Отцы и дети в нуарной Москве: как снимали сериал «Контакт» с Павлом Майковым
Видеосервис Premier завершает показ сериала «Контакт» — правдивая драма о пропасти между современными подростками и их родителями, жизни в онлайне и поиске любви в дисфункциональной семье. Главные роли в ней сыграли Павел Майков и дебютантка Ирина Паутова. Еще на этапе премьеры трейлера «Контакт» подкупил своим визуальным стилем и сценарием, который чутко воспроизводит настоящую живую речь. Рассказываем, как снимали сериал.
«Контакт» — это кросс-проект двух успешных российских сериальных продакшенов; его производством занимались Good Story Media («Ольга», «Звоните ДиКаприо!», «Реальные пацаны» и т.д.) и продюсерская компания «Среда» («Шерлок в России», «Проект «Анна Николаевна», «Пищеблок»). Москва, наше пандемийное время со всеми его приметами, опера Глеба Барнашова выгнали из полиции, и он был вынужден устроиться в отдел по работе с несовершеннолетними преступниками и трудными подростками. Он общаться с детьми не умеет, поэтому новая работа для Глеба – сущий ад. Но главным трудным подростком для него остается дочка Юля, с которой он никак не может наладить контакт. В свои малые годы Юле пришлось пережить немало – она считает, что мама ее бросила, в школе ее травят, а задиристый характер и способность находить проблемы на каждом шагу обостряют и без того сложные отношения с отцом. В попытках понять дочку Глеб просит первого попавшегося в его отдел подростка познакомиться с Юлей во «Вконтакте» и сдать ему пароль от переписки. Так Барнашов, не понимающий, что такое личные границы, пусть и цифровые, начинает следить за дочкой. Действие сериала будет разворачиваться на окраинах столицы, больше похожей на бетонный европейский пригород, центром притяжения здесь будут школа, торговый центр и серые пустыри – локации, которые чаще других видят обычные подростки.
Сериал на вечную тему в новом сеттинге – проблема отцов и детей в «Контакте» разворачивается в эпоху жизни онлайн – требовал свежего режиссерского взгляда, потому и режиссера искали самыми нестандартными путями. В итоге за камеру впервые встал популярный актер и многодетный отец Евгений Стычкин. Сам Стычкин вспоминает, что сценарий «Контакта» ему прислала продюсер Александра Ремезова, с которой они давно знакомы. И уже после того, как он прочел текст и впечатлился им, Ремезова предложила Евгению не сниматься в «Контакте», а снимать его.
«Женя Стычкин – это друг моей юности, мы знакомы с ним с 1997 года, — говорит Павел Майков. — Мы с ним много снимались, работали в театре, да и жизненных ситуаций общих тоже много. Поэтому, когда я работал с ним в этом сериале, меня восхитило, что он действительно режиссёр. Настоящий режиссёр, который может донести идею до всей группы, не только до артистов, а чтобы все на площадке понимали, что происходит, что мы снимаем и как мы снимаем».
Съемки детей и подростков – всегда большая головная боль для киношников. Поскольку «Контакт» — это драма, отражающая жизнь такой, какая она есть, авторам было важно ни на секунду не наврать в подростковой игре и подростковом мироощущении. Кастинг на роли подростков длился долго.
«Некоторых я нашёл в интернете, — рассказывает Евгений Стычкин. — Я иногда просил, чтобы те ребята, которые приходят на пробы, мне кого-то присылали, и описывал, кто мне нужен, а они советовали кого-то из своих студенческих друзей, коллег. Обычно, конечно, парни присылали своих девчонок, но это же очень легко проверить: ты заходишь в Instagram и видишь у девочки, которую тебе посоветовали, обязательно того мальчика, который тебе её посоветовал. А в какой-то момент мне посоветовали Иру Паутову, я ей написал в Instagram, она мне не ответила. Потом оказалось, что она решила, что её кто-то троллит, что не мог ей Стычкин написать».
Впоследствии Паутова все же ответила Стычкину с подачи своего знакомого, который поделился ее контактом, записала самопробы и получила роль Юли. В этом году Ирина только закончила Театральную школу Олега Табакова, то есть она на пару лет постарше своей героини из «Контакта», однако передать все терзания трудного подростка, против которого воюет весь мир, ей удалось на сто процентов.
«Ира уже ко второму или третьему нашему свиданию изрисовала целый блокнот, потому что я сказал, что её героиня рисует, она так прячется от окружающего мира в этом рисовании, и у неё уже был абсолютно блестяще сделанный реквизит», — вспоминает Стычкин.
Еще одним способом достоверно передать как подростковый мир, так и мир растерянных взрослых, стала для авторов «Контакта» музыка. У сериала точно подобранный саундтрек: герой Майкова решает вопросы (или же только запутывает их) под музыку Depeche Mode, а подростки живут в кадре под остромодные песни Славы Марлоу, певиц Лютик и Эллы, групп «Наша Таня», «Молчат дома» и так далее. Креативный продюсер и сценарист «Контакта» Максим Паршин говорит, что на противопоставлении музыкальных тем героев строится и их противопоставление в сюжетном разрезе, а максимум электроники и синтетики в саундтреке помогают подсветить еще одну проблему сериала – враждебную городскую среду.
«В «Контакте» мы хотели построить другую Москву – не гламурную, но и не быдляческую. У нас Москва вписана в европейский, нордический контекст, в ней есть что-то от нуарного Берлина», — делится Паршин.
Оператора для истории, в которой огромную роль играет передача мрачного настроения забетонированного города, тоже выбирали долго, в итоге им стал Юрий Кокошкин – он снимал артовую притчу Резо Габриадзе «Знаешь, мама, где я был?» и некоторые эпизоды «Физрука».
«У нас вообще получилась невероятная операторская команда – так совпадает редко, — говорит Евгений Стычкин. — Даже ребята, которые работали камерамэнами, были операторами-постановщиками, поэтому это давало возможность эклектично иногда рассказывать историю».
Итогом работы стала остросоциальная драма, рассказанная в эпоху абсолютной незащищенности – как в сети, так и на территории серого урбана.
Смотрите сериал «Контакт» только на видеосервисе Premier