своим местам, по полочкам наконец-то разложить, потому что суетиться как девочка уже стыдно, пошло и неприкольно. Вот такие проблемы сейчас меня волнуют, поэтому я сейчас не до конца благополучный человек. А вы думаете, что когда-нибудь все проблемы кончатся и наконец наступит долгожданное счастье? Но оно никогда не наступит. Никогда-никогда! До самой смерти. Я видела, как умирала моя бабушка, как умирал отец. Видела, как уходят близкие люди. И я вам скажу, что они не уходят в покое, в счастье. Даже когда у них все благополучно складывалось в жизни. Смерть — это в любом случае отчет перед жизнью. Когда люди думают, что у других наконец-то все сложилось, а у них нет, это большое заблуждение. Вообще смотреть на других не надо, занимайся исключительно собой! Вот что у тебя происходит, то же и у других, один-в-один, с тем же масштабом.
ВОПРОС РЕБРОМ
Кто ваш любимый стендап-комик в России?
— Мне нравится Артур Чапарян, мысли его некоторые нравятся. Мне нравится, как развивается Серега Орлов, Расул Чабдаров, Женя Чебатков, люблю послушать Идрака Мирзализаде. Любимых нет, я думаю, и не должно быть — что сегодня откликается, то и нравится.
«Я не шучу», комедия. 8 серий.
Режиссер: Саша Тапочек.
Сценарий: Елена Новикова, Елена Красильникова.
Продюсеры: Сергей Светлаков, Александр Незлобин.
В ролях: Елена Новикова, Анатолий Белый, Алексей Розин, Николай Шрайбер, Артем Кошман, Таисия Битюкова.
Где смотреть: с 4 марта на КиноПоиск HD.