В онлайн-кинотеатре ViP Play вышел убойный драматический триллер, основанный на реальной истории американского врача, от рук которого пострадали более 30 пациентов, а некоторые даже погибли. В байопике занят целый ансамбль знаменитых актеров — Алек Болдуин, Крисиан Слэйтер, Джошуа Джексон, Фредрик Лене, Анна-София Робб и другие. Режиссером выступила Дженнифер Моррисон, звезда «Доктора Хауса».
Нам удалось поговорить с Джошуа Джексоном («Грань», «Любовники», «И повсюду тлеют пожары») — о его роли, о страхах, об отношении к современной медицине и врачам и о том, общался ли он с настоящим Доктором Смерть — Кристофером Данчем, который сейчас отбывает пожизненный срок.
— Джошуа, каждый раз, когда вы входите в операционную в роли доктора Данча и просите подать скальпель, я боюсь открыть глаза – настолько это впечатляюще.
— Я смотрел самый первый эпизод с женой и ее мамой. И во время первой же операции теща сказала, что не сможет этого вынести, и вышла из комнаты. Это самый лучший комплимент моей игре. Так что спасибо. Я это ценю.
— Чем вас изначально покорила история Кристофера Данча?
— Все сводится к одному главному вопросу: «Почему?». Почему это произошло? Следующий вопрос «Как»? Как он стал таким? Как ему удавалось сохранить место, будучи настолько ужасным хирургом?
Даже после того, как я послушал подкаст, я не смог найти ответы. Я понял, как велось дело, как действовали пациенты, которые хотели во всем разобраться. Я не уверен, что это можно назвать «справедливостью», но по крайней мере они получили правовую защиту.
И отказаться от роли такого персонажа невозможно. Это прозвучит слишком банально, но на самом деле мне понадобилось немало времени, чтобы принять Данча. Мне нужно было перестать его осуждать. Взглянуть на произошедшее его собственными глазами: «Он великолепный доктор и великолепный хирург, ставший жертвой пагубного поведения и плохих поступков других людей».
Однажды я просто перестал его осуждать и попытался мыслить как он: «Я великолепен. Я не просто великолепен. Я настолько великолепен, что никто не может понять бремени моего гения. Из-за того, что никто не способен понять, насколько я гениален, мне приходится ползать в грязи с этими смертными, которые постоянно разрушают мою прекрасную работу». Звучит как безумие, но как только я поймал эту мысль, все начало складываться в единую картину.
— Тут возникает вопрос – каково было потом избавляться от такого образа мыслей?
— Мне понадобилось совсем немного времени. В последний день съемок моя жена купила бутылку шампанского, которое мы распили в нашей квартире в Нью-Йорке. Когда я начал говорить о Данче в прошедшем времени, я впервые осознал, какой груз лежал у меня на сердце все это время.
Я не разрешал себе осознать, насколько этот опыт повлиял на меня. И мне понадобилось какое-то время, чтобы его отпустить. Полгода верить в то, что ты герой, хотя все вокруг свидетельствует о том, что ты сеешь боль и хаос среди всего, к чему прикасаешься, непросто.
— Как строилось ваше сотрудничество с Патриком Макманусом (создатель сериала — Ред.)?
— Он жил с этой историей два года. Я присоединился позже, но нырнул в самую глубь – у меня появился миллион вопросов и столько же идей. Мне важно было добиться внутреннего комфорта, чтобы сыграть этого персонажа.
Патрик – прекрасный человек и отличный шоураннер. Запустить свое шоу с нуля, тем более сделать это хорошо, – уникальный навык, им мало кто обладает. У меня никогда не было творческой коллаборации, над которой мне было бы так интересно работать и во время которой я чувствовал бы такое количество поддержки. Я завидую людям, которые с Патриком работают, потому что я хотел бы находиться в такой атмосфере до завершения своей карьеры. Он великолепен.
— Вам удалось перед съемками лично пообщаться с Данчем?
— Пока Данч отбывает срок, поговорить с ним невозможно. Ни один хороший адвокат не позволит ему рассказать мне что-нибудь, изобличающее его преступления. У нас была лазейка, которую мы могли бы использовать, и которая могла и не сработать, но, когда она подвернулась, я просто не захотел с ним разговаривать. Я не думаю, что есть смысл интересоваться мнением лжеца.
Из того объема работы, которую Патрик и его авторы проделали к тому моменту, как я присоединился к проекту, стало ясно, что Данч верит в выдумки о себе. Он наверняка социопат, хотя я и не специалист, чтобы ставить ему диагноз. И, скорее всего, он нарцисс. Чем сложнее ему становилось поддерживать легенду, тем больше он начинал в нее верить. Поэтому я не уверен, что даже разговаривая с ним, я бы узнал от него что-то новое, кроме того, что я уже знал, – что он живет в противоречии с нашей реальностью.
