«Вавилон-Берлин-3»: «Как показать нацистов?»
Том Тыквер и его коллеги рассказали, что их сериал — это не учебник по истории, и что нацистов они старались представить обычными людьми
В настоящее время идет показ третьего сезона самого дорогого исторического европейского сериала «Вавилон-Берлин» о расследованиях инспектора Гереона Рата и секретарши Шарлотты Риттер во Времена Веймарской республики. Посмотреть сериал можно с 26 января в России одновременно со всем миром в онлайн-кинотеатре ViP Play и на телеканале ViP Premiere.
Создатели проекта встретились с журналистами в Берлине (этот город — полноценный герой сериала) и ответили на несколько волнующих многих вопросов.
«Нацисты — это не написано на их лицах»
— Нацисты… Это один из важных вопросов при съемках сериала. Как показать нацистов? Если ты покажешь нациста в форме, что нового ты расскажешь? Всё уже рассказано и пройдено. Это очень плохие люди, злодеи, роботы… Но в действительности всё немного глубже. Мы задавали себе вопрос: почему совершенно милые обычные юноши и девушки, мужчины и женщины стали такими, какими стали.
И на него не так легко ответить. Одним из аспектов было показать, что нацисты – обычные, не «другие» люди. Это актуально и в наше время. Оглянитесь!
Мы стараемся не делать наших героев «односторонними», имеющими только одну черту характера. Потому что в реальной жизни люди не такие. Причем мы старались придать личностные черты не только главным героям. Даже второстепенные персонажи, которые за весь сериал сказали пять реплик или приносили просто кофе в кадре — мы экспериментировали и пытались более глубоко продумать их образ. Какая вторая сторона этой личности, что находится у него за душой, в чем его личностная трагедия. Ну, или с хорошей стороны тоже. Не думайте, что мы продумывали только темные аспекты личности. Здесь нужно быть очень аккуратным, ведь в конечном счёте 90% героев сериала стали нацистами, но это не написано на их лицах. У каждого своя судьба и свой путь, кто-то стал нацистом из страха, кто-то — из убеждений, кого-то спасли и помогли, когда он оказался банкротом, и он присоединился к ним позже.
«Мы же хотели вызвать интерес к истории»
Поэтому, не зная будущего, сложно предугадать свою судьбу.
Затем героям пришлось надеть форму, а в форме все выглядят одинаково. И это большая проблема. Мы хотели использовать настоящие костюмы того времени, и нашему художнику по костюмам пришлось проделать большую работу. Чтобы даже в форме сохранялась уникальность каждого персонажа.
Другая проблема — большинство современных людей знает историю того времени по современным фильмам и сериалам, в основном британским и американским, которые описывают события с одной стороны. Мы же хотели вызвать интерес к истории и других стран. Для нас было очень важно узнать, что сериал имел большой отклик у молодежи, по крайней мере, в Германии, и мы увидели, что многие молодые люди начали интересоваться историей.
Например, когда я учился в школе, на уроках истории не придавалось большое значение этому отрезку времени. Это понятно, за пять лет нужно пройти весь курс, но мне кажется, нужно больше интересоваться историей и больше узнавать детали.
Много людей говорили мне: Веймарская республика? Я мало что знаю об этом. А после сериала говорили: как столько всего могло произойти за пять лет?
«Это наше видение, наш пересказ того времени»
И я знаю, что даже в школах иногда смотрят наш сериал на уроках истории. Потому что очень мало материалов про это время, про эту часть истории.
Однако важно понимать, что мы показываем эту часть истории только с одной стороны, нашими глазами, это наша интерпретация этих событий. Это не обязательно, как это было. Это наше видение, наш пересказ того времени.
Интерпретация, подчёркиваю это слово.
Мне кажется неправильным, что какие-то куски истории описаны очень подробно, а какие-то — темные пятна. Например, все слышали и читали про Холокост – без сомнения ужаснейшие события. Про это знают все. А про период Веймарской республики очень мало что снято и очень мало источников. Поэтому для нас это большая ответственность. Это накладывает на нас обязательство, каким люди увидят определенный отрезок истории и какое мнение сформируют о нем.
Очень хороший пример для меня — это Ирландия в 1770-х годах. Для меня это однозначно фильм «Барри Линдон» Стэнли Кубрика. Больше ничего про Ирландию того периода я не знаю. Если меня попросят рассказать о том времени, то я вспомню фильм и так представлю то время.
Для многих людей именно наша работа запомнится и отразится в том, как они запомнят то время. И это, без сомнения, огромная ответственность. Мы обладаем достаточной свободой в том, как мы описываем события, но мы знаем, что есть ряд исторических фактов, которые мы не имеем права исказить.
Иногда в сериале есть сцены, которые мы бы хотели поменять, но для этого пришлось бы переписать историю.