Главная (выберите раздел)

Гай Ричи тогда и сейчас: разбираем эпохи творчества британского мастера криминальных комедий

Стали известны подробности творчества Гая Ричи - британского мастера криминальных комедий
Время прочтения: 5 минут
Дата публикации: 7 мая 2024
Гай Ричи тогда и сейчас: разбираем эпохи творчества британского мастера криминальных комедий

Поговорим о карьерном и творческом пути режиссера в честь премьеры «Министерства неджентльменских дел», что скоро состоится на Кинопоиске.

Фото: кадр из фильма

Когда Гаю Ричи исполнилось 25 лет, он решил, что пора заниматься кинематографом серьезно и создать собственную картину, не дожидаясь никаких «благополучных обстоятельств». Будущий режиссер усердно снимал рекламные и музыкальные ролики, все больше погружаясь в индустрию, а накопив денег, создал короткометражку «Трудное дело». С нее и началась история талантливого британца, покорившего мировой кинопрокат и остающегося на плаву уже более четверти века. И, конечно, за это время произошло многое.

Дебют, деньги, два продюсера

Фото: кадр из фильма

Первый большой фильм «Карты, деньги, два ствола» Гай Ричи выпустил не без помощи продюсера Труди Стайлер. Ее привлекла короткометражная лента, в которой уже тогда режиссер продемонстрировал свои фишки: клиповый монтаж, закадровый голос, небанальных героев-бандитов со своими принципами и сцены насилия без непрерывного, бессмысленного кровопролития. Это было необычно для британского кино девяностых годов, где снимали либо костюмированные драмы об аристократах, либо аморфных маргиналов с района, носящих растянутые спортивные штаны. Динамика, с какой Ричи рассказывал историю, поразила Труди, и она загорелась идеей увидеть полный метр, для чего сама же инвестировала крупную сумму в бюджет и привлекла своего мужа Стинга — он тоже заинтересовался настолько, что попробовался на роль второстепенного персонажа. Сложно вспомнить, у какого еще начинающего режиссера в касте дебютной картины были такие звездные имена.

Фото: кадр из фильма

Параллельно случилась еще судьбоносная встреча — Мэттью Вон, лондонский продюсер, столкнулся в баре с другом режиссера, от него же узнал о готовящемся проекте. Чувствуя потенциал, он оперативно созвонился с Гаем, получил сценарий, прочел и понял: надо браться за дело. С этого момента зародился взаимодополняющий тандем Ричи, настроенного больше на выплеск творческой энергии, и Вона, умеющего вести бизнес и ориентированного на прибыль. На съемках они вместе с актерами разрабатывали на ходу все новые идеи. Обретя такую поддержку единомышленников, Ричи свободно выстраивал свой темп повествования и визуальный стиль, какой после премьеры будут повторять другие молодые кинематографисты. И какой будет отличать Гая Ричи от Квентина Тарантино, хотя критики не обратят на это внимания и все равно упорно сравнят «Карты, деньги, два ствола» с «Криминальным чтивом».

Фото: кадр из фильма

Удивительно, но всего через 2 года британца ждало другое сравнение — с самим собой. «Большой куш», вышедший в 2000-м, снова был о гангстерах и их большой цели, с колким юмором и жаргоном кокни, отчего невозможно было не вспомнить предыдущую работу. Успех второй картины закрепил позицию режиссера в жанре криминальной комедии. Почерк Ричи стал узнаваемым, репутация — народной. Многие воспринимали его как простого парня с окраин Лондона, забывая, что вообще-то он вырос в богатой семье. Гаю и правда была интересна хулиганская жизнь, но вскоре ее сместило новое сильное увлечение. 

