Генеральный продюсер фильма Джаник Файзиев: «Герои «Собора» в жерновах лихих времен»
Известный режиссер, сценарист и продюсер рассказал об идее и истории создания сериала «Собор», о созвучии его с сегодняшними событиями и о питерском дожде.
— Джаник, какова вообще история создания такой приключенческо-исторической махины, как «Собор»?
— Вы знаете, это мистическая история, как, наверное, почти все, что происходит в жизни. Еще будучи студентом ВГИКа я часто приезжал в Ленинград. И как-то судьба занесла меня в Спасо-Преображенский Собор. Меня удивило, что ограда у храма сделана из пушек. В первый момент я не связал Преображенский собор с Преображенским полком. Для меня это скорее была некая история, связанная с преображением в религии. Прошло много лет, и мы случайно забрели в этот собор, и я услышал от священнослужителя историю о том, как Петр Первый подарил храму икону Спаса Нерукотворного, доставшуюся ему от матери. Эта материнская линия запала мне в голову. Прошло еще время, и я обнаружил, что с Преображенским собором с 18-го века до наших дней связаны удивительные истории многих деятелей культуры и искусства. И не только. Один известный врач рассказывал мне, что его мама тайком от его отца бегала и крестила его там. Если ретроспективно посмотреть на людей, которые связаны с этим местом, то выясняется, что трудно найти человека, который жил бы в Петербурге, либо имел отношение к городу на Неве и не был как-то связан именно с этим собором.
— Получается, фильм — дань месту, которое символизирует Санкт-Петербург?
— И это тоже. Просто в какой-то момент мы снова стали приглядываться к этой истории и решили сделать длинную сагу — историю семьи, в которой отец — глава семьи решил, что он должен построить этот храм. Я не религиозный человек, и для меня Преображенский собор — это не столько институт веры, сколько центр гуманистического и человеческого сосредоточия. Это такая система координат, с которой ты все равно себя соотносишь. Даже для людей, которые никогда не ходили в церковь, не исповедовались, не причащались, даже для них — это прикосновение к истине. И надеюсь в киносериале нам удалось проследить и показать, как развивались человеческие судьбы на фоне Спасо-Преображенского собора.
— Другими словами, собор является главным действующим лицом фильма?
— Я бы сказал, что на фоне собора происходят события нашего фильма. Для героев строительство собора — это внутренняя движущая сила, она естественно становится главным действующим лицом картины.
— Вы остались довольны воплощением? «Собор» таким и был в вашем изначальном представлении?
— Оценки и впечатления — это прерогатива зрителей. От себя скажу, что нам удалось собрать техническую сборную команду страны: над фильмом работали фантастические художник-постановщик Жанна Пахомова, художник по гриму Валерия Никулина и художник по костюмам Володя Никифоров. У нас потрясающий режиссер — Сергей Гинзбург, и добавьте сюда блестящий актерский состав — Сергей Марин, Светлана Иванова, Александр Балуев, Максим Аверин, Юлия Снигирь, Юрий Чурсин, Ян Цапник, Александр Ильин мл., Никита Тарасов и другие. Плюс мощный ведущий продюсер Александр Бондарев, за плечами которого были такие хиты, как «Эпидемия», «Доктор Лиза» и «Чиновница». Когда вся команда познакомилась со сценарием, мы провели несколько вечеров в беседах — и у каждого появился шанс положить маленький кирпичик в основание Преображенского собора. Я имею ввиду собора, как места, которое будет для всех для нас точкой координат и системой отсчета.
— Какой исторический период освещен в фильме?
— В фильме затронут период с 1700 года до смерти Петра Первого, наши герои проживут на экране 25 лет. За эту четверть века Россия пережила несколько эпох. И сегодняшнему зрителю это должно быть близко, мы живем в очень бурно развивающейся стране: каждый из нас чуть ли не каждый день стоит перед выбором — идти вслед за изменениями времени или сделать вид, что, то к чему я привык, старое, родное — мне ближе и дороже. И поэтому в нашей картине сразу пять основных героев, каждый из которых проживает все варианты этого отношения к новому. Кто-то оголтело движется вперед, потому что его зовет судьба. Кто-то делает вид, что он поменялся, а в душе все равно сохраняет свои привычные приоритеты и ни с чем расставаться не хочет, за что в общем-то попадает в жернова жизни. Кто -то, пользуясь тем, что люди двигаются (а в моменте движения вперед у вас не прикрыты тылы) начинает совершать гадости, думая, что он это делает во имя бога. А кто-то наотрез отказывается вообще сдвигаться с места. Эти пять героев они — опять же в жерновах времени, в жерновах лихих петровских перемен. Я думаю, они реагируют похоже на то, как мы воспринимаем сегодня. Мы живем в эпоху грандиозных социальных изменений, поэтому, мне кажется, что картина должна вызывать очень острое и яркое сопереживание современного российского зрителя.
— Известно что съемки проходили в Санкт-Петербурге, Пскове и Москве…
— Совершенно верно. Наши главные герои — это представители московского дворянства, и в этой части мы снимали деревню, усадьбу и поместье нашего главного героя. Московскую часть мы нашли под Псковом. Прямо в дремучих лесах, там даже связь не ловила, зато картинка получилась настоящей и живой. А вот под Санкт-Петербургом на Финском заливе совершенно уникальная природа, которую не найти ни в каком другом месте. И тот, кто хоть раз был здесь, он никогда ни с чем не спутает цвет этой воды, этот прозрачный воздух, природные виды и даже дождь. В Питере дождь он совершенно другой, он не такой как вот даже в Москве или в 30 километрах от Питера.
— Вы так говорите о погоде восторженно, хотя она могла вносить и неприятные коррективы в съемки…
— С капризной питерской погодой были связаны определенные трудности. Но это больше было связано с гримом артистов и с их прическами. Огромные прически того времени очень сложно делать, а от высокой влажности и дождя они естественно распадались. Гримеры сначала делали прическу, потом аккуратно запаковывали эту прическу пакетами, чтобы она не разъезжалась. Актерам между сценами приходилось ходить с пакетами на голове. Впрочем, никто не жаловался на какие-то неудобства, все были объединены одним единственным порывом — со стопроцентной отдачей сделать достойную работу. И у нас это получилось, за что всем огромное спасибо.
Сериал «Собор», Первый канал, понедельник-четверг, 21.45