Поговорим о карьерном и творческом пути режиссера в честь премьеры «Министерства неджентльменских дел», что скоро состоится на Кинопоиске.
Когда Гаю Ричи исполнилось 25 лет, он решил, что пора заниматься кинематографом серьезно и создать собственную картину, не дожидаясь никаких «благополучных обстоятельств». Будущий режиссер усердно снимал рекламные и музыкальные ролики, все больше погружаясь в индустрию, а накопив денег, создал короткометражку «Трудное дело». С нее и началась история талантливого британца, покорившего мировой кинопрокат и остающегося на плаву уже более четверти века. И, конечно, за это время произошло многое.
Дебют, деньги, два продюсера
Первый большой фильм «Карты, деньги, два ствола» Гай Ричи выпустил не без помощи продюсера Труди Стайлер. Ее привлекла короткометражная лента, в которой уже тогда режиссер продемонстрировал свои фишки: клиповый монтаж, закадровый голос, небанальных героев-бандитов со своими принципами и сцены насилия без непрерывного, бессмысленного кровопролития. Это было необычно для британского кино девяностых годов, где снимали либо костюмированные драмы об аристократах, либо аморфных маргиналов с района, носящих растянутые спортивные штаны. Динамика, с какой Ричи рассказывал историю, поразила Труди, и она загорелась идеей увидеть полный метр, для чего сама же инвестировала крупную сумму в бюджет и привлекла своего мужа Стинга — он тоже заинтересовался настолько, что попробовался на роль второстепенного персонажа. Сложно вспомнить, у какого еще начинающего режиссера в касте дебютной картины были такие звездные имена.
Параллельно случилась еще судьбоносная встреча — Мэттью Вон, лондонский продюсер, столкнулся в баре с другом режиссера, от него же узнал о готовящемся проекте. Чувствуя потенциал, он оперативно созвонился с Гаем, получил сценарий, прочел и понял: надо браться за дело. С этого момента зародился взаимодополняющий тандем Ричи, настроенного больше на выплеск творческой энергии, и Вона, умеющего вести бизнес и ориентированного на прибыль. На съемках они вместе с актерами разрабатывали на ходу все новые идеи. Обретя такую поддержку единомышленников, Ричи свободно выстраивал свой темп повествования и визуальный стиль, какой после премьеры будут повторять другие молодые кинематографисты. И какой будет отличать Гая Ричи от Квентина Тарантино, хотя критики не обратят на это внимания и все равно упорно сравнят «Карты, деньги, два ствола» с «Криминальным чтивом».
Удивительно, но всего через 2 года британца ждало другое сравнение — с самим собой. «Большой куш», вышедший в 2000-м, снова был о гангстерах и их большой цели, с колким юмором и жаргоном кокни, отчего невозможно было не вспомнить предыдущую работу. Успех второй картины закрепил позицию режиссера в жанре криминальной комедии. Почерк Ричи стал узнаваемым, репутация — народной. Многие воспринимали его как простого парня с окраин Лондона, забывая, что вообще-то он вырос в богатой семье. Гаю и правда была интересна хулиганская жизнь, но вскоре ее сместило новое сильное увлечение.
Эпоха Мадонны
В том же 2000-м году Гай Ричи женился на Мадонне. Их брак сильно повлиял на творчество режиссера: сначала он решил перезапустить актерскую карьеру супруги, ради чего взялся за создание романтической комедии «Унесенные», дав певице главную роль. Эксперимент с непривычным жанром не удался — зрители не нашли ни одного элемента полюбившегося стиля Ричи и, более того, не увидели ни интересного сюжета, ни героев, которым хотелось бы сопереживать. Картина собрала 5 «Золотых малин», а также стала последней в фильмографии Мадонны.
После «Унесенных» было еще одно изменение: Мэттью Вон предложил Гаю все-таки вернуться к боевикам и снять экранизацию криминального романа Дж. Дж. Коннолли, но Ричи уже начал работать с Люком Бессоном, поэтому не поддержал идею продюсера. Тогда Вон сам занял режиссерское кресло — его бандитский триллер «Слоеный торт» в 2004-м пришелся зрителям по вкусу и встал на один уровень с «Криминальным чтивом» и «Большим кушем». Конкуренции с бывшим коллегой было не избежать, тем более что через год Ричи выпустил «Револьвер».
В нем режиссер сделал упор на смысл, вложенный им в сюжет, добавил напряжения, детективную линию и мистику — на последнюю его как раз вдохновила Мадонна. Зрители явно не ожидали увидеть запутанную драму о гангстерах, поэтому не приняли фильм так, как предыдущие. Но обрадовались, когда в 2008-м вышел «Рок-н-рольщик», типичный экшн Ричи. Вот только никто не знал, что такое привычное и «свое» кино про разборки серьезных мужчин британец, уже разведенный, больше снимать не будет. По крайней мере, ближайшие 12 лет.
Голливудская волна
С 2008-го начинается эпоха тесного сотрудничества Гая Ричи с Голливудом. Одна из крупнейших студий доверяет англичанину родную историю — о легендарном сыщике Артура Конан Дойля, которого режиссер обожал с самого детства. Теперь ему не нужно волноваться о том, где взять деньги на съемки, и можно полностью погрузиться в творчество, но с условием от заказчиков: сценарий остается в руках сценаристов. Зато во власть Ричи полностью перешли экшн-сцены, образы главных героев и темп повествования, что стало лучшим решением продюсеров. Ведь именно поэтому в 2009-м зрители увидели совсем непривычного детектива и верного друга Ватсона, готовых в любой момент вступить в драку с особым азартом. Интерес публики к картине доказал выход ее продолжения «Шерлок Холмс: Игра теней», также ставшее хитом.
