От «Твин Пикс» и «Секретных материалов» до «Гоморры» и «Секса в большом городе»: как культовые сериалы стали фильмами

Вспоминаем наиболее удачные (и не очень) киноверсии любимых телехитов.

Что получится, если снять полнометражный фильм на основе модного сериала? Клюнут ли на такой фильм фанаты, оторвут ли свои пятые точки от дивана, чтобы помчаться в кинозалы (не сейчас, разумеется, а потом, после карантина)? Четкого ответа на этот вопрос нет, как до сих пор нет и ясного понимания, насколько это вообще рентабельная схема. Есть, конечно, бронебойные примеры — прежде всего это франшиза «Миссия невыполнима», чьи общие сборы за двадцать с лишним лет превысили три с половиной миллиарда долларов. Шпионская сага с Томом Крузом, как известно специалистам, базируется на одноименном сериале 60-70 годов прошлого века. Но кто сейчас, кроме тех специалистов, об этом помнит? У нас телевизионную версию «Миссии…» вообще не видели, так же как, допустим, не видели сериалы про Ангелов Чарли или Великого уравнителя, в то время как кинокартины о них в представлении не нуждаются. Поэтому, пытаясь разобраться в том, какие киноверсии культовых сериалов удались, а какие — нет, мы старались ориентироваться на те телефильмы, которые отечественной аудитории хорошо знакомы.

«Твин Пикс: Огонь, иди со мной» (1992)

Фанаты сериала враждебно приняли фильм «Твин Пикс: Огонь, иди за мной», который появился в 1992 году. Фото: кадр из фильма

Фильм Дэвида Линча фанаты сериала приняли настороженно, местами даже враждебно, хотя кому как не Линчу решать, в каком направлении развивать придуманную им историю? Дэвид выбрал формат приквела, решив рассказать о том, как Лора Палмер «дошла до ручки», как сбрендил ее отец Лиланд Палмер и как со всем этим связан был агент Купер, к тому моменту до городка Твин Пикс еще не доехавший.

Агент Купер появлялся на экране всего в нескольких эпизодах. Фото: кадр из фильма

Фильм познакомил публику с кучей новых персонажей, в одном из которых меломаны не без удивления опознали популярного поп-рок-певца Криса Айзека (агент ФБР Чет Дэзмонд). Краткосрочное появление в кадре еще одной рок-легенды, Дэвида Боуи (агент ФБР Филлип Джефрис), вообще считается украшением фильма, а вот то, что Кайл Маклахлен, он же обожаемый всеми агент Купер, мелькнул всего в паре эпизодов, вызвало всеобщее негодование. Спустя годы становится понятно, что Купера в фильме ровно столько, сколько надо, и уж точно не его скромный персональный хронометраж является главным недостатком картины. Самым серьезным пробелом, пожалуй, стали проблемы технические: Лара Флинн Бойл, сыгравшая в сериале Донну Хэйуорд, не смогла сыграть ее в фильме — по официальной версии, актриса была занята на другом проекте. Как бы то ни было, Донну, одну из ключевых героинь, сыграла Мойра Келли, что откровенно резало глаз всем поклонникам «Твин Пикс». Не исключено, что во многом поэтому они и не проголосовали рублем за картину — фильм с треском провалился, и даже участие ленты в программе Каннского фестиваля Линчу не помогло.

«Секретные материалы: Борьба за будущее» (1998), «Секретные материалы: Хочу верить» (2008)

Фильм «Секретные материалы: Борьба за будущее» вышел на пике популярности одноименного сериала. Фото: кадр из фильма

Первый киновариант сериала вышел в тот момент, когда «Секретные материалы» находились на пике популярности — казалось, фанаты снесут кинотеатры в надежде увидеть картину. Такого, правда, не случилось, но интереса поклонников X-Files хватило для того, чтобы с лихвой окупить затраты на производство и хорошо заработать (касса — $189 миллионов против бюджета в $66 млн). Была у авторов фильма и еще одна цель — расширить аудиторию, но здесь они явно себя переоценили, ибо фильм в сюжетном плане был настолько плотно привязан к сериалу (если быть точным, к его пятому и шестому сезону), что зритель-новичок ни за что бы не понял, о чем идет речь. Как мудро заметил один из критиков, нет смысла обсуждать эту ленту именно как фильм, потому что мы, по сути, просто имеем дело с растянутым до двух часов сериальным эпизодом.

