В чем феномен украинских сериалов, которые так полюбили россияне.
Лето на европейской части России как-то не задалось. Сериалы — вот что способно хоть как-то отвлечь от влажной хмари за окном. Прямо сейчас телевидение предлагает богатый выбор сериальной продукции. Как-то:
«100 тысяч минут вместе», комедия, 16 серий. В главных ролях Руслан Ханумак, Дарья Рыбак. С 8 июня на СТС, также на сайте ctc.ru. Актуальный сюжет про кризис в семейных отношениях на фоне пандемии коронавируса. Супруги прожили 7 лет и семейная лодка заскрежетала по дну. Он — пилот, она — фитнес-тренер. Так бы, может, и разбежались уже, но самоизоляция свела их на 69 день вместе (это и есть 100 000 минут). Коллизия!
«Эксперт», детектив, 16 серий. В главных ролях Алексей Морозов, Алина Сергеева. С 14 июня на «Россия 1», также на сайте smotrim.ru. В центре сюжета — эксперт-криминалист экстра-класса. Глубокие знания профессии и острый ум не хуже чем у Шерлока Холмса позволяют ему распутывать самые сложные дела. В силу обстоятельств он уходит из профессии. Но однажды погибает его отец и эксперт начинает свое расследование и возвращается в органы. Разумеется, рядом оказывается симпатичная напарница, с которой эксперту есть что вспомнить.
«По разным берегам», мелодрама/детектив, 16 серий. В главных ролях Анатолий Котенев, Татьяна Лютаева, Дмитрий Шевченко, Вера Сотникова. Эфир на «России 1» уже закончился, но можно посмотреть на smotrim.ru. Синоптик Настя обожает свою работу, ее жизнь безоблачна. Все меняется, когда попадает в аварию ее отец-фермер. Насте приходится возглавить семейное предприятие и выстоять в конкурентной борьбе. Ей придется противостоять нахалу Зорину, в которого она, конечно, неожиданно влюбляется.
Украинский Голливуд
Три упомянутых разножанровых сериала объединяет одно — страна происхождения. Все они произведены украинскими кинокомпаниями: «Квартал 95», Star Media и «Киевтелефильм». И это только капля в океане украинской сериальной продукции, ежегодно потребляемой российским зрителем.
Вообще в этом нет ничего удивительного: на Украине давно сложилась мощная сериальная индустрия — своего рода «украинский голливуд», уже несколько десятилетий исправно снабжающий рынок России и некоторых других стран бывшего СССР.
Очень частно украинские компании работают в содружестве с нашими производителями, активно задействуя российских актеров. Но нередко в сериалах заняты исключительно украинские артисты, совершенно неизвестные в России, что нисколько не мешает добиваться высоких рейтингов.
Чаще всего Россия смотрит эти сериалы спустя время после того, как их уже покажут на Украине. Этот мощный конвейер работает бесперебойно, и даже известные проблемы в отношениях двух государств не смогли ему существенно помешать. Да, в России тоже снимают очень много, но украинские сериалы не теряются в этом потоке, сохраняя свои специфические узнаваемые черты.
Масштаб индустрии впечатляет: украинцы работают в разных жанрах и на разные бюджеты, но каждый раз умудряются не потерять в смотрибельности. Даже если это грошовая мелодрама с деревянным сценарием, она выглядит убедительно — похоже, украинские актеры всегда верят тому, что они делают и говорят на площадке. Увы, в российских сериалах все ровно наоборот.
Видимо, эта безусловная искренность картинки и есть главная фирменная фишка продукции украинцев. Нечто обаятельное они придумывают буквально на пустом месте — вспомните открывший этот год комедийный сериал «Папик», в котором по большому счету ни оригинальной идеи, ни впечатляющей игры, но ведь очень мило вышло. В этом смысле украинцы явно используют метод китайцев по покорению мира, скопировавших и переосмысливших все, что было сделано для них.
Как объясняют свой успех сами украинцы? Помнится, когда Владимир Зеленский еще не был президентом Украины, а мирно руководил студией «Квартал 95» (это там придумали «Сватов»), он в интервью «КП» сказал так: «Просто у нас денег меньше, чем в Москве. Мы вынуждены придумывать что-то интересное, образно говоря, за 10 рублей, а не за 100, как в России».
Действительно, это многое объясняет. Но это неполный ответ. Если годами смотришь то российские, то украинские сериалы, неизбежно приходишь к выводу: тамошние производители зрителя всегда и безусловно любят, а наши нередко недолюбливают, часто снимают с кукишем в кармане. У нас бывает, производят шедевры, но штучно, а там просто хорошо, но поточно. Особенно это касается «низового сегмента» — тех самых мелодрам и детективов «на каждый день».