Высоцкий матерился, Конкина хотели заменить, а Павлов хохмил не к месту: конфликты и мистика на съемках «Место встречи изменить нельзя»

Знаменитый и ставший культовым многосерийный детектив » Место встречи изменить нельзя» стал любимым и поистине народным. Однако съемки телесериала проходили «с большим скрипом», постоянным конфликтами между актерами и съемочной группой, а чиновники пытались сделать так, чтобы советские люди вообще не увидели его.

Чиновники мешали Станиславу Говорухину

Фото: Станислав Говорухин во время съемок фильма Место встречи изменить нельзя»

Когда представители советской бюрократии узнали, что назревает подобный проект, они были резко против. В Советском Союзе не должны были знать о том, как себя ведут и как разговаривают преступники, какую аморальную жизнь может вести советский человек и о существовании в стране девушек «с низкой социальной ответственностью». А узнав о том, что главную роль будет играть всенародный любимец и бард Владимир Высоцкий — вообще не хотели рассматривать сценарий и уж тем более разрешать съемки.

Но Говорухин обивал пороги, доходил до высоких начальников, согласовывал сценарий и в итоге добился разрешения.

Не обошлось и без резких настроений самого Высоцкого. В картину он предложил вставить несколько своих песен, написанных специально для фильма. Среди этих песен были «Побудьте день вы в милицейской шкуре…», «Баллада о детстве» и «О конце войны». Но сам Говорухин был против этих песен: послевоенная Москва, показанная в фильме, слушала совсем другие песни, а Высоцкий в своем классическом образе любимого барда откидывал бы зрителя из 50-х в 80-е.

Сценаристы спорили о роли Владимира Конкина

Фото: Владимир Конкин, кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»

Братья Вайнеры, которым принадлежала идея и сценарий фильма, пытались навязать режиссеру свою точку зрения, в том числе и по поводу исполнителя роли Володи Шарапова. Ведь их Шарапов — это фронтовой разведчик, простой безусый мужик с маленькими глазками, имеющий десятки выходов за линию фронта — сильный и отважный. А Владимир Конкин представлял из себя типичную советскую интеллигенцию. Ссора дошла до того, что братья отказались указывать свои имена в финальных титрах. На их месте стоял некий «Станислав Константинов» (с явным намеком на Станиславского). Но после грандиозного успеха фильма сценаристы все же согласились вернуть свои имена в список создателей.

Высоцкий также был резко против актера: во-первых, из-за противоположных взглядов, а во-вторых, из-за того, что предлагал на эту роль своего друга Ивана Бортника. Говорухин отстоял роль выбранного им актера. Однако после очередного конфликта с Высоцким, будущий Шарапов тайно хотел уехать во время съемок. Его с чемоданами встретил актер Виктор Павлов, который рассмешил Конкина внезапной читкой сценария в коридоре гостиницы.

«Видит бог, я чуть не помер со смеху. Так он произносил каждую реплику, что я не мог идти, у меня ножки крестиком были, задыхался — так хохотал. И этот гений вырвал клещами из меня тот неправильный ржавый гвоздик сомнений и горечи» — вспоминал Конкин.

Высоцкий противостоял Конкину

Фото: Владимир Высоцкий и Владимир Конкин, афиша «Место встречи изменить нельзя»

Высоцкий откровенно недолюбливал «комсомольского холуя» Конкина. Второй в то время уже был заслуженным артистом УССР, у поэта же не было никаких официальных званий. И несмотря на это, Высоцкий понимал, что он идол, икона — и это позволяло ему вести себя вольготно: капризы, грубость, требовательность и взгляд свысока на окружающих.

Кстати, даже автомобиль коллеги по съемочной площадке возмутил тогда Владимира Семеновича: Конкин ездил на «Волге» (хотя у Высоцкого в то время уже был «Мерседес»). Или, возможно, дело было и в том, что Владимир Алексеевич за съемочный день получал в два раза больше Владимира Семеновича…

А еще Высоцкий считался товарищем Говорухина. Нельзя не отметить, что и роль Жеглова Высоцкий себе «забронировал» сразу после прочтения романа братьев Вайтеров «Эра милосердия», по которому и был снят фильм.

Доставалось и остальным актерам: во время съемок фильма Говорухину нужно было уехать в срочную командировку, поэтому несколько сцен режиссировал Высоцкий. Он был строгим и требовательным ко всей команде, поэтому возвращение доброго режиссера стало облегчением для каждого актера.

Мистика на съемочной площадке

Фото: кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»

Первоначально фильм назывался «Черная кошка». Суеверные начальники были против такого названия, мол, неудачу принесет. Потом во всех конфликтах и совпадениях винили эту самую кошку. Название фильма изменили, однако многих актеров после съемок ждали неудачи: кто-то навсегда остался в образе злодеев, Людмила Давыдова (Верка-модистка) свела счеты с жизнью после съемок, Наталья Ченчик, сыгравшая «подставную» Аню, пробовалась на роль подруги Фокса, однако режиссер сказал, что у нее «задрипанная внешность», и это подорвало у актрисы веру в себя.

Незадолго до съемок цыганка нагадала Владимиру Высоцкому любовь и смерть. Перед съемками Марина Влади и Высоцкий пытались надавить на Говорухина, чтобы актера заменили.

«Марина уводит меня в другую комнату, запирает дверь, со слезами просит: «Отпусти Володю, снимай другого артиста». И Володя: «Пойми, мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль», — вспоминает режиссер первый день съемок фильма. Можно представить, как себя почувствовал Высоцкий, когда на съемках фильма треснуло огромное, в человеческий рост, зеркало.

Самым страшным эпизодом во время съемок актеры считают падение грузовика в реку. Каскадерам сделали ненадежную насыпь из неутрамбованной земли, в результате чего грузовик полетел по другой траектории кабиной вниз, после чего уткнулся в метровый ил на дне. Два человека оказались заблокированными в машине, воздух в кабине заканчивался, и тут кто-то вытащил одного из них через окно и подтолкнул наверх. «Водяной!» — заключил каскадер Владимир Жариков.

Высоцкий был зациклен на мысли о своей скорой смерти. Когда у них с режиссером произошел конфликт по поводу его песен, аргументом барда была фраза «Может это последнее, что я успею сделать!» Через 8 месяцев после премьеры Владимир Высоцкий умер.

Фото: кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»

Несмотря на все сложности, которые преследовали актеров и съемочную группу, несмотря на все неудачи и мистику во время и после съемки, фильм стал действительно культовым, классическим и неизменным эталоном для многих кинематографистов. «Место встречи изменить нельзя» стал тем самым идеалом, к которому до сих пор стремятся российские режиссеры и сценаристы.

Главное фото: афиша фильма.

Exit mobile version