Высоцкий матерился, Конкина хотели заменить, а Павлов хохмил не к месту: конфликты и мистика на съемках «Место встречи изменить нельзя»
Знаменитый и ставший культовым многосерийный детектив » Место встречи изменить нельзя» стал любимым и поистине народным. Однако съемки телесериала проходили «с большим скрипом», постоянным конфликтами между актерами и съемочной группой, а чиновники пытались сделать так, чтобы советские люди вообще не увидели его.
Чиновники мешали Станиславу Говорухину
Когда представители советской бюрократии узнали, что назревает подобный проект, они были резко против. В Советском Союзе не должны были знать о том, как себя ведут и как разговаривают преступники, какую аморальную жизнь может вести советский человек и о существовании в стране девушек «с низкой социальной ответственностью». А узнав о том, что главную роль будет играть всенародный любимец и бард Владимир Высоцкий — вообще не хотели рассматривать сценарий и уж тем более разрешать съемки.
Но Говорухин обивал пороги, доходил до высоких начальников, согласовывал сценарий и в итоге добился разрешения.
Не обошлось и без резких настроений самого Высоцкого. В картину он предложил вставить несколько своих песен, написанных специально для фильма. Среди этих песен были «Побудьте день вы в милицейской шкуре…», «Баллада о детстве» и «О конце войны». Но сам Говорухин был против этих песен: послевоенная Москва, показанная в фильме, слушала совсем другие песни, а Высоцкий в своем классическом образе любимого барда откидывал бы зрителя из 50-х в 80-е.
Сценаристы спорили о роли Владимира Конкина
Братья Вайнеры, которым принадлежала идея и сценарий фильма, пытались навязать режиссеру свою точку зрения, в том числе и по поводу исполнителя роли Володи Шарапова. Ведь их Шарапов — это фронтовой разведчик, простой безусый мужик с маленькими глазками, имеющий десятки выходов за линию фронта — сильный и отважный. А Владимир Конкин представлял из себя типичную советскую интеллигенцию. Ссора дошла до того, что братья отказались указывать свои имена в финальных титрах. На их месте стоял некий «Станислав Константинов» (с явным намеком на Станиславского). Но после грандиозного успеха фильма сценаристы все же согласились вернуть свои имена в список создателей.
Высоцкий также был резко против актера: во-первых, из-за противоположных взглядов, а во-вторых, из-за того, что предлагал на эту роль своего друга Ивана Бортника. Говорухин отстоял роль выбранного им актера. Однако после очередного конфликта с Высоцким, будущий Шарапов тайно хотел уехать во время съемок. Его с чемоданами встретил актер Виктор Павлов, который рассмешил Конкина внезапной читкой сценария в коридоре гостиницы.
«Видит бог, я чуть не помер со смеху. Так он произносил каждую реплику, что я не мог идти, у меня ножки крестиком были, задыхался — так хохотал. И этот гений вырвал клещами из меня тот неправильный ржавый гвоздик сомнений и горечи» — вспоминал Конкин.
Высоцкий противостоял Конкину
Высоцкий откровенно недолюбливал «комсомольского холуя» Конкина. Второй в то время уже был заслуженным артистом УССР, у поэта же не было никаких официальных званий. И несмотря на это, Высоцкий понимал, что он идол, икона — и это позволяло ему вести себя вольготно: капризы, грубость, требовательность и взгляд свысока на окружающих.
Кстати, даже автомобиль коллеги по съемочной площадке возмутил тогда Владимира Семеновича: Конкин ездил на «Волге» (хотя у Высоцкого в то время уже был «Мерседес»). Или, возможно, дело было и в том, что Владимир Алексеевич за съемочный день получал в два раза больше Владимира Семеновича…
А еще Высоцкий считался товарищем Говорухина. Нельзя не отметить, что и роль Жеглова Высоцкий себе «забронировал» сразу после прочтения романа братьев Вайтеров «Эра милосердия», по которому и был снят фильм.
Доставалось и остальным актерам: во время съемок фильма Говорухину нужно было уехать в срочную командировку, поэтому несколько сцен режиссировал Высоцкий. Он был строгим и требовательным ко всей команде, поэтому возвращение доброго режиссера стало облегчением для каждого актера.
Мистика на съемочной площадке
Первоначально фильм назывался «Черная кошка». Суеверные начальники были против такого названия, мол, неудачу принесет. Потом во всех конфликтах и совпадениях винили эту самую кошку. Название фильма изменили, однако многих актеров после съемок ждали неудачи: кто-то навсегда остался в образе злодеев, Людмила Давыдова (Верка-модистка) свела счеты с жизнью после съемок, Наталья Ченчик, сыгравшая «подставную» Аню, пробовалась на роль подруги Фокса, однако режиссер сказал, что у нее «задрипанная внешность», и это подорвало у актрисы веру в себя.
Незадолго до съемок цыганка нагадала Владимиру Высоцкому любовь и смерть. Перед съемками Марина Влади и Высоцкий пытались надавить на Говорухина, чтобы актера заменили.
«Марина уводит меня в другую комнату, запирает дверь, со слезами просит: «Отпусти Володю, снимай другого артиста». И Володя: «Пойми, мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль», — вспоминает режиссер первый день съемок фильма. Можно представить, как себя почувствовал Высоцкий, когда на съемках фильма треснуло огромное, в человеческий рост, зеркало.
Самым страшным эпизодом во время съемок актеры считают падение грузовика в реку. Каскадерам сделали ненадежную насыпь из неутрамбованной земли, в результате чего грузовик полетел по другой траектории кабиной вниз, после чего уткнулся в метровый ил на дне. Два человека оказались заблокированными в машине, воздух в кабине заканчивался, и тут кто-то вытащил одного из них через окно и подтолкнул наверх. «Водяной!» — заключил каскадер Владимир Жариков.
Высоцкий был зациклен на мысли о своей скорой смерти. Когда у них с режиссером произошел конфликт по поводу его песен, аргументом барда была фраза «Может это последнее, что я успею сделать!» Через 8 месяцев после премьеры Владимир Высоцкий умер.
Несмотря на все сложности, которые преследовали актеров и съемочную группу, несмотря на все неудачи и мистику во время и после съемки, фильм стал действительно культовым, классическим и неизменным эталоном для многих кинематографистов. «Место встречи изменить нельзя» стал тем самым идеалом, к которому до сих пор стремятся российские режиссеры и сценаристы.
Главное фото: афиша фильма.