На фоне успеха дилогии режиссер продолжил эксперементировать с приключенческим кино. В 2011-м ему как раз предложили заменить Стивена Содерберга в готовящемся ремейке шпионского телесериала. В проект Гай Ричи пришел не один, а со сценаристом Лайонелом Уигрэмом, с которым сработался на площадке «Шерлока Холмса». И вместе они снова открыли новый взгляд на первоисточник, в этот раз сделав в своей полнометражке «Агенты А.Н.К.Л» обоих напарников главными героями и показав неожиданную дружбу между двумя противоположностями — американским капиталистом и русским социалистом. Получилось комедийно, эпично и стильно, что отметили многие критики.
После шпионских игр Ричи обратился к сказкам. Став отцом, он постоянно думал о о том, как бы преподнести классические истории в новой, собственной интерпретации. И такой случай представился: ему вновь поступило предложение от студии, причем дважды. Сначала был «Меч короля Артура», в котором режиссер со сценаристами лишь делали отсылки к оригинальным мифам, создавая абсолютно иное фэнтезийное приключение. Потом вышел «Алладин» — семейный мюзикл, где нашлось место как зрелищным погоням, так и искренней, чистой любви. Несмотря на свою необычность и теплый прием у массового зрителя, обе картины вызвали спорный отклик у фанатов Ричи, главную претензию которых можно сформулировать так: почерк режиссера в его же работах становится заметен все меньше и меньше.
Возвращение «со звездочкой»
Одна идея Гая Ричи оказалась сильнее, чем любое голливудское предложение — он давно хотел поставить в кадре британскую культуру против американской. Действовать теперь автор решил самостоятельно: лично написать сценарий, спродюсировать и срежиссировать весь фильм «Джентльмены». Его уже перед премьерой в 2020-м подавали как ленту в духе ранних работ британца, и, в целом, эти заявления оправдались. Зрители получили криминальную комедию с черным юмором, которую так хотели, но с некоторыми изменениями. Например, гангстерами, что хотят уйти на покой и больше ждут отпуска на дорогом курорте, чем перестрелки с вражеской бандой.
За 3 года режиссер выпустил еще 3 боевика с разными нюансами. В «Гневе человеческом», словно в младшем брате «Револьвера», было все, кроме интересных второстепенных героев, диалогов на кокни и лондонских городских пейзажей. Фильм «Операция «Фортуна»: искусство побеждать» отличился фирменным юмором Ричи, но не показал ничего нового и интригующего в плане сюжета. А «Переводчик» вообще оказался военной драмой, которая получила от критиков вопросы больше по историческим фактам. Тогда фанатское предчувствие возвращения режиссера к своим истокам стихло. Но внезапно мир узнал о его новых проектах.
Вселенная джентльменов
В нашем 2024-м полнометражные «Джентльмены» расширились до целого сериала. К нему привлекли команду режиссеров и сценаристов, а сам же Гай Ричи одновременно погрузился в свежий фильм — «Министерство неджентльменских дел». Картину, рассказывающую о секретном отряде Уинстона Черчилля, созданного в годы Второй Мировой для подрыва штаба нацистов, многие еще по трейлеру представили как «ту самую» — типичную ленту мастера комедийных боевиков.
На это есть основания: харизматичный герой Генри Кавилла перед отправкой на смертельно опасную миссию азартно улыбается, а его напарник в исполнении Алана Ричсона уже держит лук и гранаты в полной боевой готовности, как и пафосную пацанскую фразу. У них нет пути назад, зато есть настоящий «мужской» план и свои принципы — они действительно хотят уничтожить врагов, ради чего закрывают глаза на все законы и джентльменские правила. Судя по отзывам критиков, большую часть времени солдаты зрелищно расправляются с врагами, а затем вальяжно курят и смеются. И так несколько раз подряд. За всеми экшн-сценами Ричи просто не дает зрителю шанса заскучать, напоминая, что его динамичная манера повествования всегда на месте. Все как в старые добрые времена — Гая Ричи даже снова сравнивают с Квентином Тарантино, теперь уже оглядываясь на «Бесславных ублюдков», и вспоминают Мэттью Вона, у которого в этом же году вышел «Аргайл: Супершпион», тоже про миссию специальных агентов.
Получается, Гай Ричи все еще гиперболизирует и высмеивает клише боевиков, раскрывает героев-бандитов как личностей со своим мировоззрением и, что самое важное, — продолжает снимать в свое удовольствие. Режиссер прекрасно знает, чего от него ждут фанаты, но явно не собирается снимать копию своих ранних шедевров. Он раскрылся в приключенческом кино и начал новую эру, в которой взял от собственного стиля исключительно лучшее, чтобы замиксовать старые, рабочие приемы с теми, какие еще не пробовал. Но что самое интересное — кажется, Ричи решил играть «в долгую», вырастив из «Джентльменов» сериал и закончив «Министерство неджетльменских дел» намеком на сиквел. Никто не знает, что из этого выйдет, зато все помнят, как этот талантливый британец любит удивлять. Поэтому нам всем остается лишь приготовиться — вдруг в каком-нибудь 2028-м году мы увидим джентльменский кроссовер.
Главное фото: кадры из фильмов