Актер Алексей Гуськов рассказал о своей роли в сериале «Союз спасения»
В сериале «Союз спасения» актер сыграл князя Алексея Петровича Щербатова, генерал-губернатора Киева.
— Сначала был нашумевший фильм «Союз спасения», а через три года возник одноименный сериал. Какой была Ваша реакция, когда Вы узнали, что снова вернетесь в эпоху декабристов?
— Когда ко мне пришла художник по костюмам Екатерина Шапкайц со словами, что сейчас будем делать обмеры для «Союза спасения», я снимался в фильме «Седьмая симфонии», рассказывающем о периоде блокады Ленинграда. Поэтому сначала я конечно ей ответил, что играю дирижера, какие сейчас могут быть ботфорты? А дальше пришел сценарий, я его прочел и подумал, что многие сюжетные линии будут рассказаны гораздо более подробно, чем в фильме. И зрители, наконец, узнают, что персонаж Софьи Эрнст — это моя племянница (смеется).
— Звучит, как намек, что в фильме все было чрезмерно сжато… Войти второй раз в материал «Союза спасения» было интересно?
— Да. Я обрадовался, что линии, которые в кинокартине существовали пунктирно, будут развернуты и доведены в сериальном формате. В фильм было объективно невозможно вместить все то количество сюжетных линий, которые были задуманы в этой истории. Поэтому создать сериал было правильным решением. Для меня сериал «Союз спасения» стал возможностью полноценного раскрытия моего персонажа, который мне стал очень близок. Кстати, мало кто помнит почему-то, но именно князь Щербатов председательствовал в Комитете по постройке в Москве храма Христа Спасителя.
— Как бы вы сами охарактеризовали первую четверть 19 века, показанную в сериале?
— Это время, прежде всего, Пушкина. Но его в нашем проекте нет. Зато присутствует человек, который приезжал к нему в ссылку в Кишинев – полковник Пестель. После встречи с Пестелем в дневнике Пушкин написал: «я сердцем материалист, но протестует разум». Наша история «Союза Спасения» рассказана очень талантливым коллективом, и, как мне кажется, достаточно объективно. Нет никаких перекосов: власть ли хороша или хорошо ли дворянство, которое представляли декабристы. «Дворянства назначенье — хранить народа честь и просвещение».
— В чем на ваш взгляд ошибка декабристов?
— Ожидание перемен к лучшему – замечательная история, но у декабристов не было внятной программы. Как мы знаем, ни одна из тех реформ, которые начинал Александр I, не была поддержана декабристами. Своих крестьян, ни один из них не освободил. Лучшее, что сделали декабристы, на мой взгляд, случилось после их отправки в ссылку: в Минусинске (Красноярский край) они открыли школу, причем, обучали не только русских детей, но и хакасов. Если ты едешь туда по сибирскому тракту, то видишь эти привнесенные ими очаги просвещения.
— Ваш генерал Щербатов плотно взаимосвязан с одним из предводителей декабристов Муравьевым-Апостолом, которого сыграл Леонид Бичевин. Как вам с ним работалось?
— С Леней мы достаточно давно знакомы. К слову говоря, первая работа Бичевина в кино – картина «Важнее, чем любовь», в которой он играл моего сына. У нас с ним было две сцены, и я уже тогда обратил на него внимание. Затем были совместные театральные работы. В театре Вахтангова я, например, играл Онегина в возрасте, а Леонид — молодого Онегина. Поэтому, безусловно, между нами уже сложилась определенная партнерская химия. Кроме того, Леня очень смешливый, и я иногда специально провоцировал его на площадке, зная, что от смеха он может совершенно выпасть из оси. Это очень оживляет съемочный процесс.
— Режиссер сериала Никита Высоцкий тоже этому радовался или жестко пресекал?
— Никита сам из актеров, мы оба выпускники Школы-студии МХАТ. С ним хорошо работать. Готовясь к сцене, чтобы понять, как он ее видит, мне достаточно было посмотреть на его лицо, с которым он ко мне подходил. Потому что самое важное — увидеть настроение и понять, что он имеет в виду, а нюансы можно отрабатывать уже после того, как зацепил главное.
— Как вы «обживались» в историческом костюме времени «Союза Спасения»?
— Творческое взаимодействие с художником по костюмам Екатериной Щапкайц – не только удовольствие, но и дисциплина. Надо работать с прямой спиной, если не будешь держать осанку, костюм будет мешком и будет попросту неудобно. Для актера костюм – определенная составляющая его образа. Костюм должен помогать, тогда ты не будешь выглядеть ряженным.
— И последнее, какое качество князя Щербатова было для вас основополагающим?
— Быть правдивым с собой в любой ситуации. Все сцены с Муравьевым-Апостолом непростые. Он где-то и подталкивает его, но тут же – и упреждает. Щербатов прекрасно осознавал, что страна входит в переходный период: Александровская Россия – это одна Россия, Николаевская Россия – это другая Россия. И, конечно, этот перелом, слом ее и был на Сенатской площади. Поэтому сериал «Союз спасения» – хорошая история, нужная.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Максим Аверин: «Мой герой – хваткий человек. Нас с ним это сближает» Актер Максим Аверин рассказал о своей работе и о роли в сериале «Союз спасения» Далее
Главное фото: кадр из фильма