Чиновник Сычев, программист из «Идиота» и другие комедийные роли Фёдора Бондарчука
«Русское кино в …, и только Федя Бондарчук крутой» – произнес герой фильма Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» и подарил России один из самых живучих мемов про нашу киноиндустрию. Бондарчук свой статус подтверждает каждый день – он не только снимает самые кассовые российские фильмы, продюсирует блокбастеры, дебюты и арт-кино, снимается в серьезных драматических картинах. Он еще и замечательный комедийный актер, который обожает смеяться над собой.
«Год культуры»
В первом сезоне жизнь Виктора Сычева, чиновника из Министерства образования, изменилась в одну секунду благодаря звонку президенту России по прямой линии. После возмущенной речи преподавательницы загнивающего вуза городка Верхнеямска сам Путин отправил Сычева в провинцию выводить университет в топы. Здесь Сычев, человек хамоватый, резкий, бесчеловечный и необразованный, будет вынужден работать с простыми людьми, которых презирает с высоты своего положения.
Бондарчук признается в интервью, что его персонаж – это собирательный образ из наблюдений за российскими чиновниками. Интеллигентный и образованный, Бондарчук перевоплощается в полную свою противоположность и делает это в лучших традициях сатиры и гротеска. Речь Сычева изобилует поговорками и народными словечками, которыми наделили персонажа не только сценаристы «Года культуры», но и сам Бондарчук. В новом сезоне его персонажу предстоит раскрыться перед зрителем с человеческой стороны. Оказывается, он не только чиновник-самодур, но и вполне обычный мужчина, которого задевает, что у его бывшей Софьи Белозеровой (Мария Ахметзянова) теперь новый кавалер (Петр Федоров), и что в Верхнеямске он теперь не главный состоятельный щегол.
«Даун Хаус»
Одним из первых комедийных персонажей Бондарчука стал программист Мышкин в самой смелой за всю историю кино интерпретации романа Достоевского «Идиот», виртуозно сочиненной Романом Качановым и Иваном Охлобыстиным. Было это 20 лет назад.
«Даун Хаус» – из тех фильмов, которые не оставляют равнодушными. О нем спорили, от него плевались, его называли шедевром. Немало в жарких прениях досталось и Бондарчуку – поборники морали считали недостойной для сына великого советского режиссера Сергея Бондарчука его роль современного дурачка. Но на самом деле Бондарчуку в «Даун Хаусе» удалось изобразить идиота именно в «достоевском» смысле – человека добрейшего, простодушного, чистого.
Девяностые годы 20 века. В Россию из Швейцарии после лечения в психиатрической клинике приезжает Мышкин – получать наследство. По дороге он знакомится с «новым русским» Парфеном Рогожиным, страдающим по роковой женщине Настасье Филипповне. Игра воображения у Мышкина не знает границ, и он заочно влюбляется в Настасью Филипповну.
«Два дня»
Сюжет фильма, сценарий которого Авдотья Смирнова и Анна Пармас писали специально для Бондарчука и Ксении Раппопорт, формально похож на сюжет первого сезона «Года культуры», написанного чуть ли не на десятилетие позднее. Это не подражание – просто тема культурных и бытовых различий столицы и регионов остро волнует всех.
«Два дня» – история о том, как чиновник Петр Дроздов приезжает в полузабытый музей классика русской литературы с целью отнять землю и пустить ее на что-нибудь полезное, но знакомство с литературоведом Марией меняет его жизнь.
В душе романтичный Петр Дроздов – совсем не оголтелый циник Виктор Сычев, а «Два дня» – это ромком, в отличие от сатирического «Года культуры». Поэтому и образ чиновника Бондарчук создал мягкий, симпатичный и человечный. Чего стоит нежный диалог между героями Раппопорт и Бондарчука: «Ты не переживаешь, что ты лысый?» — «Очень переживаю».
«Призрак»
Семейная комедия «Призрак» стала первой совместной работой Бондарчука с компанией «Водород», с которой они вскоре снимут эпическое «Притяжение» и откроют киношколу «Индустрия». Бондарчук здесь играет талантливого авиаконструктора Гордеева, который попадает в аварию и становится призраком. Видит его только замкнутый подросток Ваня (Семен Трескунов), и только он теперь может помочь Гордееву спасти его грандиозный проект — самолет ЮГ-1, который должен стать прорывом в отечественной авиации.
Роль Бондарчука в «Призраке» развеселит кого угодно, от ребенка до старика, ведь и фильм целится в самую широкую аудиторию. До аварии Гордеев зажигательно напивается в московском клубе Soho, потом смешно кривляется, осознавая себя привидением; затем изображает партнера и старшего товарища Вани, постепенно подключает и отцовские нотки. В общем, учебник по комедийной игре в действии.
«Мифы»
В богатом актерском капустнике модного режиссера Александра Молочникова Федор Бондарчук сыграл едкую пародию на самого себя – крутого режиссера, спасителя русского кино, который поднялся в девяностые на съемках клипов и теперь пожинает плоды славы, не вспоминая о тех, кто ему помогал. Пока он занимается скандинавской ходьбой и курсирует с одного званого ужина для випов на другой, по его следу идет браток из девяностых, мечтающий стрясти с Бондарчука деньги, которые он двадцать лет назад вложил в клип «Посмотри в глаза» Натальи Ветлицкой – причем по новому курсу.
Для такой роли необходимы самоирония и умение смеяться над собой, Бондарчуку этого не занимать. Он может посмеяться над чем угодно – русской классикой, устройством современной политики, своим образом – и поэтому считается актером, поработать с которым – большое счастье для любого режиссера.
Главное ФОТО: кадр из фильма «Призрак»