Специфика корейского кино: почему зрители во всем мире смотрят корейские сериалы и фильмы
На канале ТВ-3 состоится премьера сериала «Бессмертный. Романтическое заклятие», одной из популярнейших дорам в мире
Каждый из нас хотя бы что-то слышал о сериале «Игра в кальмара», ведь он стал одной из самых обсуждаемых тем 2021 года. На платформе Netflix сериал набрал 142 миллиона просмотров, при этом 87 миллионов человек посмотрели картину полностью. «Игра в кальмара» буквально взорвала аудиторию разных возрастов по всему миру, в очередной раз заставив нас обратить внимание на корейский кинематограф.
Любопытно также, что рейтинг сериала — «18+», и это только разжигает интерес зрителя: сюжет переполнен жестокостью, картина затрагивает самые болезненные стороны социальной жизни. В центре повествования — обычные корейцы, которые в силу тех или иных обстоятельств задолжали деньги. Чтобы вернуть долги, они принимают приглашение поучаствовать в игре с большим денежным призом, не зная о том, что играть придется на выживание.
«Игра в кальмара» — не единственная картина, подкупающая западного зрителя мрачной атмосферой. В 2019 году вышел фильм «Паразиты» режиссера Пон Чжун Хо. Через год картина стала лауреатом премии «Оскар» аж в четырех номинациях, став первым корейским фильмом, удостоенным награды. В центре сюжета, как и в «Игре в кальмара» — тема бедности. Семья бедняков устраиваются на работу в дом к богачам, а дальше, начинается триллер.
Так почему же нам нравятся корейские фильмы? Становление корейского кинематографа в том виде, в каком он существует сейчас: с жутковатой, гротескной атмосферой и остро социальными мотивами, началось в девяностые годы ХХ века.
Корейские режиссеры нарочно преувеличивают явления, ситуации, черты характеров персонажей. Если герой страдает, то жизнь «разобьет» его до конца. Как душевные, так и физические страдания в корейских фильмах показаны особенно детально. Это — их отличительная особенность.
Персонажи в корейских фильмах обычно наделены сложными противоречивыми характерами. Зачастую в центре внимания корейских режиссеров классический «маленький человек», сыгранный на новый лад. Главные герои — бедняки, задушенные долговыми обязательствами, люди обреченные на страдания или на непростой выбор или же кто-то с разбитым сердцем.
Еще один всемирно популярный фильм «Поезд в Пусан» режиссера Ён Сан-хо вышел в прокат в 2016 году. Сейчас фильм можно назвать пугающе актуальным, ведь действия разворачиваются в постапокалиптической реальности: в мире, захваченном неизвестным вирусом. Но в центре повестки — упадок семейных ценностей и взаимной поддержки в обществе — то есть все та же социальная проблематика, поданная нетривиальным, парадоксальным образом.
Корейцы не боятся жестокости и видят в ней особую эстетику, которую и транслируют иностранному зрителю через кино. Это фильмы совершенно иного формата, и нас, определенно, цепляет различие между западной и восточной культурой. Среди «жестких» корейских картин, получивших массовую известность, можно вспомнить, например, «Олдбой», который снял режиссер Пак Чхан-ук. Фильм вышел в 2003 году, а через год был удостоен Гран-при Каннского фестиваля. Квентин Тарантино, который возглавлял жюри фестиваля в 2004 году, назвал картину шедевром. Можно вспомнить и его фильм «Служанка» (2016) — мрачноватую историю о взаимоотношениях служанки и госпожи.
Непривычные для нас, целенаправленно стремящиеся к карикатурному излишеству картины, обратили на себя внимание поклонников кино по всему миру. Корейский кинематограф заявляет о себе, как нечто абсолютно индивидуальное, аутентичное, и аудиторию это привлекает.
«Бессмертный. Романтическое заклятие», ТВ-3, 11 февраля, 19.30