7 лучших ретро-сериалов про СССР
«Фарца», «Заступники», «Магомаев» и другие способы погрузиться в сладкую ностальгию.
Находиться дома беспрерывно — тяжкий труд. Искать общий язык и не надоесть близким, не скиснуть от тоски или не сойти с ума от рабочей нагрузки. «КП» поможет провести время максимально интересно: представляем качественные современные сериалы про советское время и эпоху СССР, вызывающие не только чувства ностальгии, но и неподдельный интерес. Некоторые из них даже в эфире показали не до конца.
«Чудотворец» (2014)
«Лихие» 90-е — это не только Данила Багров из «Брата» и Саша Белый из «Бригады». Это еще и ваучеры МММ, и сеансы Анатолия Кашпировского и Алана Чумака. «Чудотворец», пожалуй, первая попытка поразмышлять над феноменом доверчивости русских людей, талантами экстрасенсов и массовой истерией, которая вокруг них царила: заряженная вода, «установки» через экран и платные сеансы в концертных залах. Историческую фабулу — противостояние магов Виктора Ставицкого (Федор Бондарчук), прототипом которого был Кашпировский и Николая Арбенина (Филипп Янковский), похожего на Алана Чумака, — органично дополняет атмосфера 80-х: старые БМВ и «бьюики», дворцы-колодцы и переполненные фанатами магии залы ДК. Страна рассыпалась, вера людей в светлые идеи коммунизма тоже, а зацепиться в отсутствие религии было не за что. Трудовой советский люд шел к «чудотворцам» в ожидании невозможного. Кстати, возникновение паранормальных способностей главных героев в сериале про советское время и эпоху СССР объясняется наглядно: они участвовали в экспериментах лаборатории, изучавшей людей со сверхъестественными способностями.
«Фарца» (2015)
Проект, с которого началось победоносное шествие Александра Петрова по российским экранам. Авантюрная мелодрама про студентов-фарцовщиков, промышляющих бизнесом по принципу «купи-продай». Будущий писатель Андрей Трофимов (Александр Петров) в начале 60-х едет поднимать Братскую ГЭС и набраться жизненного опыта для литературного труда. По возвращению парень видит, что есть гораздо более интересные и быстрые способы заработка, нежели камлания над печатной машинкой. Проект несет невероятный заряд витальности и энергии советского времени. И достигнут этот эффект не искусственным путем: все актеры проекта — Алексей Веселкин (Костыль), Филипп Горенштейн (Борис), Максим Емельянов (Санек), Зоя Бербер (Надя, невеста Андрея) и Таисия Вилкова (Зинаида, сестра Бориса) — сильно молодые люди, работавшие в сериале в кайф, потому что играть бездельников-хипстеров всегда приятно. Камерное и яркое лиричное произведение, словно снятое на камеру Lomo Егором Барановым (впоследствии он снял трилогию «Гоголь»), впечатляет буйством красок и массой точных деталей: чемоданы, расчески, одежда, телефоны и раскладные стаканчики.
Было много ностальгических проектов про советское время, но именно «Фарцу» присмотрел себе американский онлайн-кинотеатр «Netflix», а потом и выкупил для телебиблиотеки.
«Оптимисты» (2017)
Сериал кинорежиссера Алексея Попогребского («Как я провел этим летом», «Коктебель») про герметичный мир дипломатов. МИД — всегда был закрытой территорией сверхинтеллигентов, занимающихся делами государственной важности и верящих в скорое окончание холодной войны. В сценарии Михаила Идова («Лондонград») фигурируют молодые и дерзкие сотрудники дипломатии 60-х, а точнее не существовавшего в реальности подразделения ИАГ (информационно-аналитическая группа). Золотая молодежь, выпускники МИМО (как бы МГИМО) и Высшей школы дипломатов (как бы Дипломатическая академия МИДа) Андрей Муратов (Егор Корешков), Леня Корнеев (Артем Быстров), Аркадий Голуб (Риналь Мухаметов) и Рута Блаумане (Северия Янушаускайте) курят на крыше министерства, покупают модный шмот и обмениваются запрещенными пластинками. Они — хипстеры от государства, часто бывающие за границей и смотрящие на Запад с оптимизмом. Однако в действительности, как писал Ежи Лец, все не так, как на самом деле. Мечты на мир со страной пепси и джинс разбиваются, как только 1 мая 1960 года в небе над Свердловском советские ПВО сбивают американский самолет-шпион U-2, а пилота майора Гари Пауэрса берут в плен. Недоступный мир самых сдержанных сотрудников советских министерств Попогребский попытался оживить и сделать прозрачным за счет открытых характеров героев, опенспейса внутри МИД и отношений свободных людей за железным занавесом.