Эпоха Мадонны

Фото: кадр из фильма

В том же 2000-м году Гай Ричи женился на Мадонне. Их брак сильно повлиял на творчество режиссера: сначала он решил перезапустить актерскую карьеру супруги, ради чего взялся за создание романтической комедии «Унесенные», дав певице главную роль. Эксперимент с непривычным жанром не удался — зрители не нашли ни одного элемента полюбившегося стиля Ричи и, более того, не увидели ни интересного сюжета, ни героев, которым хотелось бы сопереживать. Картина собрала 5 «Золотых малин», а также стала последней в фильмографии Мадонны. 

Фото: кадр из фильма

После «Унесенных» было еще одно изменение: Мэттью Вон предложил Гаю все-таки вернуться к боевикам и снять экранизацию криминального романа Дж. Дж. Коннолли, но Ричи уже начал работать с Люком Бессоном, поэтому не поддержал идею продюсера. Тогда Вон сам занял режиссерское кресло — его бандитский триллер «Слоеный торт» в 2004-м пришелся зрителям по вкусу и встал на один уровень с «Криминальным чтивом» и «Большим кушем». Конкуренции с бывшим коллегой было не избежать, тем более что через год Ричи выпустил «Револьвер».

Фото: кадр из фильма

В нем режиссер сделал упор на смысл, вложенный им в сюжет, добавил напряжения, детективную линию и мистику — на последнюю его как раз вдохновила Мадонна. Зрители явно не ожидали увидеть запутанную драму о гангстерах, поэтому не приняли фильм так, как предыдущие. Но обрадовались, когда в 2008-м вышел «Рок-н-рольщик», типичный экшн Ричи. Вот только никто не знал, что такое привычное и «свое» кино про разборки серьезных мужчин британец, уже разведенный, больше снимать не будет. По крайней мере, ближайшие 12 лет.

Голливудская волна

Фото: кадр из фильма

С 2008-го начинается эпоха тесного сотрудничества Гая Ричи с Голливудом. Одна из крупнейших студий доверяет англичанину родную историю — о легендарном сыщике Артура Конан Дойля, которого режиссер обожал с самого детства. Теперь ему не нужно волноваться о том, где взять деньги на съемки, и можно полностью погрузиться в творчество, но с условием от заказчиков: сценарий остается в руках сценаристов. Зато во власть Ричи полностью перешли экшн-сцены, образы главных героев и темп повествования, что стало лучшим решением продюсеров. Ведь именно поэтому в 2009-м зрители увидели совсем непривычного детектива и верного друга Ватсона, готовых в любой момент вступить в драку с особым азартом. Интерес публики к картине доказал выход ее продолжения «Шерлок Холмс: Игра теней», также ставшее хитом.

Фото: кадр из фильма

На фоне успеха дилогии режиссер продолжил эксперементировать с приключенческим кино. В 2011-м ему как раз предложили заменить Стивена Содерберга в готовящемся ремейке шпионского телесериала. В проект Гай Ричи пришел не один, а со сценаристом Лайонелом Уигрэмом, с которым сработался на площадке «Шерлока Холмса». И вместе они снова открыли новый взгляд на первоисточник, в этот раз сделав в своей полнометражке «Агенты А.Н.К.Л» обоих напарников главными героями и показав неожиданную дружбу между двумя противоположностями — американским капиталистом и русским социалистом. Получилось комедийно, эпично и стильно, что отметили многие критики. 

Фото: кадр из фильма

После шпионских игр Ричи обратился к сказкам. Став отцом, он постоянно думал о о том, как бы преподнести классические истории в новой, собственной интерпретации. И такой случай представился: ему вновь поступило предложение от студии, причем дважды. Сначала был «Меч короля Артура», в котором режиссер со сценаристами лишь делали отсылки к оригинальным мифам, создавая абсолютно иное фэнтезийное приключение. Потом вышел «Алладин» — семейный мюзикл, где нашлось место как зрелищным погоням, так и искренней, чистой любви. Несмотря на свою необычность и теплый прием у массового зрителя, обе картины вызвали спорный отклик у фанатов Ричи, главную претензию которых можно сформулировать так: почерк режиссера в его же работах становится заметен все меньше и меньше.

