Актриса сериала «Пингвины моей мамы» — о том, как из лучших побуждений родители могут сделать несчастной всю семью.
В сериале Натальи Мещаниновой «Пингвины моей мамы» (см. в онлайн-кинотеатре KION) главный герой Гоша (Макар Хлебников, сын режиссера Бориса Хлебникова) страдает от непонимания в школе и дома и отводит душу в стендап-клубе, где пробует себя как комик. Его мать (Александра Урсуляк) одержима приемным родительством: усыновила-удочерила уже троих. При этом Гоша едва различим на периферии ее сознания, а несчастный муж (Алексей Агранович) забыт и потерян. Тем временем женщина усыновляет еще одного. Она вертится как белка в колесе, дарит, как ей кажется, всю свою любовь каждому члену семьи, а по факту только делает всех, и себя в том числе, глубоко несчастными. Как несчастье становится результатом стремления к счастью? Об этом «КП» поговорила с трижды мамой Александрой Урсуляк.
— Ваш сериальный сын бежит от проблем в стендап — только там его могут выслушать. А вы любите стендап?
— Я воспитана на «стендапах» Андрея Миронова, Райкина, Ширвиндта и Державина… Культурная планка тогда была иная. Я очень не хочу выступать тем человеком, который критикует все новое, но претензии к современному стендапу у меня, безусловно, есть. Потому что, как мне кажется, там в приоритете не столько остроумие, сколько возможность сказать какую-нибудь скабрезность. Я совершенно не ханжа, люблю и матерные шутки, и анекдоты. Наш язык богат. Моя претензия даже не в количестве мата, а в отсутствии смысла за всем этим. Хотя изредка это бывает остроумно. Я с надеждой смотрю на наш стендап и надеюсь, что он будет более интересный, остроумный и изысканный.
— Ваша героиня в сериале кажется эмоционально глухим человеком. Очень неожиданный взгляд на многодетное материнство. Что с ней не так?
— Она глуха, безусловно. Моя героиня находится во внутреннем капкане и спасается этими усыновлениями, усыновлениями, усыновлениями… Спасает себя от реальности. Не понимает, что всю эту телегу везет совершенно не в ту сторону и всем в ее семье, в общем-то, не очень хорошо. Персонаж выпуклый, гипертрофированный, но точный. Мы очень часто в наших заботах и страхах в самом деле не видим, что иногда выглядим неадекватно в своем стремлении все сделать так, как должно быть. Чтобы все почистили зубы, вовремя легли спать и и в школе все на «5» учились. А все это теряет смысл, потому что так жить, как она, конечно же, нельзя.
Если вы покажете мне нормального родителя, я с удовольствием на него посмотрю. Потому что их либо очень мало, либо не бывает вообще. Мы все задерганы огромным количеством всего на свете и не можем сохранять адекватность надолго. Поэтому этот сериал должны увидеть родители. Конечно, большинство скажет: «это она сумасшедшая, а мы не такие». Но ужас в том, что мы все очень часто не замечаем, как поступаем со своими любимыми, и с детьми тоже. Бывает, что ведем себя чудовищно — как бы из хороших побуждений.
— Ваша старшая дочь Анна — ровесница сына вашего персонажа. Насколько правдивым вам кажется сюжет сериала в срезе отношений взрослых и подростков, когда нет надежды на взаимопонимание?
— Я в общем и целом достаточно «прошаренный» родитель. И у меня таких гиперпроблем, особенно со старшей дочерью, не было. То ли потому, что меня нет дома все время, то ли она такая молодец. Но я обычно ей говорю так: «Ань, давай все прогуляем. Поедем отдыхать. Давай ничего не будет делать. Давай купим тебе одежду. Давай ты пойдешь с друзьями». Я себе «функцию наоборот» присвоила.
Но у меня есть и помладше дети, которых могут коснуться эти моменты. И я могу сказать так: когда у подростка начинается антагонизм по отношению к взрослым, чаще всего это элементарный ответ неверному родительству и давлению. Я убеждена, что не будет никакой человек бунтовать, если он гармонично существует, если на него не оказывается психологического там давления. Но должна, конечно, сепарация произойти — это правильно. Не должно быть так, что мы с родителями дружим до старости — должен появиться критический взгляд на них. Я убеждена, что этим «маленьким взрослым» нужно то же самое, что и всем нам. Поэтому, когда мы их все время тыркаем и заставляем заниматься бессмысленной белибердой, думая, что это очень нужно (а на самом деле никому это не нужно), то они вранье очень быстро считывают и, естественно, протестуют. Выход только в том, чтобы идти навстречу другому человеку. Это другой человек, и он должен быть счастлив.
— Процесс взросления может быть безболезненным?
— Жизнь наша очень сильно изменилась. Мы не хотим воспитывать наших детей так, как воспитывали нас. Мы делаем все иначе. Психологи говорят о том, набирает силу новая волна взаимоотношений детей и родителей — такая бесконфликтная дружба. Семья — настолько тепленькое место, что не выгонишь детей из этого гнезда. Мне кажется, это тектонические изменения на самом деле. Уже сейчас в приоритете у подростков – родительская семья, а не любовь, как раньше.
— Для Макара Хлебникова это дебютная роль в кино. Как вам с ним работалось?
— Макар абсолютно чудный парень. Я думаю, что все у него будет просто потому, что он замечательно устроенный человек. Очень гармоничный, очень человечный, добрый, отзывчивый, очень серьезно относящийся к тому, что мы делали. Я про него слышала только хорошее. Я знаю, что он снимался летом со многими моими коллегами и все от него в полном восторге. Мне с ним прекрасно работалось, мы были в партнерстве и это было прекрасно.
— Герой Алексея Аграновича, который играет супруга вашей героини, из последних сил имитирует главу семьи, совершенно затюкан и, очевидно, вот-вот взорвется. Насколько, по-вашему, типична такая расстановка сил в семье?
— Таких семей много. Но много семей и в обратную сторону, когда мужчина тиранично на себе сосредотачивается, а женщина в задвинутом положении находится. Подкаблучники – давно живущие с нами персонажи. Это связано, мне кажется, с человеческой нечуткостью, отсутствием воспитания. Никто же не учит быть супругами и родителями. Поэтому все эти ошибки допускаются так часто.
— За последнее время это уже не первый российский сериал о взаимоотношениях взрослых и подростков. Индустрия реагирует на общественный запрос?
— Просто те, кто делает эти сериалы, и, те, кто потребляет этот контент – это люди среднего возраста. Это приблизительно мое поколение людей, которые пытаются быть осознанными родителями, которые пытаются осознать свое детство, понять ошибки прошлого и переформатировать свои отношения с детьми. Я считаю, это отличная дискуссия.
«Пингвины моей мамы». Трагикомедия о взрослении. Онлайн-кинотеатр KION.
Главное фото: Global look press