«Мурка» (2017)
Автор сценария «Мурки», писатель Андрей Рубанов (победитель премии «Нацбест-2019») — безусловная находка для создателей проекта. Именно он с присущим вкусом наделил героев сериала ярким, литературным, самобытным языком Одессы 20-х. Это не карикатурный суржик, как в «Ликвидации» и других лентах, пытавшихся пародировать уникальную одесскую речь. Это язык Исаака Бабеля, Юрия Олеши, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, а еще Евгения Катаева, служившего в 19 лет в местной милиции. «Мурка» — история раскрытия мифа про ту самую Мурку из блатной песни про кольца и браслеты. Оказывается, текст криминального шлягера посвящен реальному персонажу, сотруднику ЧК под прикрытием Марусе Климовой, внедрившийся в банду «Апостолов» и разрушившую ее изнутри, почти как Володя Шарапов. Сериал стал гремучей смесью из гангстерских перестрелок («Однажды в Америке»), аутентичного беспредела и шика того времени (китайцы с гашишом, облавы ГПУ, проститутки и рестораны, раскрашенные фосфором боевики из банды «Бим-Бом», татуированные «Коршуны») и тонкой психологической игры, которую ведет Мурка-Маруся (Мария Луговая) против вора Грека (Сергей Гармаш) и других головорезов. 15-каратные драгоценные камни, знаменитый автомат Томми-ган, пулеметные дуэли и мрачная нуарная картинка в стиле сериала Mob City — это то, что выбивает «Мурку» из ряда посредственных сериалов про бандитскую Одессу.
«Подкидыш» (2019)
Если сериал сняли с эфира, значит на него стоить обратить внимание. Чаще всего бывает именно так. И «Подкидыш» — не исключение. Одна из сольных работ ключевого актера «Ленкома» Антона Шагина («Бесы», «Стиляги») не связана с советским одноименным фильмом 1939 года. Это биполярное творческое перевоплощение. Помните шедевры «Джентльмены удачи», «Иван Васильевич меняет профессию» и сериал «Апостол»? Там Евгению Леонову, Юрию Яковлеву и Евгению Миронову приходилось играть диаметрально противоположные роли внутри одного проекта. «Подкидыш» — тоже самое. Шагин исполнил и роль беглого вора, и начальника МУРа Антонова, которым пришлось стать, чтоб выжить. Время действия — НЭП, место — Ленинград. Колоритная эпоха с массой восхитительных визуальных деталей, ради которых уже интересно смотреть проект: костюмы, прически, рынки, оружие, речь — все это скрупулезно воссоздано художниками сериала. В проекте интеллигентнейший Шагин умело оперирует феней, водит Ford 1926 года, ныряет в Неву и стреляет из крутых револьверов.
«Магомаев» (2020)
Еще один винтажный проект, напоминающим о стране, которую мы потеряли, через витражи биографии Муслима Магомаева — выдающегося советского артиста. Первая биографическая роль Милоша Биковича, раскрывшего талант певца, так ни разу и не спев. К образу, от которого сербский актер поначалу отказался, Милош подошел максимально бережно и уважительно. На роль артиста утверждала лично Тамара Синявская, вдова Магомаева, крайне взыскательная и требовательная женщина. Но он выдержал и справился. Молодой Муслим в исполнении расцветшего Милоша — аристократичен, сдержан, корректен и замкнут. Актер прекрасно выдержал интонацию речи и жизни советской звезды, крупные планы и показал бесконечные рефлексии Магомаева, мучившие певца до последних дней: гастроли, разные женщины, всесоюзная слава, меркантильное окружение — все это серб пережил и пропустил через себя не с холодным носом. Приятным обрамлением лиричной картины стали оригинальные треки Муслима Магометовича, разрешение на которые создателям «Магомаева» все же удалось получилось получить.
«Заступники» (2020)
Еще один сериал, безвременно исчезнувший из эфира. Значит, надо смотреть. «Заступники» — пожалуй, первый российский процедурал. Сценарий проекта составлен на основе книг великого советского адвоката Дины Каминской, работавшей на самых громких процессах. Дело четырех диссидентов, актрисы Валентины Малявиной, обвиненной в убийстве сожителя и осужденных за изнасилование и убийство сверстницы мальчиков из Переделкино — все это подробно разбирается в «Заступниках». Как проходили суды, что такое доказательная база, как работала защита, как собирались улики и находились тайные свидетели, почему про презумпцию невиновности помнили не всегда, все что было скрыто за тяжелыми дверьми советских судов, сценаристы сериала не без помощи Дины Каминской вытащили на свет. У зрителей есть уникальный не только оказаться внутри помещений самого гуманного суда в мире, но и почувствовать себя адвокатом, потому что многие истории не имеют однозначной интерпретации. «Заступники» — один немногих женских сериалов, в центре которого стоит сильная натура Нины Метлицкой (Мари Ворожи), самостоятельной, волевой и неоднозначной героини.
Проект решили разбить на две части, показав только восемь серий, и пока приберечь. Вскоре он вернется на Первый канал.
А вы какие сериалы про советское время и эпоху СССР смотрели? Какие понравились? Какие запомнились? Пишите в комментариях.