Возвращение «со звездочкой»

Фото: кадр из фильма

Одна идея Гая Ричи оказалась сильнее, чем любое голливудское предложение — он давно хотел поставить в кадре британскую культуру против американской. Действовать теперь автор решил самостоятельно: лично написать сценарий, спродюсировать и срежиссировать весь фильм «Джентльмены». Его уже перед премьерой в 2020-м подавали как ленту в духе ранних работ британца, и, в целом, эти заявления оправдались. Зрители получили криминальную комедию с черным юмором, которую так хотели, но с некоторыми изменениями. Например, гангстерами, что хотят уйти на покой и больше ждут отпуска на дорогом курорте, чем перестрелки с вражеской бандой.

Фото: кадр из фильма

За 3 года режиссер выпустил еще 3 боевика с разными нюансами. В «Гневе человеческом», словно в младшем брате «Револьвера», было все, кроме интересных второстепенных героев, диалогов на кокни и лондонских городских пейзажей. Фильм «Операция «Фортуна»: искусство побеждать» отличился фирменным юмором Ричи, но не показал ничего нового и интригующего в плане сюжета. А «Переводчик» вообще оказался военной драмой, которая получила от критиков вопросы больше по историческим фактам. Тогда фанатское предчувствие возвращения режиссера к своим истокам стихло. Но внезапно мир узнал о его новых проектах.

Вселенная джентльменов

Фото: кадр из фильма

В нашем 2024-м полнометражные «Джентльмены» расширились до целого сериала. К нему привлекли команду режиссеров и сценаристов, а сам же Гай Ричи одновременно погрузился в свежий фильм — «Министерство неджентльменских дел». Картину, рассказывающую о секретном отряде Уинстона Черчилля, созданного в годы Второй Мировой для подрыва штаба нацистов, многие еще по трейлеру представили как «ту самую» — типичную ленту мастера комедийных боевиков.

Фото: кадр из фильма

На это есть основания: харизматичный герой Генри Кавилла перед отправкой на смертельно опасную миссию азартно улыбается, а его напарник в исполнении Алана Ричсона уже держит лук и гранаты в полной боевой готовности, как и пафосную пацанскую фразу. У них нет пути назад, зато есть настоящий «мужской» план и свои принципы — они действительно хотят уничтожить врагов, ради чего закрывают глаза на все законы и джентльменские правила. Судя по отзывам критиков, большую часть времени солдаты зрелищно расправляются с врагами, а затем вальяжно курят и смеются. И так несколько раз подряд. За всеми экшн-сценами Ричи просто не дает зрителю шанса заскучать, напоминая, что его динамичная манера повествования всегда на месте. Все как в старые добрые времена — Гая Ричи даже снова сравнивают с Квентином Тарантино, теперь уже оглядываясь на «Бесславных ублюдков», и вспоминают Мэттью Вона, у которого в этом же году вышел «Аргайл: Супершпион», тоже про миссию специальных агентов. 

Фото: кадр из фильма

Получается, Гай Ричи все еще гиперболизирует и высмеивает клише боевиков, раскрывает героев-бандитов как личностей со своим мировоззрением и, что самое важное, — продолжает снимать в свое удовольствие. Режиссер прекрасно знает, чего от него ждут фанаты, но явно не собирается снимать копию своих ранних шедевров. Он раскрылся в приключенческом кино и начал новую эру, в которой взял от собственного стиля исключительно лучшее, чтобы замиксовать старые, рабочие приемы с теми, какие еще не пробовал. Но что самое интересное — кажется, Ричи решил играть «в долгую», вырастив из «Джентльменов» сериал и закончив «Министерство неджетльменских дел» намеком на сиквел. Никто не знает, что из этого выйдет, зато все помнят, как этот талантливый британец любит удивлять. Поэтому нам всем остается лишь приготовиться — вдруг в каком-нибудь 2028-м году мы увидим джентльменский кроссовер. 

Главное фото: кадры из фильмов