В 2018 году появился фильм «Секретные материалы: Хочу верить». Эта картина уже была более самостоятельна и особо не привязана к истории сериала. Фото: кадр из фильма

Вышедшая спустя аж десять лет вторая картина смотрелась произведением более самостоятельным, и для того, чтобы его понять, не нужно было назубок знать биографии агентов Малдера и Скалли. Увы, при всей своей самостоятельности фильм оказался зауряднейшим триллером, от которого даже преданные фанаты дружно отвернулись — заработанные в прокате $68 миллионов позволили лишь вернуть потраченные на съемки и маркетинг деньги. Провал картины на корню обрубил разговоры о съемках третьей части — вместо этого решили просто вернуть на телеэкраны сам сериал. И, наверное, правильно сделали.

«Секс в большом городе» (2008), «Секс в большом городе 2» (2010)

Первая кинолента «Секс в большом городе» вышла спустя четыре года после завершения сериала. Фото: кадр из фильма

Первая киноверсия обожаемой девушками (и не только ими) саги ничем не удивила — спустя четыре года после завершения сериала героиня Сары Джессики Паркер продолжает свою крупномасштабную военно-полевую операцию по захвату Мужчины Ее Мечты и лишения его холостяцкого статуса. В первом из двух фильмов план вроде бы почти срабатывает, но герой Криса Нота сбегает в буквальном смысле слова прямо из под венца. В итоге, впрочем, Мужчина Мечты все же расстается с мечтой о том, чтобы и отношения с Кэрри Брэдшоу сохранить, и холостяцкий статус не утратить. Пара вступает в брак, хэппи-энд.

«Секс в большом городе-2» вышел в 2010 году и вновь оказался успешным в финансовом плане. Фото: кадр из фильма

Сиквел оказался еще более унылым. Муж Кэрри в качестве женатика уступает самому себе в образе завидного холостяка, поэтому, дабы разжечь пламя семейных страстей, в сценарий вписывается Эйдан (Джеймс Корбетт), второй по степени серьезности после Мужчины Мечты партнер в жизни Кэрри. Зрителям, однако, с самого начала понятно, что брак Кэрри не развалится, а симпатяге Эйдану ничего не светит.

Оба фильма стали большими хитами (общие сборы — свыше семисот миллионов долларов), но оказались, по сути, просто растянутыми до полнометражного формата сериальными эпизодами, к тому же сдобренными парой откровенно туалетных шуточек — услышав такие, покраснел бы даже Адам Сэндлер.

«Полиция Майами: Отдел нравов» (2006)

Спустя 16 лет после окончания сериала создатели решили выпустить фильм «Полиция Майами: Отдел нравов», который вышел в 2006 году. Фото: кадр из фильма

Фильм появился на экранах спустя 16 лет после окончания сериала. Многим казалось, что это именно Майкл Манн, продюсировавший телевизионный оригинал, решил спустя годы пересказать историю в «полном метре», однако на самом деле идею подбросил Манну Джейми Фокс. Да и Манна называют автором «Полиции Майами» ошибочно — все-таки сериал придумал Энтони Йеркович, а Майкл лишь помогал доводить его до ума. Как бы то ни было, предложение Фокса показалось всем интересным, ну а сам он, конечно, получил одну из двух главных ролей (напомним, сериал повествует о приключениях двух детективов из наркоотдела, чернокожего Рико Таббса и белого Санни Крокетта). Естественно, афроамериканец Фокс отхватил роль Таббса, ну а Крокетт достался ирландцу Колину Фарреллу.

В фильме актер Джейми Фокс исполнил роль Таббса, а Колин Фаррелл сыграл Санни Крокетта. Фото: кадр из фильма

Забавно, что Фокс, ставший одним из локомотивов проекта, сам его отчасти и угробил. Незадолго до начала работы над фильмом он получил «Оскар» за роль Рэя Чарльза в фильме «Рэй», после чего резко себя зауважал. Проще говоря, Фокса скосил жесточайший приступ звездной болезни, что вылилось в копеечку — актер потребовал серьезно увеличить себе зарплату, отказывался летать обычными авиарейсами, даже бизнес-классом, настаивая на перелетах частными лайнерами, постоянно срывал съемки. В итоге бюджет картины разросся до неоправданно большой суммы — $135 миллионов (и это лишь официально заявленные цифры). В прокате фильм смог набрать немногим больше ($1642 млн), что было равносильно провалу. Подкачал и сюжет: Майкл Манн, выступивший не только режиссером, но и сценаристом картины, вроде бы и наворотил кучу всего интересного, но в итоге зрителю непросто было свести концы с концами и понять, кто, кого, и как именно подставил. При этом нарочитая сложность соседствовала с простодушием — в частности, Манн попытался напугать зрителей водевильными бандитами-нацистами, словно речь шла не о голливудском блокбастере, а об очередном клипе «Рамштайн».

