Как проходили съемки лучшего российского сериала последних лет «Перевал Дятлова»

Кинокартина, созданная по реальным событиям, вызвала много споров, но никто не усомнился в ее качестве

«Перевал Дятлова» снимался под руководством трех режиссеров. Нечетные серии показывают историю расследования гибели туристов. Их снимали руководители кинокомпании «1-2-3 Production» Валерий Федорович и Евгений Никишов. Петр Федоров, которого выбрали на главную роль (роль майора КГБ Олега Костина), сначала не захотел участвовать в проекте. Актер имел уже достаточно съемочного опыта — в том числе и негативного, и ему казалось, что «боливар не выдержит двоих». Однако, идея проекта зацепила Федорова, и он согласился.

Петр Федоров, которого выбрали на главную роль, сначала не захотел участвовать в проекте. Фото: кадр из фильма

Четные серии показывают историю самих дятловцев: подготовку к походу, сам путь студентов и отношения внутри группы. Эту линию снимал Степан Гордеев, который, помимо того, был ответственным за монтаж всего сериала. По словам Гордеева, то, что он является режиссером монтажа, помогло ему исправить многие ошибки, которые он допустил на площадке. По словам оператора Глеба Филатова, две сюжетные линии раскрыты при помощи двух разных технических языков: нечетные серии снимали на пленку, а четные — на цифровую камеру, но потом стилизовали под советское кино. Перед монтажом четных Гордеев пересматривал много советских фильмов, чтобы понаблюдать за монтажными приемами.

Нечетные серии снимали на пленку, а четные — на цифровую камеру, но потом стилизовали под советское кино. Фото: кадр из фильма

Перед съёмками чёрно-белых эпизодов актёрам показывали фильм «Неотправленное письмо» (1959), снятый режиссёром Михаилом Калатозовым и оператором Сергеем Урусевским. Актеры внимательно разбирали структуру кадров, чтобы проникнуться атмосферой и понять стилистику фильмов тех лет. Это было необходимо для того, чтобы передать «наивность» героев, которую хотели видеть режиссеры «Перевала Дятлова».

Креативный продюсер Павел Костомаров, которого в команде называли «художественным руководителем», изначально был против съемки на пленочную камеру. На плёнку снимать сложнее и дороже и, по мнению, Костомарова разница между съемкой на плёнку и стилизацией почти незаметна. Однако, режиссеры Никишов и Фёдорович настаивали на своём. В итоге, пришлось провести эксперимент: на пленочную и цифровую камеры было отснято пробных сцен, и режиссёры должны были угадать какие кадры сняты на плёнку, а какие — нет. Никишов и Фёдорович, не советуясь друг с другом, смогли отличить пленочную съемку от стилизации, и идее дали жизнь.

Максим Емельянов в сериале «Перевал Дятлова». Фото: кадр из фильма

Команде хотелось сделать красочную, но при этом документальную историю, и для этого создателям сериала пришлось тщательно изучать тему — они получили доступ к закрытым материалам расследования, а также прочитали дневники дятловцев. В восьмой серии Юра Кривонищенко (его сыграл Максим Емельянов) читает свое стихотворение, и это стихотворение не выдумано сценаристами — его написал «реальный» Юра.

Создателям сериала в буквальном смысле пришлось собирать дятловцев в поход заново, ориентируясь на реальный список вещей, которые туристы взяли с собой (об этом рассказал ассистент художника по реквизиту Алексей Николаев). Образ каждого из персонажей художники прорабатывали до мелочей: даже такие малозаметные детали как наручные часы или фонарик старались подобрать идентичные тем, которые были у исторического прототипа героя. Актеров тоже искали похожих на «реальных» дятловцев. Сложнее всего было найти актёра на роль Семёна (Александра) Золотарёва – Егора Бероева утвердили только за 5 дней до начала съёмок.

Егор Бероев в сериале «Перевал Дятлова». Фото: кадр из фильма

Особенно сильно пришлось постараться, чтобы найти для съемок грузовик, похожий на тот, что вез студентов к старту их пешего маршрута. Съемки проходили в 150 км от Горно-Алтайска. Перед тем, как начать работу, съемочной группе пришлось получать разрешение у местного шамана, которого порекомендовал региональный министр культуры. По словам Николаева, исторический транспорт найти крайне тяжело. Команда ездила по деревням, пока в одной из них не нашла нужную машину, однако ее кузов отличался от кузова грузовика с реальных фотографий дятловцев. Художникам пришлось по фото смоделировать новые деревянные бортики для кузова. А чтобы создать бутафорские трупы туристов, художники консультировались с патологоанатомами.