— Но съемочная группа все же встретилась с реальными действующими лицами этого дела?
— Разные актеры встречались с разными героями. Я беседовал с доктором Кирби (его играет Кристиан Слейтер). Но не встречался с доктором Хендерсоном (Алек Болдуин) и Мишель Шугарт (Анна-София Робб).
Как я уже упоминал ранее, была проделана огромная работа. Мы получили доступ к огромному количеству материала об этих людях: ко всем свидетельским показаниям, документам. Мне казалось, что я как будто знаю этих людей.
Не хочу говорить за всех актеров, каждый прошел свой путь, но в моей голове общая картина сложилась уже во время подготовки к съемкам – у нас было очень много материала, с которым мы могли работать. Единственный проект, во время которого нам дали доступ к еще большему количеству материалов, это на съемках сериала «Когда они нас увидят» (Джошуа Джексон сыграл в этом сериале о невинно осужденных подростках. — Ред.).
— Вы несете большую ответственность, экранизируя историю, основанную на реальных событиях.
— Мы рассказываем историю о самых ужасных моментах жизни по меньшей мере 33-х людей. То насилие, с которым столкнулись эти люди и их семьи, невозможно исправить. То, что разрушил Кристофер Данч, которого поддержали больницы, медицинское сообщество, правовая система. Мы должны рассказать эту историю довольно жестко и привлечь внимание к людям, которые уже пережили неприятные моменты своей карьеры, заставив их оглянуться назад, на те «ужасные времена».
Конечно, когда вы рассказываете историю под своим углом, вы несете ответственность. Патрик и я много раз обсуждали, что нам важно не упустить никого, кто был замешан в этой истории, пусть они и испытают дискомфорт. Это предполагает огромную ответственность.
— Работа над сериалом повлияла на ваше отношение к профессии врача?
— Мое восприятие меняется одновременно и к худшему, и к лучшему. Работа над сериалом заставляет меня всегда искать альтернативную точку зрения и убеждает меня в том, что американский подход к здравоохранению как к услуге нежизнеспособен. Пациенты не должны восприниматься как клиенты.
Я не медэксперт, я не могу изучить рынок. Если доктор говорит мне, что конкретные процедура или лекарство мне помогут, я не пойду к другому доктору, потому что я не знаю, с чем сравнивать. Это не то же самое, что выбирать между Ford и Honda.
Я скептически отношусь к тому, как гигантская медицинская система относится к пациентам и какие цели она преследует. Мы должны быть на верху пищевой цепи, но на самом деле мы в самом низу. Институты защищены намного лучше, чем их пациенты. Гигантские зарплаты докторов охраняются намного тщательнее, чем наше здоровье, и это ужасает. Ужасает потому, что мы, пациенты, не информированные покупатели, и находимся под защитой этих людей, которым мы должны доверять.
С другой стороны, если бы не два врача и юрист, которые беспокоились об этическом вопросе системы, которую они представляли, доктор Данч бы не получил по заслугам. Если бы Хендерсон и Кирби и Мишелль Штутгарт не взялись за это дело, доктор Данч возможно все еще делал бы операции. Если бы эти люди не рискнули всем, чтобы помочь своим пациентам, Данч стал бы серийным убийцей, совершившим наибольшее количество преступлений в современной американской истории на данный момент. Я одновременно по-настоящему напуган бесчеловечностью системы и воодушевлен героизмом отдельных ее персонажей.
— Вы упомянули доктора Кирби и доктора Хендерсона, двух героев этой истории, и я подумал, что Кристиан Слейтер и Алек Болдуин отлично справились с этими персонажами.
— Мое единственное сожаление, что я не смог поработать с ними подольше. Потому что быть на площадке с ними… То, как быстро они работают, как взаимодействуют друг с другом – актерам сложно заставить выглядеть какую-то точную деталь или цитату расслабленной, спонтанной, и я считаю, что они справились с этим великолепно. Их работа была точной и лаконичной, они могли шутить, при этом сохраняя серьезное отношение к тому, что мы пытались донести до зрителя.
Выполнить работу именно так очень сложно. Иногда вы ставите двух актеров рядом, и они зажигают друг друга. Всегда приятно быть актером на съемочной площадке с такими мощными звездами. Это именно то, что заставляет меня оставаться в профессии вот уже тридцать лет. Именно то, что за такой короткий промежуток времени и в такой специфической обстановке ты получаешь доступ к чудесным людям как в кадре, так и за кадром.
Посмотреть сериал «Плохой доктор» можно в онлайн-кинотеатре ViP Play и на телеканале ViP Serial