Впрочем, основной проблемой картины стал не Манн и даже не Фокс, а Колин Фаррелл: ирландец, на тот момент считавшийся одним из самых модных актеров мира, откровенно не дотягивал по уровню харизмы до Дона Джонсона, сыгравшего Санни Крокетта в оригинале.

«Бессмертный» (2019)

Несмотря на то, что главный герой сериала «Гоморра» Чиро Ди Марцио погиб, в фильме он воскрешает и снова берется за криминальные дела. Фото: кадр из фильма

Итальянский криминальный эпос «Гоморра» публика ценит за убедительность, с которой показаны будни неаполитанской наркомафии. Кровь здесь льется рекой, никто не щадит ни женщин, ни детей, герои разговаривают на сочном местном диалекте «наполетано», который не каждый итальянец, живущий, допустим, в Риме или Милане, способен, понять. В общем, суровая и колоритная правда жизни. Одной из особенностей сериала стало пренебрежительное отношение авторов к главным героям — здесь, словно в «Игре престолов», они мрут как мухи. Не повезло и красавчику Чиро Ди Марцио (Марко Д’Аморе), одному из лидеров преступного мира Неаполя, хотя продержался он долго — аж до конца третьего сезона. Пока зрительницы проливали горючие слезы, героя решили оживить в киноверсии, посвященной именно Чиро. Фильм получил название «Бессмертный» — именно так прозвали Чиро за то, что он в младенчестве выжил во время страшного землетрясения. Выжил он, оказывается, и после того, как схлопотал пулю и рухнул в море в конце третьего сезона — на то он, собственно, и Бессмертный. После чудесного воскрешения Чиро получает новое важное задание — организовать сделку с латышской мафией. И едет в Ригу.

Известный актер Алексей Гуськов в фильме исполнил роль главаря русской мафии Юрия Добешенко. Фото: кадр из фильма

Авторы «Гоморры», собаку съевшие на тонкостях неаполитанского быта, зачем-то полезли на север Европы, о котором имеют, похоже, весьма приблизительное представление. В Риге, по их мнению, давно уже враждуют две бандитские группировки — русские (тут сценаристы не промахнулись, русских в Латвии действительно много) и латыши. Вместо правдивой криминальной истории, которую вправе были ожидать фанаты «Гоморры», зрителю предложили откровенную клюкву, посреди которой пришибленный Чиро бродит, словно отбившийся от музейной экскурсии школьник. Слегка оживляют картину экскурсы в детство Чиро — по настроению это что-то вроде «Амаркорда» или «Однажды в Америке«, и все же флэшбеки не в силах спасти от провала эту двухчасовою тягомотину. В итоге единственной достойной внимания деталью фильма становится главарь русской мафии Юрий Добешенко, сыгранный народным артистом России Алексеем Гуськовым. «Латвия когда-то была частью великого Советского Союза, но потом захотела стать независимой и в результате превратилась в задницу Европы«, — говорит герой Гуськова при встрече с Чиро. И ведь не поспоришь…

Посмотреть фильм «Бессмертный» можно на more.tv 12 апреля

«Аббатство Даунтон» (2019)

Сериал, как и одноименный фильм, полюбился зрителям за его безупречный английский стиль. Фото: кадр из фильма

Симпатичный ретро-сериал, особо ценимый зрителями за безупречный английский вкус, получил достойное киновоплощение. Как и полагается в консервативной Великобритании, кардинальным образом в фильме ничего менять не стали, и история о том, как обитатели аббатства готовятся к достаточно неожиданному визиту короля, смотрится на одном дыхании. Дыхание не сбивается даже тогда, когда зритель понимает, что на монарха готовится покушение — заговорщика вычисляют и ликвидируют легко и элегантно (все тот же английский стиль, куда же без него).

Слегка подпортила картину тема однополой любви: она, конечно, в сериале также присутствовала, но одно дело, когда страдания гомосексуалистов аккуратно раскиданы по шести сезонам, другое — когда они неприлично выпирают в двухчасовом кинофильме. Здесь, увы, вкус британцам изменил, что, однако, не помешало фильму заработать в прокате $194 миллиона при скромном бюджете в $20 миллионов.

«El Camino: Во все тяжкие» (2019)

Сериал «Во все тяжкие» закончился очень ярко, однако автор сериала решил создать киносиквел » «El Camino: Во все тяжкие», который вышел на экраны в 2019 году. Фото: кадр из фильма

Великолепный криминальный телеэпос «Во все тяжкие» закончился настолько эффектно, что о каком-то продолжении, особенно в виде кинофильма, даже думать было странно. Ну ладно спин-офф-сериал («Лучше звоните Солу»), но продолжение? Да еще полнометражное? Эй, товарищи продюсеры, может, не надо?

