Главная (выберите раздел)

7 лучших ретро-сериалов про СССР

Время прочтения: 7 минут
Дата публикации: 9 апреля 2020
7 лучших ретро-сериалов про СССР

«Фарца», «Заступники», «Магомаев» и другие способы погрузиться в сладкую ностальгию.

Находиться дома беспрерывно — тяжкий труд. Искать общий язык и не надоесть близким, не скиснуть от тоски или не сойти с ума от рабочей нагрузки. «КП» поможет провести время максимально интересно: представляем качественные современные сериалы про советское время и эпоху СССР, вызывающие не только чувства ностальгии, но и неподдельный интерес. Некоторые из них даже в эфире показали не до конца.

«Чудотворец» (2014)

Фото: кадр из фильма

«Лихие» 90-е — это не только Данила Багров из «Брата» и Саша Белый из «Бригады». Это еще и ваучеры МММ, и сеансы Анатолия Кашпировского и Алана Чумака. «Чудотворец», пожалуй, первая попытка поразмышлять над феноменом доверчивости русских людей, талантами экстрасенсов и массовой истерией, которая вокруг них царила: заряженная вода, «установки» через экран и платные сеансы в концертных залах. Историческую фабулу — противостояние магов Виктора Ставицкого (Федор Бондарчук), прототипом которого был Кашпировский и Николая Арбенина (Филипп Янковский), похожего на Алана Чумака, — органично дополняет атмосфера 80-х: старые БМВ и «бьюики», дворцы-колодцы и переполненные фанатами магии залы ДК. Страна рассыпалась, вера людей в светлые идеи коммунизма тоже, а зацепиться в отсутствие религии было не за что. Трудовой советский люд шел к «чудотворцам» в ожидании невозможного. Кстати, возникновение паранормальных способностей главных героев в сериале про советское время и эпоху СССР объясняется наглядно: они участвовали в экспериментах лаборатории, изучавшей людей со сверхъестественными способностями.

«Фарца» (2015)

Фото: кадр из фильма

Проект, с которого началось победоносное шествие Александра Петрова по российским экранам. Авантюрная мелодрама про студентов-фарцовщиков, промышляющих бизнесом по принципу «купи-продай». Будущий писатель Андрей Трофимов (Александр Петров) в начале 60-х едет поднимать Братскую ГЭС и набраться жизненного опыта для литературного труда. По возвращению парень видит, что есть гораздо более интересные и быстрые способы заработка, нежели камлания над печатной машинкой. Проект несет невероятный заряд витальности и энергии советского времени. И достигнут этот эффект не искусственным путем: все актеры проекта — Алексей Веселкин (Костыль), Филипп Горенштейн (Борис), Максим Емельянов (Санек), Зоя Бербер (Надя, невеста Андрея) и Таисия Вилкова (Зинаида, сестра Бориса) — сильно молодые люди, работавшие в сериале в кайф, потому что играть бездельников-хипстеров всегда приятно. Камерное и яркое лиричное произведение, словно снятое на камеру Lomo Егором Барановым (впоследствии он снял трилогию «Гоголь»), впечатляет буйством красок и массой точных деталей: чемоданы, расчески, одежда, телефоны и раскладные стаканчики.

Было много ностальгических проектов про советское время, но именно «Фарцу» присмотрел себе американский онлайн-кинотеатр «Netflix», а потом и выкупил для телебиблиотеки.

«Оптимисты» (2017)

Фото: кадр из фильма

Сериал кинорежиссера Алексея Попогребского («Как я провел этим летом», «Коктебель») про герметичный мир дипломатов. МИД — всегда был закрытой территорией сверхинтеллигентов, занимающихся делами государственной важности и верящих в скорое окончание холодной войны. В сценарии Михаила Идова («Лондонград») фигурируют молодые и дерзкие сотрудники дипломатии 60-х, а точнее не существовавшего в реальности подразделения ИАГ (информационно-аналитическая группа). Золотая молодежь, выпускники МИМО (как бы МГИМО) и Высшей школы дипломатов (как бы Дипломатическая академия МИДа) Андрей Муратов (Егор Корешков), Леня Корнеев (Артем Быстров), Аркадий Голуб (Риналь Мухаметов) и Рута Блаумане (Северия Янушаускайте) курят на крыше министерства, покупают модный шмот и обмениваются запрещенными пластинками. Они — хипстеры от государства, часто бывающие за границей и смотрящие на Запад с оптимизмом. Однако в действительности, как писал Ежи Лец, все не так, как на самом деле. Мечты на мир со страной пепси и джинс разбиваются, как только 1 мая 1960 года в небе над Свердловском советские ПВО сбивают американский самолет-шпион U-2, а пилота майора Гари Пауэрса берут в плен. Недоступный мир самых сдержанных сотрудников советских министерств Попогребский попытался оживить и сделать прозрачным за счет открытых характеров героев, опенспейса внутри МИД и отношений свободных людей за железным занавесом.

