Вампиры: откуда они взялись и почему мы в них верим?

На START продолжается выход первого сезона «Вампиров средней полосы» – оригинального сериала видеосервиса о вампирской семье из Смоленска, предлагающего новый взгляд на мифических чудовищ. Мы решили разобраться в истории вампирского вопроса и понять, чем наши кровососы отличаются от своих классических собратьев. 

Глеб Калюжный в сериале «Вампиры средней полосы». Фото: START

Однозначный ответ на вопрос, откуда появились легенды о вампирах, дать сложно. Еще в Древней Греции существовали мифы о ламиях, которые в облике прекрасных дев совращали неосторожных юношей и высасывали их кровь. Схожим образом в тюркской традиции описывается демон албасты, принимающий облик уродливой женщины с обвислыми грудями. Тогда как в Сербии, например, вампиром назывался мертвец, который в образе человека возвращался домой, участвовал в домашних делах и выполнял супружеские обязанности, вплоть до рождения детей. Словом, народных верований, так или иначе связанных с вампиризмом, за человеческую историю скопилось много.

Ольга Медынич в сериале «Вампиры средней полосы». Фото: START

Естественно, в разное время в разных регионах вампиры наделялись не только разными признаками, но и названиями: стригой – у румын, равк – у саамов, мяцкай – у татар и т. д. В русском языке слово «вампир» известно с XVIII века благодаря «Запискам» Семена Порошина, известного публициста и воспитателя будущего императора Павла. В то же время, исконно русским названием этого персонажа является слово «упырь», которое впервые встречается уже в середине XI века. Впрочем, тогда под этим понимался, скорее, некий демон, чем восставшая из могилы клыкастая нечисть.

В русском языке слово «вампир» известно с XVIII века благодаря «Запискам» Семена Порошина. Фото: Global Look

В народе вампира обычно опознавали по двум признакам: если человек после захоронения возвращался к своему дому или если тело в гробу не поддавалось тлению. Превратиться в вампира, согласно фольклору, умерший мог при условии, если ритуал захоронения был каким-то образом нарушен: через гроб перепрыгнула курица или покойник не был отпет в церкви. Разумеется, подозреваемых в вампиризме нужно было соответствующим образом обезвредить: тело проткнуть (желательно — в области сердца), голову – отрубить, но еще лучше — сжечь вампира, а прах развеять по ветру. 

Большую известность вампиризм получил благодаря так называемой вампирической эпидемии XVIII века в Восточной Европе. Фото: Global Look

Другая, более рациональная трактовка возникновения веры в вампиров лежит в реальном феномене заживо погребенных людей – практике, которая достаточно часто встречалась во времена, когда медицина не была еще так хорошо развита. Большую известность вампиризм получил и благодаря так называемой вампирической эпидемии XVIII века в Восточной Европе — задокументированных, но не подтвержденных случаев возвращения к жизни умерших крестьян, которые промышляли истреблением людей и скота. Похоже, именно тогда термин «вампир» был впервые использован в официальном документе.  

Кристен Стюарт и Роберт Паттинсон в фильме «Сумерки». Фото: Global Look

Настоящий, мифический вампир был мало похож на современные представления о нем: он был тощ, волосат, устрашающего вида, а при высасывании крови многократно увеличивался в размерах. При этом в фольклорной традиции вампиры не только пили кровь, но также убивали скот, топтали посевы, ломали дома, вступали в интимные отношения со своими вдовами и даже отрицательно влияли на погоду. Одно можно сказать точно: сохранение физического сходства с умершим для вампирского мифа не менее важно, чем способность пить кровь и вылезать из гроба по ночам.

Клас Банг в сериале «Дракула». Фото: кадр из фильма

Со временем литературная традиция превратила вампира исключительно в пьющего кровь мертвеца, который при этом не обделен своеобразным обаянием и умом. Именно таким вывел заглавного героя Брэм Стокер в своем классическом романе «Дракула». Писатель создал поистине бессмертный образ: кровожадный и хитрый Дракула, враг стремления человека ко всему хорошему, и сейчас может быть назван одной из наиболее популярных фигур поп-культуры.

Фильм «Дракула», созданный в 1931 году. Фото: кадр из фильма

Именно благодаря Стокеру и его жене тема вампиризма проникла сначала в театр (писатель сам сочинил первую инсценировку своего романа), а затем и в кино. В 1922 году вышел вольно основанный на романе Стокера «Носферату» Ф. В. Мурнау, признанный одним из шедевров немого кино. Затем Флоренс Стокер, вдова писателя, чьи литературные права Мурнау фактически нарушил своей экранизацией, дала добро на постановку фильма американской студии «Universal Pictures», снявшей в 1931 году «Дракулу» с Белой Лугоши. Таким образом, Дракула становится признанным киногероем, а созданный Лугоши экранный образ – эталонным: именно на него в своих работах позже ориентировались Кристофер Ли в серии фильмов студии Hammer и Гэри Олдман в «Дракуле» Ф. Ф. Копполы. 

Екатерина Кузнецова, Юрий Стоянов, Артем Ткаченко и Ольга Медынич на съемках сериала «Вампиры средней полосы». Фото: START

В XXI веке вампирская тема в кино и литературе отходит от стокеровских традиций, а новые авторы – смело скрещивают ее с самыми разными жанрами: подростковой романтикой («Сумерки»), нуаром («Девушка возвращается одна ночью домой») или комедией с документальным уклоном («Реальные упыри»). К слову, именно на последних ориентировались создатели «Вампиров средней полосы».

Кадр из сериала «Вампиры средней полосы». Фото: START

Наши вампиры (или лучше сказать упыри) получились ироничными, добрыми и по-настоящему душевными персонажами, выступающими – вопреки традиции – не против, а за людей в борьбе с пороками общества. Старейший вампир дед Слава (Юрий Стоянов) по задумке авторов основал Смоленск в 863 году и всячески радеет за свой город. Он не устает обивать пороги местной администрации в решении насущных проблем горожан: здесь трубу прорвало, тут дороги не починены. Его «внучка» Аннушка (Екатерина Кузнецова) уже полвека борется с преступностью в области в рядах местной милиции, а потом и полиции, а врач из Франции Жан (Артем Ткаченко), обращенный в вампира во времена наполеоновских войн, остался в городе лечить местных жителей. Он же помогает вампирам добывать кровь гуманными способами. Наши вампиры средней полосы ломают другие стереотипы о кровопийцах: они не боятся солнечного света и чеснока и не спят в гробах. Разве что дед Слава предпочитает его мягкой кровати, но в его случае это скорее дань традиции, нежели необходимость. Смоленские упыри ведут тихую и мирную жизнь, пока в березовой роще не находят тела двух полностью обескровленных парней. Подозрение падает на вампирскую ячейку общества и им приходится вести собственное расследование.  Чем не новый взгляд на мифических монстров? 

Смотрите первый сезон «Вампиров средней полосы» в онлайн-кинотеатре START

Exit mobile version