Актер Александр Зарядин рассказал о съемках сериала «Натали и Александр», интересных деталях сюжета, а также о личном вовлечении в жизнь творца.
На Первом канале премьера сериала «Натали и Александр», который рассказывает историю любви Пушкина и Гончаровой. Роль поэта исполнил актер Театра на Таганке Александр Зарядин, который поделился с «КП-Сериалы» своими воспоминаниями о съемках, интересных деталях сюжета и личном вовлечении в жизнь творца.

— Александр, могли ли вы представить, читая стихи Пушкина в школе, что когда-то будете играть этого великого поэта в кино? Ощущали повышенную ответственность во время съемок?
— В школе я вообще не мог себе представить, что буду играть в кино. Что касается ответственности, то прекрасно осознавал всю ее степень. И первое время с ней приходилось даже бороться. А потом произошло растворение в роли и желание сделать максимально объемного и живого человека. Поступательно, шаг за шагом, мы создавали нечто целое и цельное, стараясь снять легкую познавательную историю, с житейскими нюансами, с подробностями бытовой жизни. И, конечно, с историей любви, она на первом месте.
— Какого Пушкина вы играли? Какой его период жизни будет показан в сериале?
— Начало история берет незадолго до его знакомства с Натальей Гончаровой и далее четыре года их семейной жизни и изменений в связи с этим в Пушкине. До женитьбы он предоставлен целиком и полностью сам себе, у него было меньше ответственности. А венчание и рождение детей, конечно, кардинально меняет человека. Как Пушкин это сочетает с творчеством, общением с друзьями, да вообще старой жизнью – одна из важных сюжетных линий сериала.
— Учитывая эмоциональность и импульсивность поэта, видимо, семейная жизнь давалась ему с трудом?
— Он – творец, искатель, зависимый, в том числе, и от вдохновения. Но не стал бы чертить какие-то категоричные линии про семью. Пушкин обожал Гончарову, она была его музой, в чем-то и опорой, поэтому семья для него была крайне важна. Другое дело, что иногда он относился к этому как к игре ли, получая творческие импульсы в моменты отъездов из дома в силу разных возникающих обстоятельств. Но при этом, всегда возвращался.
— Раскройте карты, как в сериале показано схождение Натали и Александра?
— Изначально Натали и Александр – люди как будто бы из разных миров, с разным жизненным опытом. Там девочка, которая вообще из своего семейного гнезда нос не показывала, поэтому толком не знает как, что и где устроено. И он – человек, жадно впитывающий жизнь, много где побывавший, вплоть до ссылки. И вот этот момент знакомства какого-то совершенно чистого существа без жизненного опыта и умудренного жизнью творца не мог не вызвать сложности. Но для Пушкина их словно не существовало, когда у него появлялась искренне желанная цель, а тем более чувство. У него все замкнулось на Натали, она словно была ему предначертана судьбой. И привнесла своим появлением новые эмоции, появление ответственности за семью, стимулы писать еще больше.
— Как Пушкин покорял Гончарову?
— Все будет похоже на современную жизнь. Знаете, это из серии «как покорить красавицу и решить проблемы с ее родителями». Этим наша история и хороша, она не смотрится архаично, она будет понятна сегодняшним зрителям, несмотря на время действия.
— Для Пушкина была важнее карьера или семья?
— Одно не исключает другого. Сохранение и поддержание семьи связано с работой. Как иначе обеспечить безбедную жизнь и для детей и для супруги? Насколько я понимаю, их семейное недопонимание, скажем так, и произошло по причине того, что он хотел оставить след в истории, а она хотела простой семейной жизни. Видимо, это и есть те самые темные пятна жизни с гением.
— Кстати, как вы готовились к столь сложной роли?
— Мы ездили в дом на Мойке, где находится музей-квартира поэта, и ее хранительница Галина Михайловна Седова* поделилась особыми секретами из жизни Пушкина, показывала места, где он работал, принимал гостей, отдыхал. И до съемок и во время них я был всецело погружен в Пушкина и в воспоминания о нем же его современников: книги, биографии, письма, документы, дневники друзей.
— Открыли ли сами для себя что-то новое о Пушкине, участвуя в съемках?
— Мне кажется, практически каждый человек у нас в стране думает, что он в общих чертах имеет представление о Пушкине и его жизни. На самом же деле, когда начинаешь предметно работать с воспоминаниями, письмами, то открываешь новый мир творца, который лишь утверждает тебя, что ничего-то ты толком и не знал — о его жизни, его мотивациях и истоках тех или иных произведений. Пушкин – интереснейшая личность, уникального таланта, чем больше узнаешь о нем – тем больше его любишь. Кстати, наш сериал, по мне, как раз прекрасный побудитель узнать о нем еще больше, перейдя от кино к книгам.
— Приведите все же пример какой-то особой подробности о его жизни?
— Например, его бесшабашная и самовольная поездка на войну против Османской империи, где он рвался в бой, питался впечатлениями фронтовой жизни. Или в виде примера – его отношения с друзьями, насколько они важны были для него и он для них. К слову, на венчание по причине либо финансовых трудностей, либо отсутствия времени Пушкин не успел подготовить свадебный костюм. Он одолжил его у ближайшего друга Павла Нащокина. Более того, в этом же костюме он был и похоронен. Такой вот исторический интересный нюанс.
— А что-то связанное с семейной жизнью?
— Его отчаянные поступки во имя своей супруги и благоденствия семьи. Он мог зайти в клетку с медведем, например. И только лишь из-за денежного спора, выигрыш в котором помог бы провести мероприятие у себя дома, которое затеяла Наталья.
— Интересно, как долго вам делали грим Пушкина?
— Грим длился недолго – где-то около полутора часов, никаких пластических добавлений не было. Был обычный какой-то тон, немного меня подвивали, потому как сам по себе кудрявый, ну и, конечно, клеились бакенбарды.
— А где проходили съемки «Натали и Александра»?
— У нас был период, когда мы целый месяц жили в Санкт-Петербурге. А так разъезды на протяжении полугода между двумя столицами и их же областями. Было огромное количество дворцов и особняков, всего не упомнить, но красота окружала весь съемочный период необыкновенная. Мне кажется, сериал будет этим тоже отличаться сильно: и история любви великого поэта, и сохранившаяся красота исторических зданий, костюмов, платьев, а еще и человеческих отношений.
*Галина Седова, доктор филологических наук, заведующая Мемориальным музеем-квартирой на Мойке, автор исследований и книг о последнем годе жизни поэта.
Главное фото: кадр из сериала