«Мурка» (2017)

Фото: кадр из фильма

Автор сценария «Мурки», писатель Андрей Рубанов (победитель премии «Нацбест-2019») — безусловная находка для создателей проекта. Именно он с присущим вкусом наделил героев сериала ярким, литературным, самобытным языком Одессы 20-х. Это не карикатурный суржик, как в «Ликвидации» и других лентах, пытавшихся пародировать уникальную одесскую речь. Это язык Исаака Бабеля, Юрия Олеши, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, а еще Евгения Катаева, служившего в 19 лет в местной милиции. «Мурка» — история раскрытия мифа про ту самую Мурку из блатной песни про кольца и браслеты. Оказывается, текст криминального шлягера посвящен реальному персонажу, сотруднику ЧК под прикрытием Марусе Климовой, внедрившийся в банду «Апостолов» и разрушившую ее изнутри, почти как Володя Шарапов. Сериал стал гремучей смесью из гангстерских перестрелок («Однажды в Америке»), аутентичного беспредела и шика того времени (китайцы с гашишом, облавы ГПУ, проститутки и рестораны, раскрашенные фосфором боевики из банды «Бим-Бом»,  татуированные «Коршуны») и тонкой психологической игры, которую ведет Мурка-Маруся (Мария Луговая) против вора Грека (Сергей Гармаш) и других головорезов. 15-каратные драгоценные камни, знаменитый автомат Томми-ган, пулеметные дуэли и мрачная нуарная картинка в стиле сериала Mob City — это то, что выбивает «Мурку» из ряда посредственных сериалов про бандитскую Одессу.

«Подкидыш» (2019)

Фото: кадр из фильма

Если сериал сняли с эфира, значит на него стоить обратить внимание. Чаще всего бывает именно так. И «Подкидыш» — не исключение. Одна из сольных работ ключевого актера «Ленкома» Антона Шагина («Бесы», «Стиляги») не связана с советским одноименным фильмом 1939 года. Это биполярное творческое перевоплощение. Помните шедевры «Джентльмены удачи», «Иван Васильевич меняет профессию» и сериал «Апостол»? Там Евгению Леонову, Юрию Яковлеву и Евгению Миронову приходилось играть диаметрально противоположные роли внутри одного проекта. «Подкидыш» — тоже самое. Шагин исполнил и роль беглого вора, и начальника МУРа Антонова, которым пришлось стать, чтоб выжить. Время действия — НЭП, место — Ленинград. Колоритная эпоха с массой восхитительных визуальных деталей, ради которых уже интересно смотреть проект: костюмы, прически, рынки, оружие, речь — все это скрупулезно воссоздано художниками сериала. В проекте интеллигентнейший Шагин умело оперирует феней, водит Ford 1926 года, ныряет в Неву и стреляет из крутых револьверов.

«Магомаев» (2020)

Фото: кадр из фильма

Еще один винтажный проект, напоминающим о стране, которую мы потеряли, через витражи биографии Муслима Магомаева — выдающегося советского артиста. Первая биографическая роль Милоша Биковича, раскрывшего талант певца, так ни разу и не спев. К образу, от которого сербский актер поначалу отказался, Милош подошел максимально бережно и уважительно. На роль артиста утверждала лично Тамара Синявская, вдова Магомаева, крайне взыскательная и требовательная женщина. Но он выдержал и справился. Молодой Муслим в исполнении расцветшего Милоша — аристократичен, сдержан, корректен и замкнут. Актер прекрасно выдержал интонацию речи и жизни советской звезды, крупные планы и показал бесконечные рефлексии Магомаева, мучившие певца до последних дней: гастроли, разные женщины, всесоюзная слава, меркантильное окружение — все это серб пережил и пропустил через себя не с холодным носом. Приятным обрамлением лиричной картины стали оригинальные треки Муслима Магометовича, разрешение на которые создателям «Магомаева» все же удалось получилось получить. 

«Заступники» (2020)

Фото: кадр из фильма

Еще один сериал, безвременно исчезнувший из эфира. Значит, надо смотреть. «Заступники» — пожалуй, первый российский процедурал. Сценарий проекта составлен на основе книг великого советского адвоката Дины Каминской, работавшей на самых громких процессах. Дело четырех диссидентов, актрисы Валентины Малявиной, обвиненной в убийстве сожителя и осужденных за изнасилование и убийство сверстницы мальчиков из Переделкино — все это подробно разбирается в «Заступниках». Как проходили суды, что такое доказательная база, как работала защита, как собирались улики и находились тайные свидетели, почему про презумпцию невиновности помнили не всегда, все что было скрыто за тяжелыми дверьми советских судов, сценаристы сериала не без помощи Дины Каминской вытащили на свет. У зрителей есть уникальный не только оказаться внутри помещений самого гуманного суда в мире, но и почувствовать себя адвокатом, потому что многие истории не имеют однозначной интерпретации. «Заступники» — один немногих женских сериалов, в центре которого стоит сильная натура Нины Метлицкой (Мари Ворожи), самостоятельной, волевой и неоднозначной героини.

Проект решили разбить на две части, показав только восемь серий, и пока приберечь. Вскоре он вернется на Первый канал. 

А вы какие сериалы про советское время и эпоху СССР смотрели? Какие понравились? Какие запомнились? Пишите в комментариях.