Автор сценария Илья Куликов начал работу над историей еще в 2015 году. Фото: кадр из фильма

Часть сцен снимали в Москве, Московской области и в Ленинградской области, потому что полностью снять всю картину в центральном округе оказалось невозможным из-за долгого отсутствия снега той зимой. Чтобы доснять сериал в Подмосковье, команда разобыла две снежные пушки, оставшиеся после Олимпиады в Сочи. Создателям сериала очень повезло, что хотя бы две пушки остались, так как все остальные были задействованы на проходившем в то время в России этапе Кубка мира по параллельному слалому. Правильно настроить аппаратуру удалось не сразу, и в первый раз палатку так сильно занесло снегом, что группе пришлось переехать на соседний склон и начать всё заново.
Автор сценария Илья Куликов начал работу над историей еще в 2015 году. На создание сценария ушло так много времени, потому что Куликов находился в поисках «правды». «Захотелось не то, что найти правду — найти ее невозможно: понятно, что кроме тех, кто там был, правды уже не знает, и не скажет, — поделился сценарист, — просто покопаться с психологической точки зрения и скорее не найти правду, а почувствовать ее».

В основу сюжета легла история о девяти студентах, которые погибли во время туристического похода на перевале. Фото: кадр из фильма

Основные действия сериала происходят в 1959 году. В основу сюжета легла история о девяти студентах, которые погибли во время туристического похода на перевале, впоследствии названном перевалом Дятлова в честь руководителя группы — Игоря Дятлова. Перед актерами стояла достаточно сложная задача — раскрыть каждого из ребят, которые жили и погибли в послевоенное время, в совершенно другой стране, думали и чувствовали абсолютно иначе. Актер Евгений Антропов, сыгравший роль одного из студентов — Александра Колеватова, верит в то, что люди того времени были более наивными и чистыми. «После войны людям очень хотелось жить, они были уверены в завтрашнем дне, — рассуждает Антропов, — Как будто бы войной поколение было очищено, и ребята были очень светлые — все».

Петр Федоров рассказал, что рад тому, что его персонаж полностью вымышленный и художественный. Фото: кадр из фильма

Майор Костин, который расследует дело, — вымышленный персонаж. Однако, сценарист Илья Куликов постарался максимально органично ввести его в историю — он убежден в том, что некий сотрудник КГБ, который занимался расследованием, действительно существовал. Петр Федоров позже рассказал, что даже рад тому, что его персонаж полностью вымышленный и художественный. Он по-доброму называет своего героя агентом Купером, которого направили, чтобы во всем разобраться. Несмотря на то, что Костин — персонаж, в целом, положительный, на войне он убивал людей, и это зло поселилось в нем, разъедая его душу.

Встреча Костина (Петр Федоров) и Шемановой (Мария Луговая), до этого момента мертвых внутри, дает им шанс на новую жизнь. Фото: кадр из фильма

В командировке он встречает патологоанатома Екатерину Шеманову, которую играет Мария Луговая. Этот персонаж олицетворяет всех женщин той эпохи, которые потеряли любимых во время войны. Война отняла у героини мужа и, спустя много лет, она так и не справилась с потерей. Эта женщина как будто бы застыла во времени. Встреча Костина и Шемановой, до этого момента мертвых внутри, дает им шанс на новую жизнь, которая становится возможной, благодаря любви. Сценарий сериала подразумевает два пути: путь майора КГБ Костина и патологоанатома Шемановой — это пусть к жизни, а дятловцев — это путь к смерти.

Команде удалось построить сериал на документальной истории, тонко передать дух времени, раскрыть героев и при этом художественно дополнить и разнообразить историю второй сюжетной линией. Фото: кадр из фильма

Помимо кадров, показывающих путь дятловцев и расследование их гибели, в «Перевале Дятлова» есть сцены с «флешбэками» Костина — воспоминаниями о войне. По словам художника по костюмам Дарьи Фоминой, из-за того, что действия сериала вписаны в разные временные рамки, проект был очень сложным. Работать над «Перевалом Дятлова» ее позвал Павел Костомаров. Сначала Фоминой показалось, что она не готова для такой ответственности: «Я два или три раза отказывалась от этого проекта, — вспоминает она, — потом мне позвонил Паша и сказал: «Давай не терять времени и начинать работу», — ну мы и начали».

Сериал отличается от множества художественных и документальных фильмов, снятых по этой теме. Фото: кадр из фильма

Съемки пилотной серии прошли в 2018 году, а премьера состоялась 16 ноября 2020 года на телеканале ТНТ. Команде удалось построить сериал на документальной истории, тонко передать дух времени, раскрыть героев и при этом художественно дополнить и разнообразить историю второй сюжетной линией. Именно этим сериал отличается от множества художественных и документальных фильмов, снятых по этой теме. Историю о любви, дружбе, жизни и смерти смотрите с 24 января в 19:30 с пн-чт на телеканале ТВ-3.

Exit mobile version