От «Беспредела» до «Анны Николаевны»: Лучшие роли Сергея Гармаша
Представляем самые яркие работы мэтра.
Ветеран театра «Современник» Сергей Гармаш снимается в рекламе банков не просто так — именно с образом этого мужественного и авторитетного актера у зрителей ассоциируется доверие. В подборке семь лучших ролей артиста, завоевавшего безоговорочную любовь аудитории за 32 года карьеры.
«Беспредел» (1989)
Далеко не первая, но невероятно выразительная роль Гармаша. Он был словно создан для образа уголовника по прозвищу Могол — здоровый, злой, харизматичный, ушастый, с зычным голосом, торчащим кадыком, железными фиксами и звериной энергетикой. Несмотря на то, что в местах лишения свободы Сергей не бывал, лидера блатных в драме Игоря Гостева у него получилось сыграть невероятно органично. Именно с его персонажем завязывается ключевое противостояние у главного героя фильма, «бугра» Калгана (Юрий Колганов). Без кривляний, пафоса и неуместной экзальтации актер справился с задачей, а через восемь лет сыграл капитана милиции в «Ворошиловском стрелке». И все снова ему поверили.
«Поклонник» (1999)
В диаметрально противоположном по сравнению с «Беспределом» ампула Гармаш выступил в триллере «Поклонник» Николая Лебедева (это он потом снял «Легенду №17» и «Экипаж»). Актер исполнил роль Олега Викторовича — отца 13-летней девочки, любящего и интеллигентного персонажа в очках. Отношения с дочерью Леной (Марина Черепухина), бывшей женой Александрой (Елена Сафонова), любовницей Мариной (Мария Порошина), а еще переживания по поводу орудующего в городе маньяка и странного поклонника дочки — все это Гармаш передал с трепетом студента-неофита, хотя на момент съемок актеру было за уже 40.
«Любовник» (2002)
Тончайшая и сложнейшая симфония человеческих отношений и взглядов на вещи, выстроенная Валерием Тодоровским, не зря собрала кучу кинопремий — от «Кинотавра» до фестиваля в Сан-Себастьяне. Гармаш исполнил роль отставника Ивана, с которым долгие годы изменяла мужу, профессору Дмитрию (Олег Янковский), его жена Елена. От сердечного приступа Елена скончалась — и двое мужчин решили выяснить, как так вышло. Кроме длительных и тяжелых диалогов с навсегда подвешенным в воздухе вопросом «Почему?!», в картине практически ничего не происходит, и от того еще страшнее. Оказывается, переполненная смыслами жизнь университетского профессора может рассыпаться в одно мгновение, а все знания и ответы разом обнулятся. С одной стороны, чуть несправедливо, что вся слава и призы достались Олегу Янковскому, с другой — это лишь высвечивает филигранное умение Гармаша работать вторым номером. Не было бы его — не было бы успеха «Любовника». На афише этого проекта он стоит на втором плане.
«Свои» (2004)
Еще одна обильно отмеченная критиками и фестивалями (ММКФ, «Золотой орел», «Ника», «Золотой овен») работа Сергея Гармаша. Где он без стеснения встает в полный рост, заслоняя, на минуточку и Константина Хабенского, и Анну Михалкову, и отчасти великого Богдана Ступку. В начале Великой Отечественной из фашистского плена бегут трое: политрук Лифшиц (Хабенский), чекист Толя (Гармаш) и снайпер Митька (Михаил Евланов). Убер тогда еще не работал, поэтому бежать далеко не получается — в ближайшей деревне Псковской области троица прячется в амбаре. Их берет под патронаж староста, сотрудничающий с нацистами, Иван Блинов — отец снайпера. Узнав, где укрываются беглецы, офицеры Третьего Рейха ставят старосту в цугцванг: или найти и выдать троицу, или в деревне начнутся расстрелы. Побритый наголо для этой роли Гармаш переживает за время бегства Толи кучу пограничных состояний: от антисемитской агрессии до истерики красного офицера и отчаяния пленника. Безусловно, одна из вершин в карьере актера.
«Дом» (2011)
В вестерне Олега Погодина «Дом» актер снова встретился с Богданом Ступкой — но уже сыграл его сына. В доме Шамановых в глухой степи готовятся к 100-летнему юбилею главы семейства, ветерана Первой мировой Григория Ивановича (Ступка). По такому случаю приезжает и старший сын Виктор (Гармаш) — авторитет по кличке Шаман. Поскольку на бандита охотятся, финал драмы венчает месилово в лучших традициях Тарантино-Родригеса. И к такому символическому краху Шамановы приходят закономерно и сообща. Основанная на деревенских адатах и понятиях семья в отсутствие каких бы то ни было скреп разваливается на глазах во время святого застолья — праздника по случаю векового юбилея деда. Дом без любви, в котором соседствуют близкие родственники, не сберегает никого. Герою Сергея Гармаша в этой трагедии отведена ключевая роль. Потеряв почти всех, он выходит посреди степи и срывается в безадресный вопль безнадеги ко вселенной, а на самом деле — к самому себе. Он тоже не жилец. За главную мужскую роль в «Доме» актер получил «Нику».
«Ленинград 46» (2015)
Исторически-криминальная сага, в которой у Сергея снова главная роль, внезапно разбавила эфирную сетку канала, славного ментовскими войнами. И в этом опять заслуга Гармаша. Ведь актер солировал в проекте, создатели которого рискнули совместить мелодраматизм и остросюжетность. И сделали это качественно. С точки зрения глубины метаморфозы, «Ленинград 46» похож если не на Breaking Bad, то на «Джентльменов удачи» уж точно. Интеллигентный преподаватель словесности Игорь Данилов (Сергей Гармаш) развалил собственную жизнь — штрафбат, уход жены, безработица. И после войны (название фильма — место и год действия) он решает пуститься во все тяжкие: создает и возглавляет ОПГ, громит магазины, убивает людей. В монументальной работе о верности, предательстве, муках рефлексий и последствиях преступления через черту закона искусно солирует Гармаш — его Данилов, что Инь и Ян, перетекает из одной крайности в другую: и убить себя не решается, хоть и пробует, и отказаться от разбоя не в силах. Переосмысление главной литературной дилеммы Достоевского затягивается на более чем три десятка серий.
«Проект «Анна Николаевна» (2020)
Самая свежая работа актера — сериал про робота-полицейского Анну Николаевну (Зоя Бербер), который с 15 июня будет идти в эфире ТНТ. Сюжет сериала больше отсылает к Гоголю с «Ревизором», нежели к американским боевикам. Только вместо Чичикова в провинициальный городок из Москвы прибывает обаятельная красавица Анна Королькевич, которую все принимают за дочку замглавы МВД и пресмыкаются, как могут. За адаптацию, очеловечивание и сопровождение отвечает своего рода городничий — седой, как лунь, полковник Галузо (Сергей Гармаш). В этой роли актеру приходится быть и отцом, и шефом, и техником, и инструктором по сексу, и виртуозным инженером души андроида: каждое, неосторожно брошенное офицером слово (про мужчин, преступников и даже Конституцию), ложится в память программы и формирует поведение Анны Николаевны. Словом, и в этом образе Гармашу пришлось изрядно попотеть — кстати, это одна из немногих чисто комедийных ролей актера. Что только добавляет проекту вистов.