Надо, зритель, надо. Автор сериала Винс Гиллиган взял да снял киносиквел, причем прямой, действие которого стартует сразу же после финальных кадров последнего эпизода. Главным героем по понятным причинам стал Джесси Пинкман (Аарон Пол) — центральный персонаж сериала, ставший наркобароном учитель химии Уолтер Уайт (Брайан Крэнстон), напомним, был убит. А вот напарник Уайта Пинкман, ради которого Уолтер, по сути, собой и пожертвовал, сбежал. Теперь ему надо срочно найти деньги и документы, чтобы начать новую жизнь.

Так как Уолтер Уайт был убит в сериале, то в фильме рассказывалась история о его напарнике Пинкмане. Фото: кадр из фильма

Придирчивые поклонники Breaking Bad по достоинству оценили то, насколько бережно в фильме отнеслись к сериалу и как точно передали неспешный ритм, свойственный культовой саге. Хотя, казалось бы, что в этом удивительного, если поставил фильм тот, кто всю эту историю и придумал? Но есть один нюанс — для Гиллигана, опытнейшего сценариста и продюсера, «El Camino: Во все тяжкие» стал режиссерским дебютом. И это в 52 года (в феврале Винсу уже стукнуло 53)! Прежде Гиллиган не снял ничего, даже к эпизоду в сериале ни разу не подступился, и вдруг выдал кино, которое не каждый именитый режиссер способен сделать.

Кстати, прославился Винс как сценарист и продюсер… «Секретных материалов». После выхода фильма о Джесси Пинкмане фанаты X-Files наверняка дружно кусали локти — теперь-то ясно, кому надо было доверять постановку киноверсий их любимого сериала…

ЗНАЙ НАШИХ!

В России тоже в последние годы наладили производство фильмов по модным сериалам, и дебютантом стал «Глухарь в кино» (2010). Первый блин оказался тем, кем ему и положено быть, то есть комом. На фоне колоритных баек о ментовской жизни, которые так полюбились фанатам телевизионного «Глухаря», киноверсия выглядела дурацким комедийным боевиком, убожество которого не смогли скрыть многочисленные взрывы, драки и погони.

Сериал «Глухарь» был настолько популярен, что создатели даже сняли фильм «Глухарь в кино», но он не оправдал надежд и поклонники были разочарованы этой картиной. Фото: кадр из фильма

«Бригада: Наследник» (2012) — новая попытка и вновь неудачная. В кинопродолжении легендарной «Бригады» не было ни Саши Белого, ни его дружбанов-отморозков, зато присутствовал субтильный Иван Макаревич в роли сына героя Сергея Безрукова. И пусть сынуля в финале всех победил, почтенной публике так и не удалось поверить в то, у грозного Александра Белова родился столь плюшевый наследник.

В фильме «Бригада: Наследник» не было ни Саши Белого, ни его дружков. Зато молодой актер Иван Макаревич сыграл сына Белого. Но получилось так себе, поклонники остались не в восторге от киноленты. Фото: кадр из фильма

«Кухня в Париже» (2014) — совсем другая история. Полнометражная версия популярного комедийного сериала удалась, с какой стороны на нее не посмотри, и на вполне законных основаниях получила статус хита (касса — почти $14 миллионов, в то время как «Глухарь» и «Бригада» с треском провалились). Фильм «Кухня. Последняя битва» (2017) заработал значительно меньше, но откровенным фиаско все же не выглядел.

Зрители, полюбившие сериал «Кухня», восторженно восприняли фильм «Кухня в Париже». Фото: кадр из фильма

Но даже кухонным успехам оказалось далеко до рекордов, которые поставил киновариант «Полицейского с Рублевки». Первая картина — «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел» (2018), снятая на основе хулиганского сериала-капустника про подмосковных стражей порядка, стала одной из самых кассовых картин в истории России (1 762 820 350 рублей), вторая часть, вышедшая в декабре прошлого года, заработала немногим меньше. Интересно, что сценаристом и режиссером «Полицейского с Рублевки» является Илья Куликов, придумавший когда-то… «Глухаря». Такая вот эффективная работа над ошибками.

Сериал «Полицейский с Рублевки» приобрел много фанатов. Поэтому авторы решили создать фильм «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел». И не прогадали. Фото: кадр из фильма
Exit mobile version