Алена Хмельницкая: «Я стала спокойно и философски ко всему относиться»
5 декабря на канале ТВ Центр — премьера нового сериала «Березовая роща». В главных ролях – Алена Хмельницкая и Юрий Батурин. Действие происходит в 80-х годах, в поселке, где живет партийная, культурная и прочая советская элита. Персонажи актеров – профессор Забелин и его супруга Кира. Накануне премьеры Алена рассказала о ностальгии на съемках, быстром течении времени, тоске по Испании и новогодних традициях.
— Алена, чем вас привлек сериал «Березовая роща»?
— В первую очередь я согласилась, потому что режиссером была Кира Ангелина. А для меня очень важно, кто снимает. И, конечно, сама история. Все персонажи сложные, непростые, и мне это понравилось. Мою героиню тоже зовут Кира – она жена героя Юрия Батурина – профессора Забелина. У нее есть и своя история, и история как мамы — она раскрывается через ее собственную личную жизнь, и затрагиваются проблемы с детьми. Это все было интересно играть.
— Юрий Батурин рассказал, что они с режиссером и оператором много обсуждали и даже спорили, вспоминая детали того времени… Этот процесс влиял на съемки – были изменения?
— Команда была очень профессиональной, все декорации, реквизит, образы были подобраны очень грамотно, грамотно прописан сценарий с учетом всех моментов 80-х. Нам оставалось только воплотить это в жизнь.
— Чувство ностальгии присутствовало?
— Конечно. Чувство такой приятной ностальгии. Художники по костюмам, гримеры подобрали прекрасные образы – платья того времени с плечиками, прически, крупные украшения… В таких образах ностальгия не могла не появится. Тогда, конечно, женская мода была более женственной, не было одежды унисекс, как сейчас, женщины чаще носили платья.
— А каким вам запомнилось то время?
— Тогда мы только закончили школы, и весь мир был перед нами. Это было время перестройки, непростое время, но мы не боялись, наоборот, мы были в предвкушении, мы были свободны и открыты. Люди постарше, с детьми, наверное, по другому себя чувствовали, больше беспокоились о будущем, а нам все виделось иначе.
— Сейчас жизнь стала в десятки раз быстрее. Это вам близко, или вы человек, которому нужно больше размеренности?
— Да, жизнь стала намного быстрее. Такое ощущение, что само время убыстрилось. Даже Ксюша, моя 11-летняя дочь, говорит мне, что время так быстро летит, и она ничего не успевает… Раньше так не было. Раньше действительно все было более размеренно. А сейчас ты даже не успеваешь ни во что углубиться, все поверхностно – раз, и все, тебе нужно бежать дальше. Возможно, это частично от того, что все доступно, любая информация. Раньше, чтобы что-то найти, нужно было потратить время, а сейчас все быстро – найти, что угодно, в считанные секунды или минуты, заказать, отослать…Я сейчас даже книги не успеваю читать, поэтому слушаю аудиокниги в машине в пробках, которые, кстати, стали больше.
— Юрий Батурин признался, что был счастлив оказаться с вами на съемочной площадке. Он сказал, что помнит вас еще по театру Ленком, когда он только пришел студентом, а вы блистали в роли Кончиты в «Юноне и Авось». Но тогда ваша совместная работа продлилась недолго – вы ушли в декрет.. А вы помните то время?
— Конечно. Мы тогда не играли вместе на сцене, но я его помню. Я и сама тогда была студенткой 2 курса, и со 2 курса я играла в «Юноне и Авось». Я проработала в театре Ленком с 90 по 94 год, Юра тоже там недолго пробыл.
— Кстати про театр. Как правило, журналисты задают вопросы о разнице в киноиндустрии того времени и нынешнего. А что касаемо театра – он изменился? Или удалось сохранить внутреннюю атмосферу?
— Я сама давно не вхожу в состав труппы никакого театра. Сейчас любой актер может играть в совершенно любом театре – как в труппе, так и в антерпризах. Раньше с этим было сложнее. Сейчас же можно официально числиться в одном, а быть занятым в нескольких. Что касается атмосферы – конечно, все меняется, везде по-разному. Меняется состав актеров, меняется руководство. Многие именитые руководители и ведущие артисты уходят. Только за последнее время скольких мы потеряли! И ты, например, идешь играть в один театр, с одними людьми, а потом оказываешься в другом… Атмосфера же зависит от людей.
А если мы говорим о качестве постановок – тоже по-разному. Есть прекрасные классические постановки, современные постановки. Но также во многих театрах сейчас играют с формой в ущерб качеству, сильно отходят от изначального материала, от оригинала.
— В каких постановках вас сейчас можно увидеть?
— «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова, режиссер — Павел Сафонов. В главной роли — Виктор Иванович Сухоруков. И также «Фантазии Фарятьева» режиссера Радия Овчинникова, здесь мы играем вместе с Таней Арнтгольц и Сергеем Горобченко.
— Вы признались, что «Ландыш Серебристый» один из ваших любимых фильмов. Есть в нем что-то очень душевное, что затрагивает все внутри. И, конечно, великолепнейший актерский состав, когда все идеально на своем месте. А есть ли фильмы, которые вы можете пересматривать бесконечно?
— Я сама люблю пересмотреть «Ландыш Серебристый», это один из моих любимых фильмов, где я играю, а Ирма — моя любимая роль. И первая, где я сама просила тогда еще мужа Тиграна Кеосаяна рассмотреть меня на нее, дать мне поучаствовать в пробах. Тогда мне было 29, а Ирма — звезда на закате своей карьеры, гораздо старше меня. Там действительно блестящий состав. И Валера Гаркалин, который недавно нас покинул… Как раз недавно вспоминала этот фильм, так как он тоже там был занят — он играл композитора, который «сочинял» уже существующую музыку, очень интересная роль, запоминающаяся.
У меня много фильмов, которые я люблю пересматривать — это все картины Марка Анатольевича Захарова, старые фильмы Михалкова – «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», « Свой среди чужих, чужой среди своих», «Родня»…, также фильмы Георгия Николаевича Данелия.
— Время на карантине и самоизоляции не прошло зря: вы занимались английским, йогой… А чем еще удается заниматься «для себя»?
— Йогой я занимаюсь давно, а английский учила предметно для съемок в сериале Netflix, мне нужно было подтянуть его. Это шпионская сага Адама Гласса – он автор многих известных сериалов, например, «Сверхъестественное». Остальное время я уделяю семье, детям. Любим готовить вместе, гулять. Старшая уже большая, сейчас много времени уделяю Ксюше.
— Недавно в инстаграм вы написали, что скучаете по Испании. А чем вам особенно запомнилось время проживания там – что понравилось в этой стране, может у вас сложились свои небольшие традиции как вы проводили там время?
— Мы поехали туда с Ксюшей. Она училась дистанционно, я снималась, а оставшееся время мы очень много гуляли. И по самому Мадриду, и по близлежащим городкам. Посетили много музеев. Так много музеев я не посещала никогда! Мадрид прекрасен! Как раз там началась весна, и было тепло, очень солнечно. Исходили все улицы, все парки. Я много видео выкладывала в сторис в инстаграм, и съемочная группа мне говорила, что они видят Мадрид только с моего аккаунта – так как у них не было столько времени гулять.
Испанцы очень дружелюбный народ. Они могут спокойно заговорить с тобой на улице, в кафе, для них это нормально. Они более открытые, улыбаются.
Конечно, три месяца провести в другой стране – очень меняет. Мы скучали по дому. А теперь скучаем по Испании…
— Испанский выучили?
— Я спокойно понимаю и могу говорить. Так как я учила французский, а они с испанским относятся к одной группе. А вот Ксюша учила, и до сих пор хочет освоить его полностью, но где взять еще два часа на занятия к 24-м часам в сутках, мы не знаем. Времени очень не хватает на все.
— Расскажите о проекте «Звезда на ладошке», как продвигается развитие фонда?
— Продвигается, но все сложно. Сначала я была волонтером и помогала в сборе средств Лёне Ямковскому с диагнозом СМА (спинальная мышечная атрофия) и поняла, насколько это несправедливо, что там все так запутанно и сложно. Я много общалась с генетиками, неврологами, вникала. Суть в том, что нужно быстро и вовремя сделать укол и ввести лекарство, чтобы не атрофировались все мышцы. Это лекарство заменяет «испорченный» ген, но оно безумно дорогое. Родители не могут себе его позволить. А в регионах даже диагноз поставить не могут зачастую, поэтому родители все бросают и едут в Москву или Питер, где больше возможностей. Это не единственная проблема — их очень много, включая ту, что нет нормальной коммуникации между родителями, системой здравоохранения…
В общем, после этого сбора Лёне я поняла, что не могу быть в стороне, хочу помогать таким деткам. С Александрой Франк мы решили основать фонд «Звезда на ладошке», и сейчас 90% моего времени посвящено ему. Это ненормированная работа, я все время на телефоне. Но я уже не могу иначе, это дело важно для меня. Спасибо всем, кто помогает нам – и команде, и благотворителям. Это непросто, и работы еще много. Но спасенные жизни стоят того!
— У вас есть какие-то свои традиции на новый год? Как проводите новогодние праздники?
— Проводим дома, с семьей, приезжают друзья. После Нового года обычно уезжаем куда-нибудь в тепло, в Азию – Таиланд, Шри-Ланку, в 2019-м были на Бали. Но сейчас все так непредсказуемо, что загадывать не буду. К тому же, у меня еще идут съемки, и мне нужно понять свой съемочный график. Если получится, съездим куда-нибудь на недельку. Я стала спокойно и философски к этому относиться – если получится, съездим, если нет, то нет.
Главное ФОТО: ТВ Центр